В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шаповальянц Андрей: Как продлить эффект девальвации Назад
Шаповальянц Андрей: Как продлить эффект девальвации
Ровно год назад Правительство решилось пойти на девальвацию рубля, отказалось платить по внешним долгам. Однако нет худа без добра. Во многом благодаря девальвации национальной валюты отечественная промышленность получила передышку. В этом году отмечен рост внутреннего валового продукта, нормализуются платежи между предприятиями и ситуация с заработной платой. Но, как считают некоторые экономисты, эффект девальвации не может быть продолжительным.
Что делает сейчас Правительство для того, чтобы сохранить наметившиеся в экономике положительные тенденции? На вопросы "Российской газеты" отвечает министр экономики Андрей ШАПОВАЛЬЯНЦ.
- Действительно, то, что мы с вами получили в рамках девальвационного эффекта, постоянно существовать не может. Перекос, который сложился между внутренними ценами и курсом доллара, постепенно восстанавливается. Это чувствуется прежде всего по нефтепродуктам. Нефтяные компании и нефтедобытчики ориентируются на мировые цены. За последний год рост внутренних цен на них опережает рост мировых. И какие бы действия здесь ни предпринимались - повышение экспортных пошлин, введение обязательных поставок нефти на НПЗ, - роста цен не избежать.

Нефтепродукты - только пример. Сложившееся соотношение между внутренними и внешними ценами, курсом рубля и других валют будет постоянно двигать экономику в сторону повышения цен. За посткризисный период с августа 1998-го до июля 1999-го цены в промышленности выросли на 68,4 процента, а на потребительском рынке - на 118 процентов. Цены же на мировом рынке колебались незначительно.

Я понимаю, что ничего приятного не сказал, но такова реальность. Для того чтобы нормально работать предпринимателям, Правительству, региональным администрациям, нужно это понимать и принимать как данность.

Тот рост прибыли, который получили российские экспортеры в результате скачка курса доллара, - это, если хотите, определенная временная финансовая льгота. Ситуация, когда цены на экспортно-ориентированную продукцию растут, а цены на потребляемые ресурсы и заработная плата остаются на том же уровне, долго существовать не может. Время экспортеров подходит к концу. Объемы поставок на экспорт приближаются к пику.

С другой стороны - девальвация позволила отечественной промышленности потеснить на российском рынке иностранные компании. То выравнивание цен, о котором я говорил выше, может больнее всего ударить по нашим предприятиям, объяснять не надо. Поэтому сейчас нужны энергичные меры, связанные со стимулированием внутреннего производителя, стимулированием внутреннего спроса, которые бы позволили предприятиям работать не только на внешний, но и на внутренний рынок. Другими словами, необходимо поддержать наши предприятия, не дать вытеснить их с тех мест на внутреннем рынке, которые они заняли в результате девальвации. Иначе мы с вами опять будем видеть в магазинах только иностранную колбасу, с ностальгией вспоминая тамбовский окорок.

- У Минэкономики на этот счет есть конкретные предложения?

- Безусловно. Во-первых, необходимо восстановить реальные доходы населения. Это крупнейший сектор экономики, который своим потреблением стимулирует производство. Такие меры уже применялись в Западной Европе в 50-60-е годы. В Англии в 1959 году населению возвращали сбережения, замороженные в годы войны. В 1967 году в ФРГ был принят специальный закон, предусматривающий в кризисные периоды увеличение выплат безработным и другим социально слабым группам населения.

Во-вторых, реформировать структурные монополии и стимулировать развитие частного сектора как агента рынка.

В-третьих, создать условия для эффективных производств и повысить конкурентоспособность экономики. Для этого должны быть предприняты меры по поддержке тех предприятий, которые являются точками роста, реально отвечают требованиям рынка как с точки зрения качества продукции, так и цены. Здесь, кстати говоря, не важен отраслевой принцип. Мы не говорим, что сегодня будем помогать предприятиям ТЭКа, а завтра металлургам. Ведь любое предприятие, которое нормально работает, тянет за собой своих партнеров или, как раньше говорили, смежников из других отраслей. Машиностроители потянут за собой металлургов, энергетиков, те в свою очередь угольщиков, нефтяников, тех же машиностроителей и так далее.

В-четвертых, решить проблемы, связанные с проведением реальной бюджетной политики. Необходимо повысить качество управления в налоговой и бюджетной сфере. Продолжить работу по реструктуризации государственного долга.

В-пятых, продолжить начатый процесс урегулирования неплатежей в народном хозяйстве. Он должен получить свое логическое завершение. Необходимо закрепить те положительные тенденции, которые у нас сейчас наметились, - я имею в виду увеличение на 2-3 процента в месяц доли денежных расчетов между хозяйствующими субъектами. Это позволит укрепить финансовое положение предприятий, пополнить их оборотный капитал, решить проблему реструктуризации накопленных ранее долгов. Правительство планирует в ближайшее время принять решение о реструктуризации ранее накопленных долгов предприятий перед бюджетом при условии четкого соблюдения текущих платежей. Это даст возможность предприятиям вздохнуть, задуматься о перспективном развитии.

И, наконец, необходима большая прозрачность естественных монополистов. Надо шире вводить международные системы бухгалтерского учета. Это позволит проводить регулярные аудиты и отследить реальные издержки, складывающиеся у естественных монополистов с точки зрения регулирования роста цен. Потому что именно естественные монополии в конечном итоге обуславливают ту ценовую спираль, которая раскручивается в результате изменения тарифов.

- Об этих мерах говорят с самого начала экономических реформ. Не могли бы вы поподробнее по каждому пункту рассказать, что конкретно необходимо делать сейчас? Ну, например, в области повышения внутреннего платежеспособного спроса и увеличения реальных доходов населения...

- Должен сказать, что этот вопрос является главным для Правительства. Еще в Программе первоочередных мер по выводу экономики из кризиса, разработанной год назад, пункт о мерах по нормализации жизни населения стоял на первом месте, и с тех пор приоритеты не изменились. О том, что будет делаться, я уже говорил - это компенсационные выплаты в бюджетной сфере. Соответствующая статья расходов записана в проект бюджета-2000. Затем речь идет о выплатах наименее обеспеченным слоям населения, поддержке пенсионеров. В конечном счете очень важно, чтобы зарплата или пенсия не только декларировалась, но и реально выплачивалась. Это будет способствовать росту экономики и даст людям уверенность в завтрашнем дне.

Все, что я говорю, не программные заявления. Министерство экономики постоянно занимается этим. На сегодняшний день практически решена проблема погашения задолженности перед федеральными бюджетниками.

На первое ноября 1998 года задолженность бюджетникам всех уровней составляла 22,1 миллиарда рублей. На первое июля этого года она уменьшилась до 14,6 миллиарда. Причем в основном это задолженность региональных бюджетов - 11,94 миллиарда.

- Как будет выглядеть стимулирование производства? Речь идет о Бюджете развития, из которого должны финансироваться наиболее эффективные проекты?

- Да, критерии отбора здесь, как я уже говорил, - не принадлежность к какой-либо отрасли, а наибольшая окупаемость затрат. Все проекты отбираются на конкурсной основе. Только в этом году было рекомендовано предоставление господдержки четырем инвестиционным проектам - строительство угольного терминала морского торгового порта в Лужской губе Финского залива, реконструкция животноводческого комплекса в Краснодарском крае, строительство первой очереди железнодорожной ветки Кондопога - Вендинга, строительство пускового комплекса производства инвалидной мотоколяски "Кинешма". Кто-то скажет: за год всего четыре проекта! Конечно, хотелось бы больше! Но не надо забывать, что мы выдвигаем к претендентам очень жесткие требования по подготовке обоснования. К сожалению, готовить такие документы умеют далеко не все. Этому тоже надо учиться.

- Я так понимаю, что вы оказываете предприятиям не только финансовую, но и методологическую помощь?

- Вы правы. Мы не имеем права сказать: хочешь денег - давай нам всю документацию в соответствии с международными стандартами. Мы должны помочь обучить менеджеров, как это делается. Наша работа с проектами показывает, что отсутствие четкой методологии не позволяет показать реальные возможности производства. В Министерстве экономики мы ввели систему консультирования по проектам. Провели учебные семинары в Череповце, Вологде, Туле, на Сахалине.

Реальный эффект уже наблюдается. После каждого такого совещания мы получаем три-четыре проекта, под которые дают средства инвесторы, в том числе и иностранные. Некоторые будут профинансированы и за счет Бюджета развития. И, наконец, мы показываем предприятиям, где они могут сами найти средства для капитальных вложений.

- Кстати, какой Бюджет развития определен на будущий год?

- Он будет не меньшим, чем в этом году, т.е. порядка 26 миллиардов рублей. Кроме того, мы предусмотрели гарантии Правительства под инвестиции в размере 50 миллиардов рублей.

- Наконец, самый, пожалуй, болезненный вопрос для российской экономики - неплатежи. Вы говорили о положительной тенденции в решении этого вопроса. Как Правительство собирается ее закреплять?

- До конца 1999 года доля денежных расчетов между предприятиями должна быть не менее 40 процентов. Мы считаем, что сейчас созданы все необходимые условия для того, чтобы у предприятий появились "живые" деньги. В некоторых отраслях платежи уже сейчас осуществляются в денежной форме. Это металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность. То есть у нас восстанавливается нормальная практика расчетов. Причем учтите, что денежная форма сама по себе содержит фактор сдерживания роста цен. Бартерные и другие расчетные схемы всегда порождали их неконтролируемое увеличение. При зачетной операции все равно, сколько стоит тот или иной ресурс. Ликвидация бартера в экономике также будет способствовать прозрачности финансовых потоков.

- Получается некий цикл. Девальвация дала предприятиям "живые" деньги. А "живые" деньги позволяют продлить эффект девальвации...

- Не совсем так. "Живые" деньги позволяют нормализовать финансовую систему. К концу 2000 года доля денежных расчетов должна составить 75 - 100 процентов. А рост производства будет зависеть от конкурентной среды.

- Наверняка в борьбе с бартером у Правительства найдется достаточно оппонентов... - Я считаю, что все заинтересованы в расчетах в денежной форме. Все нормальные предприятия. Другое дело, что не у всех сейчас существует такая возможность. Правительство со своей стороны сделало первый шаг, погасив все свои долги перед бюджетниками. Ведь основным генератором неплатежей был сам бюджет, когда государство не расплачивалось за госзаказ, когда в бюджет закладывалось финансирование, не соответствующее фактическим потребностям бюджетополучателей.

В этом плане и бюджет на этот год, и проект бюджета-2000 радикально отличаются от бюджетов прошлых лет Мы запланировали ровно столько доходов, сколько реально можем собрать. Ведь государство должно полностью и своевременно погашать свои обязательства.

- Что предполагается делать с теми предприятиями, у которых, несмотря на девальвацию, все равно нет средств на счетах и которые живут только благодаря различным зачетным схемам?

- Прежде всего надо провести анализ того, кто является неплательщиком. Заниматься накачкой оборотных средств предприятий, для того чтобы поддерживать неэффективное производство, никто не собирается. Речь идет об отборе предприятий. В бюджете предусмотрены статьи по кредитованию оборотных средств. Эти деньги и будут использованы. Но эти средства предприятия должны будут вернуть в бюджет. А с остальными будем разбираться. В том числе и банкротить.


"Российская газета" , 25.08.1999http://nvolgatrade.ru/

Док. 212373
Перв. публик.: 15.10.04
Последн. ред.: 12.11.07
Число обращений: 441

  • Шаповальянц Андрей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``