В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бужинский: Сокращение ядерного потенциала не может быть виртуальным Назад
Евгений Бужинский: Сокращение ядерного потенциала не может быть виртуальным
Сегодня в Женеве начинается встреча российских и американских экспертов, которые продолжат переговоры по подготовке нового документа о сокращении стратегических наступательных вооружений. Как известно, сторонам пока не удается преодолеть разногласия в подходах к будущему соглашению, которое президенты России и США намерены подписать в конце мая в ходе российско-американского саммита. Времени до их встречи остается совсем немного. Вопросов же в связи с этим возникает множество. И, прежде всего вопрос о том, сумеет ли российская сторона при наличии разногласий отстоять свою позицию, исходящую из принципа `равной безопасности`. За разъяснениями обозреватель `ПГ` обратился к начальнику Международно-договорного управления - заместителю начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ генерал-майору Евгению Бужинскому, который в составе группы экспертов вылетел сегодня в Женеву для участия в российско-американских консультациях.
Евгений Петрович, как известно, переговорный процесс вышел на финишную прямую, но противоречия сторон пока не сняты, что показал и недавний визит в Вашингтон министра обороны России Сергея Иванова. Понятно, что консультации экспертов по СНВ носят конфиденциальный характер, но не могли бы вы хотя бы в общих чертах пояснить, в чем камень преткновения.

Американцы ввели понятие `оперативно-развернутых` ядерных боеголовок. Собственно, эта предлагаемая ими концепция и является сейчас главным камнем преткновения при подготовке нового документа. Заявляя о готовности радикального сокращения стратегических наступательных вооружений до 1700-2200 боезарядов, США предлагают при этом не уничтожать демонтируемые боеголовки, а складировать их на базах и в арсеналах. Аналогичная ситуация и с носителями. Так, например, американцы предлагают к 2012 году 50 процентов парка основных носителей ракет - стратегических бомбардировщиков В-52Н (их около 150 единиц) - законсервировать на базах хранения. А из 18 подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами, 14 оставить в строю. При этом 4 подводные лодки они не собираются утилизировать, а хотят лишь снять с них баллистические ядерные ракеты и переоборудовать для решения неядерных задач.

Это и есть то виртуальное сокращение, о котором говорил недавно глава военного ведомства России Сергей Иванов?

Совершенно верно. Дело в том, что пока речь идет о понижении степени готовности ядерного потенциала США, а не о реальном его сокращении.

Каков сегодня ядерный потенциал США в целом и с учетом термина `оперативно-развернутых` ядерных боезарядов?

Согласно Договору СНВ-1, который действует до 2009 года, у США, как и у России, до 6 тысяч боезарядов. Договор СНВ-1 дает возможность их контроля. Что касается оперативно-развернутых боезарядов, то арифметика здесь такова: их суммарное число на развернутых носителях составляет 2200. Плюс так называемый `возвратный потенциал`, который составляет около 2700 боезарядов. Суммарно это 4900 боезарядов. Приведенные цифры дают ответ на вопрос, почему российскую сторону не может устраивать концепция оперативно-развернутых боезарядов, которая означает лишь снятие с боевого дежурства их определенного количества, а не реальное сокращение. Поэтому министр обороны Сергей Иванов, комментируя предлагаемую США методологию, предостерегает американцев от того, что ядерные или `пороговые` государства в таком случае получат недвусмысленный сигнал о том, что часть ядерного оружия можно вообще не засчитывать. Но такого быть не должно в принципе: одну-две ракеты считать, а сотни других, хранящихся на складах, вовсе не брать в расчет.

В связи с этим возникает и другой не менее важный вопрос - о механизме контроля за сокращением.

Безусловно, при сокращении СНВ каждая сторона должна быть уверена в действиях другой. Американцы делают основной упор на дополнительные меры транспарентности. Это, считают они, главный ключик, который открывает все двери. Но дело все в том, что они, эти меры, привязаны к концепции оперативно-развернутых ядерных боезарядов, что, как уже отмечалось, прежде всего не приемлет российская сторона. Поэтому нам необходимо сделать максимум усилий для того, чтобы сблизить наши позиции, снять имеющиеся противоречия в ходе дальнейших переговоров, очередной раунд которых пройдет на этой неделе в Женеве. Там встретятся члены межведомственных групп, дипломаты и военные во главе с заместителем министра иностранных дел России Георгием Мамедовым и заместителем госсекретаря США Джоном Болтоном.

Что ж, желаем развязать узлы противоречий, не утратив наших позиций.



Парламентская газета, 20.03.2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 212366
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 468

  • Бужинский Евгений Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``