В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Шаманов Владимир:`МЫ - ПЛОХИЕ` Назад
Шаманов Владимир:`МЫ - ПЛОХИЕ`
Нынешний и бывший губернаторы Ульяновской области - Владимир Шаманов и Юрий Горячев - наконец-то встретились друг с другом. На страницах `МН`.
Один не прочь бы увидеться со своим преемником - но другой встречи не желает. Один не желает быть простым `завхозом области` - другой полтора десятилетия был таковым. Один никак не может попасть на прием в главный кабинет Кремля - другой бывал там частым гостем. Один любит общаться с журналистами - другой нарушил обет молчания только через девять месяцев после отставки.

Они такие разные - и все-таки друг друга стоят. И результаты их действий пока похожи.

ПРОДЕЛАННОЕ

Что новой областной администрации удалось сделать за 9 месяцев?

Владимир Шаманов (В. Ш.): В области начался подъем, направленный на созидание. За последние годы многое было упущено, но экономический потенциал сохранился. Реализовать его удалось прежде всего в сельском хозяйстве: 2100 комбайнов выходят на поля, за семь месяцев куплено сто новых - как администрацией области, так и хозяйствами. И урожай этого года - третье место за всю историю Ульяновской области: ни количество, ни качество не подкачало.

Юрий Горячев (Ю. Г.): Урожай, говорите, хороший? А озимые-то мы посеяли. И за комбайны новые платить надо: миллионы кредита пришло. Отдавать чем будут? Областным имуществом, КУГИ потрошить. Вот и понаблюдайте через некоторое время, куда и что пойдет...

У нас за десять российских лет - самые низкие цифры падения производства. Дорог и школ мы понастроили, каждый год по 20 тысяч квартир газифицировали. Две проблемы остались, связанные друг с другом: газификация и отопление. Бюджет области это не вытянет. Надо бы встретиться с Шамановым, просто для блага области - аппарат главного федерального инспектора пытался такую встречу наладить, обратились ко мне. Я сказал: `Ради бога, но только на нейтральной территории, в администрацию не хочу. Посидим с Шамановым, вмажем, поговорим, как и что`. Но заглохло дело.

МОТОР!

В. Ш.: Еще нам удалось найти взаимопонимание с руководством одного из главных бюджетосоставляющих предприятий области - Ульяновского автомобильного завода. Нам удалось сформировать цепь дилеров по продажам УАЗов, 70 проц. из которых - ульяновцы. До этого цепочка `машина - потребитель` включала в себя очень много посредников из соседних областей, что снижало доходы Ульяновской области. Подымаем автоагрегатный завод и `Химмаш`, на `Теплоприборе` тоже рост производства существенный - за сто процентов. Однако общий объем производства по области по сравнению с прошлым годом - 97,1 проц. за первое полугодие, и мы это официально признали.

Не удалось выработать стратегию по `Волжским моторам`, поставщику двигателей для УАЗа: вроде бы предприятие `Сибалюминия`, но инвестиций в него не идет.

Не разобрались и с проблемой завода `Авиастар`. Потому что правительство РФ до сегодняшнего дня не дает четкого ответа на вопрос: нужна ли России в двадцать первом веке гражданская авиация или нет? Мы, конечно, хоть сейчас можем продекларировать десять Ту-204 в год, но на них не будет двигателей. Потому что для начала надо вложить миллионов 20 долларов в `Пермские моторы` - не позднее первого полугодия 2002 года, а молодые ребята-руководители думают, что за них кто-то это сделает.

Ю. Г.: Сколько я воевал по `Авиастару`, со всеми премьерами российскими... Присосок-посредников на нем куча висела - и сейчас висит. Подписей премьерских я собрал немерено, а потом бумага ведь вниз идет - и ничего от нее не остается. У Шаманова, похоже, пока так же получается. Вот когда работяги-авиастроители возьмут да с голодухи мост через Волгу перекроют, как при мне бывало, - тогда весело будет...

`ПРИШЕЛЬЦЫ`

Во время выборов вы восхищались потенциалом ульяновцев и обещали, что 90 проц. управленцев в вашей команде будет из здешних мест. Однако даже по раскладу ваших замов наблюдается обратная картина: пара местных против восьми пришлых. Вы разочаровались в ваших `подданных`?

В. Ш.: Да, первые лица в основном не из области: их на разных уровнях набирается порядка сорока человек. Когда меняется идеология поведения, прежняя пирамида рушится - а выбор в области крайне ограничен. Мы же не бездумно вымели прежних и посадили своих: многие не выдерживают того бешеного для них ритма, который я задаю. Когда определены задачи, то не от прописки в паспорте зависит, кто их будет выполнять. Но предпочтение при равных возможностях мы будем отдавать ульяновцам. Горячевы, Колбины, Шамановы приходят и уходят, а земля остается. И мне тоже не безразлично, что обо мне будут говорить через 10 - 15 лет. Я очень критически отношусь к самому себе, каждый вечер подвожу итоги - и не сказать, чтобы особо собою восхищался.

Ю. Г.: Зря ульяновские кадры Шаманов разгоняет, есть там нормальные ребята. Бешеный ритм? Да ладно, у меня совещания в шесть утра начинались... Все равно ульяновцами обрастет, если захочет на второй срок остаться.

Люди что думали? Что все останется по тем ценам, как у Горячева - продукты, транспорт, коммуналка, - да еще генерал придет и порядок наведет. А вышло? Прожиточный минимум подняли в разы, а зарплаты те же. У нас ведь промышленность в основном оборонная, заказов нет, поэтому и придерживали мы цены. Что я, дурак был - хлебом дешевым просто так кидаться?

Костяк новой команды составляют люди так называемого режиссерского блока, связанные с Никитой Михалковым, - Альберт Баков, Дмитрий Пиорунский, Сергей Ильинский. Судя по прессе, например, Пиорунский сделал для области лишь два дела: попытался обанкротить местный Союз художников и открыл в Ульяновске казино.

В. Ш. (смеется): Пиорунский занимается, как правило, краткосрочными вопросами - экономическим анализом и проработкой создания гражданского общества в Ульяновской области. Я не во всем им доволен, но в целом с задачей он справляется. Ильинский никакого отношения к режиссерскому блоку не имеет, он сам по себе. Мне не хотелось бы рассказывать предысторию нашего с ним знакомства, но привлек его лично я, и он справляется. Что касается Бакова - да, по номиналу он является зятем Никиты Михалкова. Но в правительстве РФ он представляет нашу область на твердую хорошую оценку.

А с Никитой Сергеевичем мы знакомы больше пяти лет. Я абсолютно ответственно заявляю, что Михалкова область интересовала лишь на предмет поддержания Шаманова во время предвыборной кампании. Бизнес-интереса здесь он не преследует и не реализует, и я его об этом не прошу. Мы встречаемся как два друга и о делах не говорим. У меня правило: дружба и дела, как правило, несовместимы.

ЗИМА

Министр энергетики РФ поставил вашу область по подготовленности к зиме в весьма настораживающую компанию - Приморье, Камчатка. Вы - в тройке `лидеров` от конца, чем это вызвано?

В. Ш.: Не я область в это положение завел, не я. Есть целый ряд объективных причин. У нас на газе только 38 проц. энергетики, остальное - на более дорогом мазуте. Горячев и его люди держали низкие цены для населения, дельта ложилась на промышленников, на себестоимость продукции, а при нынешнем качестве соответственно терялся и результат их работы. И долги по энергоносителям не платились - мол, все равно государство спишет. Мы пока взяли только у газовиков, причем газом и на сто два миллиона.

Проведена огромная работа по предотвращению воровства электроэнергии - в некоторых районах до 70 проц. с линий электропередачи `снимали`. Внедряем счетчики: экономия раз в шесть может выйти. Переводим на оптимальные источники то, что можно перевести: например, бани в селах - с электрокотлов на банальные дрова. Тоже экономия - причем не в разы, а на порядки.

На великую помощь нам в этом году рассчитывать не приходится - много денег идет на Приморье, Ленск и т.д. Да, мы плохие, у нас реально плохо. Поэтому и говорим: помогите эту зиму пережить и, скорее всего, часть следующей. При наших экономических задумках к концу 2003 года мы выйдем на гарантированную устойчивую систему оплаты за тепло. Трансферт на обогрев уже выделен, скоро получим. Твердо могу сказать: Приморья в Ульяновской области не будет.

Ю. Г.: Клянчить трансферты надо, да. И унижаться. И отстегивать наличными на те счета, которые укажут. А я не отстегивал, поэтому со мной дела не имели. Сидел я на Совете Федерации и наблюдал, как иногда братья-губернаторы кошельки достают, а в них - долларов полно. И не понимал: у меня ведь губернаторская зарплата - пять восемьсот, откуда что берется?

ВЕРТИКАЛЬ

Владимир Анатольевич, вы до сих пор не встретились с президентом. Почему, не принимает?

В. Ш.: Я в своей линии поведения никогда не опирался на принцип постоянных `встреч с царем`. Для меня это важно, но непринципиально. Меня упрекают, что на недавнем `Макс-2001`, где президент осматривал ульяновский Ту-204, мы не встретились, но до последнего момента было непонятно, приедет ли Путин на авиашоу. Руководством завода `Авиастар` было принято решение полететь на этот `Макс` - сели, прилетели. И тут - ждут президента. К нам подъехали офицеры: `Кто вы такие? Есть спецпропуск?` Нет спецпропуска. Пока шли за ним полтора часа в обход оцепления, Путин улетел.

Ю. Г.: Не понимаю, почему президент Шаманова до сих пор не принял. Для меня доступ к Борису Николаевичу решался в течение трех месяцев, и у Путина я был дважды. Он очень хорошо умеет слушать про хозяйственные вопросы и помогать. Критикуй Горячева, ругай Горячева - но горячая вода круглый год была! И отопление было. Не думаю, что президент хочет проэкспериментировать с областью: заморозить зимой и потом снять Шаманова за то, что не справился. Не верю я в это. Просто кланяться надо.

СЧЕТЫ

Вы обещали расследование деятельности предыдущей администрации - что-то ведется?

В. Ш.: На сегодняшний день вышли на 45 миллионов кредита, которые при господине Горячеве были получены от одного из банков. Нет этих денег в природе и в бюджете, а спрашивать будут с Шаманова - надо мне это? Идет дело `Регионконтракта`, который поставлял на село топливо, а цену объявлял постфактум. Короче, чудес - мало не покажется.

Ю. Г.: Брали кредит, да - несколько лет назад. Ни копейки на руки не получили, пришли горючее и ГСМ на село. Два последующих года были неурожайными, не рассчитались мы. Вызывали меня в прокуратуру, ходил, рассказывал. Скоро год, как дело следователи крутят - может, еще и найдут чего...

Создал я, будучи губернатором, АО `Продовольствие`, отдал сыну Олегу - но 51 процент-то акций в областной администрации лежал! Если бы новая команда захотела продолжать снабжение больниц и прочей соцсферы едой - за каким чертом москвича на это место ставить? А ведь поставили... Но я сплю спокойно. Квартира государственная, акций на мне ни копейки. Пенсия приличная, депутатская - восемь сто. И с прессы за клевету выиграл семьсот тысяч за последние полтора года - и здесь, и в Москве; вот тем и живу.

СОБСТВЕННОСТЬ

В местном КУГИ при Горячеве был один из самых крупных по России пакетов госсобственности. Куда все денется, уйдет за долги? Или разойдется по `частным` адресам?

Ю. Г.: Смотрите, что уже ушло: сахарный завод, `Симбирскмука`, АО `Продовольствие`, птицефабрики, кондитерская фабрика `Волжанка`... Все подгребается к `режиссерской` команде, михалковской. Скоро к ним тепличные хозяйства уйдут. Электронное производство `Комета` под самарских бизнесменов вот-вот пойдет; а завод ламповый зачем обанкротили? Хороший завод был, еще мы с немцами договор на кредиты подписали - бутылки делать хотели...

В. Ш.: Это правда, госимущества в управлении области много - редкость для РФ. Но и тут есть проблемы. Скоро состоится арбитражный суд по `Ульяновскоблнефти`: было 53 проц. акций в областной администрации, размылось до 9,5 проц. - куда все девалось за последние три года? Нефть - достояние области. Поэтому будет образована областная нефтекомпания.

В области - три нефтекомпании, у всех разные хозяева: `Нефтеразведка` Казберова, `Нафта-Ульяновск`, связанная со `Славнефтью` Гуцериева, и самая крупная - `Ульяновскнефть` Мясникова, где контроль у трудового коллектива. На чем тут компанию строить?

- Ни к Гуцериеву, ни к Казберову мы не лезли и лезть не собираемся. А с `народным предприятием` Мясникова будем разбираться: под этой вывеской много чудес, можете мне поверить.

А с тем же Якушкинским элеватором что делать? Чуть не ушел ведь.

- Это болтовня, которая почвы под собой не имеет - ничего мы не передавали. Хотя кое-что передать не мешало бы - например, нужны ли нам 144 унитарных предприятия? Держим на бюджете полсотни магазинов - и все убыточны. Так что готовятся предложения, объявим торги и по области, и по Ульяновску.

СТОЛИЦА

Местная пресса сравнивает отношения губернского и ульяновского начальников - Шаманова и Романенко - с войной Горячева и Марусина, при этом находя слишком много общего.

Ю. Г.: С Марусиным воевал, да: когда он `Роспечать` и прочее городское хозяйство отдавал невесть куда. И с нынешним мэром Павлом Романенко вопросы есть: бюджет-то городу Шаманов дал ненамного больше, чем давал я. Ведь я получил на прошлый год 187 миллионов трансфертов на область, а нынешнему губернатору 500 досталось - и все равно городской бюджет не слишком выиграл...

В. Ш.: Пусть себе пишут. Есть, конечно, иногда недопонимание - например, по подготовке к зиме: `Дай, Шаманов, денег`. А где я возьму? Были бы - дал. Сами-то что сделать успели, ребята? А во всем остальном - без проблем.

Впрочем, в двадцать первом же веке живем? (Набирает номер.) Павел Михайлович, приветствую тебя. Слушай, говорят, у нас с тобой натянутые отношения?.. Чего молчишь?.. (Смеется.) Да шучу я, шучу.

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ


Московские новости, 04.09.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 212345
Опублик.: 15.10.04
Число обращений: 502

  • Шаманов Владимир Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``