В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шарандин Юрий:ПОЧЕМУ НЕ `РАБОТАЮТ` ЗАКОНЫ. ДАЖЕ ХОРОШИЕ Назад
Шарандин Юрий:ПОЧЕМУ НЕ `РАБОТАЮТ` ЗАКОНЫ. ДАЖЕ ХОРОШИЕ
В нынешнем составе Совета Федерации впервые создан Комитет по конституционному законодательству. Опыт работы комитета свидетельствует: решение проблем, которыми он занимается, имеет исключительно важное значение для совершенствования законодательства в стране. С этого начался разговор корреспондента `Парламентской газеты` с руководителем комитета кандидатом юридических наук Юрием Шарандиным.
- В отличие от других комитетов и комиссий верхней палаты полномочия Комитета по конституционному законодательству особые. К исключительному его ведению относятся вопросы законодательного обеспечения порядка внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ, поправок к ней, защита прав и свобод человека и гражданина, государственное устройство Российской Федерации, совершенствование избирательного права. Комитет дает заключения на утверждение Советом Федерации кандидатур судей Конституционного суда, а также (пусть такой момент никогда не настанет) указа Президента РФ о чрезвычайном положении.

- Обязанностей много. А достаточно ли сил для их выполнения?

- В составе комитета восемь человек. Все высококвалифицированные люди. Первый заместитель председателя Валерий Федоров, генерал-полковник милиции, в прошлом первый заместитель министра внутренних дел. Геннадий Бурбулис, который в свое время принял активное участие в создании ныне действующей Конституции, что придает особое значение его работе в комитете. Виктор Игнатов занимается актуальными для наших дней вопросами избирательного права. Леонид Биндар умеет квалифицированно оценить законопроекты, поступающие из Государственной Думы. Конкретные участки конституционного законодательства ведут также Петр Волостригов, Михаил Одинцов, Александр Якубов. Им помогает достаточно квалифицированный аппарат.
Я являюсь еще и официальным представителем в Конституционном суде Российской Федерации от верхней палаты, что исключительно важно, так как у нас одно поле деятельности, и сотрудничать нам приходится в тесном контакте.
Стоит отметить, что нагрузка на членов комитета не маленькая. В минувшую сессию, к примеру, проведена правовая экспертиза и подготовлены заключения комитета по 28 федеральным законам, четыре из которых - конституционные. Немало времени уходит на участие в деятельности согласительных комиссий палат Федерального Собрания, рабочих групп, которые готовят законопроекты. Плюс, конечно, участие в парламентских слушаниях, выездных заседаниях, `круглых столах` и т.д.

- Как известно, верхняя палата в целом и каждый сенатор в отдельности обладают правом законодательной инициативы. Часто ли они им пользуются?

- Нынешний состав Совета Федерации в противовес предыдущим пользуется этим правом весьма активно.
Для того чтобы сделать эту работу более предметной, наш комитет, к примеру, проанализировал постановления Конституционного суда Российской Федерации начиная с 1993 года. Мы учли все его прямые указания законодателям о необходимости изменения действующего законодательства в связи с признанием тех или иных норм неконституционными. Это определило наши основные направления работы.
По настоянию комитета был отклонен Советом Федерации принятый в феврале 2003 года федеральный закон `О государственном языке Российской Федерации` как противоречащий российской Конституции и федеральным законам. Если помните, этим законом весьма строго ограничивалось использование иностранных слов, в том числе в официальных названиях. Для того чтобы опровергнуть не до конца продуманную логику авторов закона, в заключении комитета пришлось прибегнуть к парадоксу. Мы обратили внимание на то, что даже в названии Конституции Российской Федерации, к примеру, из трех слов два иностранные. Заменить их на какие-то два русских слова невозможно. Аналогичные ситуации могут возникнуть и с другими иностранными словами.
Комитет держит под контролем два федеральных закона с момента их вступления в силу. Первый - `О гражданстве Российской Федерации`, второй - `О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации`. Практика показывает, что без изменений и дополнений этих законов не обойтись. А значит, будут нужны и новые законодательные инициативы.

- В декабре исполнится десять лет нынешней Конституции России. И именно в канун этого события усилились разговоры о возможности ее изменения. Имеют ли они под собой основу?

- У нас на эту тему в палате идут постоянные дискуссии. В политике возможно все. В том числе изменение Конституции. Только следует знать цену вопроса и ресурсы для его решения. Изменить Конституцию, прежде всего ее основные главы - 1-ю, 2-ю и 9-ю, без созыва Конституционного собрания Российской Федерации невозможно. Но законопроект, регламентирующий порядок его формирования, созыва и т.д., лежит в Государственной Думе без движения уже долгое время. Некоторые главы можно изменить другим путем. Процедура известна - одобрение двумя третями субъектов Российской Федерации. Но давайте задумаемся - зачем менять Основной Закон страны? Он надежно служит нам десятый год. Это говорит о прочности его конструкции. Мы ни разу не попали в конституционный тупик.,br> Конституция в течение десяти лет обеспечивает равновесие в обществе. Так считают многие члены Совета Федерации, так считают и члены Конституционного суда, которые имеют право комментировать Основной Закон нашего государства. Мы находимся в переходном периоде. Законодательство развивается на основе Конституции. Любые перемены вызовут цепь дополнительных подвижек, которые затормозят выработку нужных стране законов. Меня другое беспокоит - правовая неграмотность большинства наших граждан. Конституцию надо знать. Хотя бы права человека и гражданина. Ее следует глубже изучать в школах, не говоря уже о высших учебных заведениях. И я полагаю, что мы, законодатели, несем значительную долю вины за слабое знание обществом основных положений Конституции.

- Юрий Афанасьевич, не за горами новая парламентская сессия. Какие моменты станут для вашего комитета основными?

- Мы будем гораздо активнее участвовать в формировании законодательной базы, чаще использовать свое право законодательной инициативы и возможности в формировании конституционного права.
Думаю, важным событием станет встреча руководителей Совета Федерации и Конституционного суда РФ. На этой встрече речь пойдет о создании механизма для реализации постановлений Конституционного суда как актов, имеющих высшую силу. Особый вопрос - налаживание тесных связей, способствующих совершенствованию избирательного законодательства, с ЦИК РФ. За ним, по нашему мнению, по отношению к комитету есть небольшой должок, тянущийся с момента одобрения Советом Федерации Закона `О выборах Президента Российской Федерации`. В нем, в пятой статье, значится, что выборы Президента РФ, если они не назначены Советом Федерации, назначает Центральная избирательная комиссия. Так вот словечко `назначает` вызвало сильное неприятие сенаторов, поскольку по Конституции назначать имеет право только Совет Федерации. Но верхняя палата при обсуждении этого закона проявила мудрость и пошла на компромисс. Закон мы не отклонили, и он вошел в силу, что позволило различным политическим силам готовиться к декабрьским выборам 2003 года. Но ясно, что названную мной пятую статью закона надо совершенствовать, что мы и намерены сделать на будущей сессии.
Есть еще одна проблема. Мы хотели бы, чтобы российские законы имели максимально возможное количество норм прямого действия: запретительных, разрешительных, в крайнем случае - отсылочных. А сейчас для исполнения большинства законов требуется принятие буквально десятков постановлений правительства и других структур исполнительной власти. На это порой уходят годы, из-за чего не `работают` даже вступившие в силу законы. Именно в подзаконных актах основная сила российской бюрократии. И это самым губительным образом влияет на развитие демократии в стране.



`Парламентская газета` 31.07.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 212377
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 422

  • Шарандин Юрий Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``