В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Яковлев: Центр против регионов Назад
Владимир Яковлев: Центр против регионов
Как сблизить их интересы? Об этом размышляет губернатор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по экономической политике
Владимир Анатольевич, как вы относитесь к экономической политике, проводимой Алексеем Кудриным и Германом Грефом?

- Отношусь двояко. Сейчас политика российского экономического ведомства агрессивна по отношению к "самодостаточным территориям", или, говоря более привычным языком, регионам-донорам. Прошлогоднее перераспределение налогов в пользу федерального бюджета больно ударило по таким регионам. Петербург, например, за счет перераспределения потерял 8 миллиардов рублей. Естественно, ни одного из руководителей субъектов Федерации, кто попал под такую "дележку", это радовать не может.

Региональные бюджеты обычно принимаются раньше, чем федеральный в целом. У нас все уже рассчитано, а Центр вдруг устанавливает совершенно новые "правила игры". В результате экономическую политику на местах приходится менять буквально на ходу. Сейчас уже проявляются негативные последствия такого отношения Центра к регионам. В частности, опять появились тенденции роста задолженностей предприятий перед бюджетами и долгов по заработной плате. Может быть, это в меньшей степени касается Петербурга - если в 1996 году у нас было 80 процентов нерентабельных предприятий, то сейчас осталось 17,2 процента. Но для других субъектов Федерации это проблема, и очень острая. Поэтому-то в Совете Федерации я и настаиваю на необходимости фиксированной сетки налогов хотя бы на три - пять лет, чтобы губернаторы на местах могли планировать динамику развития территорий.

Но, с другой стороны, нельзя оценивать ситуацию только со своей, региональной точки зрения. Очевидно и то, что сейчас есть острая необходимость именно в такой общей экономической политике России, несмотря на напряженные отношения с территориями-донорами. Экономическая основа в таких решениях правительства все-таки присутствует. Тот прирост промышленного производства, который произошел в России и в Санкт-Петербурге, в частности, доказывает, что финансово-хозяйственная стратегия правительства Путина была серьезно просчитана, прежде чем приступили к ее реализации.

Как известно, Верховный суд признал недействительным распоряжение N 305-р Михаила Касьянова о начале строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга. Тем не менее строительство успешно ведется. Как город будет выходить из создавшейся юридической коллизии?

- В коллизию попал не город. Заказчиком строительства является Министерство транспорта, деньги из федерального бюджета на строительство КАД идут через специально созданную дирекцию. Город оказывает поддержку в координации взаимоотношений между контролирующими организациями, а также в плане оперативного производства работ.

Причина же нынешней коллизии вполне ясна - незнание теми, кто подавал иск, и самим судом особенностей строительства таких крупных объектов. Стройка на всех 66 километрах дороги сегодня идет вовсю. Возводится новый мост через Неву - его главные опоры должны быть готовы уже в первом квартале следующего года. Первый 24-километровый участок КАД от Горской до Бугров (пригородные поселки Санкт-Петербурга) вступил в эксплуатацию 19 октября. И при таком положении дел кто возьмет на себя ответственность все это запретить?

Я понимаю: кто-то хочет, пользуясь удобным случаем, попытаться улучшить собственное жилищное положение. Мне, наверное, тоже хотелось бы "привязать" к строительству федерального объекта все социальные вопросы Санкт-Петербурга, расселить, например, находящиеся в том районе общежития. Но я же понимаю, что это несерьезно. Поэтому мы и расселяем только 100-метровую зону от полотна трассы. На введенном участке сделаны уникальные защитные экраны, там, где трасса проходит рядом с домами. В результате уровень шума даже ниже допустимых норм. Экологи при экспертных оценках проекта убедились, что вреда окружающей среде и людям трасса не принесет.

Я хотел бы спросить тех, кто в угоду личным интересам и политическим амбициям пытается голословно отмести заключения ученых и инженеров. Пусть подскажут, что нам делать с набережной Фонтанки, Невским проспектом, проспектами Славы и Обуховской обороны. Там дома примыкают непосредственно к перегруженным автомобильным трассам, и никаких защитных экранов нет. И живут в этих домах сотни тысяч петербуржцев. Что, их тоже расселять?

В этой связи вспоминается печальная история петербургской дамбы. Ее строительство остановилось тоже в результате совершенно необоснованных нападок на проект. И что мы получили в результате? Рассыпающийся долгострой и постоянную угрозу наводнений для города. А ведь самые губительные петербургские наводнения отличаются удивительной регулярностью. Наводнение 1824 года было описано Пушкиным. Следующее было ровно через сто лет, в 1924 году. Новый век уже наступил, а защиты от стихии у Петербурга так и нет.

Вы как-то обещали, что первая очередь КАД - восточное полукольцо - вступит в эксплуатацию 27 мая 2003 года.

- Я не просто обещал, а принимаю сейчас все меры, чтобы так и было. А участок в 24 километра из 66 запланированных можно посмотреть "живьем" уже сейчас, он был сдан, как я говорил, 19 октября.

Кольцевая дорога - это ведь не единственный проект, финансируемый из государственного бюджета. Есть и другие. В связи с этим, как вообще складываются финансовые взаимоотношения между Петербургом и Москвой?

- Взаимоотношения очень простые. В Петербурге есть много объектов федерального значения. Русский музей, Эрмитаж, Мариинский театр, Академия наук, Академия художеств. Они финансируются из федерального бюджета. На городские объекты из Москвы мы практически ничего не получаем и все работы ведем за счет своих средств.

Возьмем для примера размыв метро между станциями "Лесная" и "Площадь мужества". В его ликвидации должны быть задействованы средства и федеральные, и городские. Федеральные даже в большей степени. Но, к сожалению, мы их недополучаем. Но финансирование работ мы тем не менее увеличиваем с каждым годом, чтобы "Площадь мужества" в первом квартале 2003 года уже вошла в строй. Понятно, что все это делается за счет городских средств. Две цифры: федеральный бюджет вложил в ликвидацию аварии 250 миллионов рублей, Петербург - 1 миллиард 200 миллионов. А по идее должно быть наоборот или хотя бы поровну.

Владимир Анатольевич, петербургская промышленность - это в основном промышленность оборонно-промышленного комплекса. Бытует мнение, что наша "оборонка" живет только за счет иностранных заказов. Так ли это?

- Давайте выразимся иначе. "Оборонка" живет не за счет государственных заказов. Предприятия, для того чтобы выжить, сейчас вынуждены искать заказы по всему миру. Возьмем, к примеру, наше судостроение - Балтийский, Северный и Адмиралтейский заводы. Они получают заказы из Индии на корветы, подводные лодки, военные танкеры и катера. "Алмаз" делает катера на воздушной подушке для вооруженных сил Греции. Так же и другие предприятия. "Электросила" активно работает с Индией и Китаем, "Ижорские заводы" делают энергетическое оборудование для Ирана.

А то, что государство сейчас дает мало заказов нашей "оборонке" - в этом никакого секрета нет. Оно еще и должно предприятиям за выполненные заказы в течение нескольких лет. Эти долги, кстати, привели некоторые петербургские заводы к банкротству. Сегодня российское правительство эту проблему пытается решить. В частности, есть распоряжение о реструктуризации этих долгов.

И тем не менее петербургская промышленность медленно, но набирает обороты. Количество работающих на заводах с прошлого года стабильно увеличивается, и стабильно растет заработная плата. Меня это интересует в первую очередь потому, что налоговые поступления с предприятий составляют 30 процентов от общих поступлений в городскую казну.

Конечно, у многих из них есть долги в местный бюджет. В целом они составляют около 3 миллиардов рублей. А если учесть штрафы и пени, то это все 8 миллиардов. Но некоторые из наших промышленных гигантов уже сейчас достаточно неплохо живут. Взять хотя бы Кировский завод. Он по всем показателям движется вперед и достаточно быстро.

Владимир Анатольевич, собираетесь ли вы баллотироваться на третий срок на пост губернатора Санкт-Петербурга? Каким вы хотели бы остаться в памяти петербуржцев как губернатор Северной столицы?

- Начну со второго вопроса. Думаю, что кое-что за эти пять лет я смог сделать. Для меня сегодня очень важно, чтобы о плохих дорогах в Санкт-Петербурге вспоминали только в кошмарных снах. Я очень хочу, чтобы появился новый мост через Неву, чтобы вступили в строй КАД и комплекс защитных сооружений от наводнений. Мне было бы очень приятно, если бы люди впоследствии могли сказать: в период губернаторства Яковлева росли зарплаты, пенсии и стипендии.

А что касается выдвижения на третий срок, то ведь выборы не завтра. Наше выборное законодательство все время пытаются пересматривать. Каким оно будет к выборам 2004 года? Ближе к ним и посмотрим.

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВ. (Соб. корр. "Трибуны")
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Трибуна, 29.11.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 211809
Перв. публик.: 29.11.01
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 580

  • Яковлев Владимир Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``