В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Яковлев: В зиму все входят нормально Назад
Владимир Яковлев: В зиму все входят нормально
Прошлая зима запомнилась авариями, замерзшими домами и отключениями электричества. Будет ли наcтупающая зима спокойной и что нужно сделать для преодоления кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве? На эти вопросы вице-премьер Владимир ЯКОВЛЕВ отвечает корреспонденту "Известий" Татьяне РЫБАКОВОЙ.
- Нас по-прежнему ждут трудности и аварии?

- Жилищно-коммунальный сектор готов к зиме примерно на 97%. Но последние проценты - они и самые трудные. Со старта все рванули хорошо, а вот к финишу некоторые доползают. Хотя абсолютное большинство территорий к зиме подготовлено.
Но проблем много. Нельзя сбрасывать со счетов техническое состояние инженерных структур ЖКХ - во многих территориях оно запущено. Не отрегулированы многие вопросы по неплатежам: системы готовы, электричество есть, а долги не оплачены. Тем не менее в зиму все входят нормально. Даже Камчатка: готовность там 80-85%, остались неподготовленными единичные дома и предприятия.
Вот, кстати, все шумели, что необходимо запасти топливо, надо отрегулировать взаимоотношения с его поставщиками: а теперь оказалось, что некоторые просто не подготовили свое хозяйство. Должен предупредить: контроль за подготовкой к зиме будет осуществляться всесторонний и по каждой территории конкретно.
Допустим, Усть-Кут (Иркутская область. - "Финансовые Известия") . После прошлогодних аварий им, как и другим территориям, которые не выдержали испытания морозами, из федерального бюджета выделили средства целевым назначением. В общей сложности на такие территории выделили 5,5 млрд рублей беспроцентной ссуды на три года. Это хорошее подспорье, на эти деньги выполнен большой объем работ. Тем не менее в Усть-Куте до сих пор не все работы закончены.
По таким территориям нужно принимать жесткие меры, вплоть до передачи дела в прокуратуру. И принимать меры нужно сейчас, не ждать, пока город опять замерзнет, и люди будут ютиться по друзьям.

- Что, по-вашему, является основной причиной проблем: неплатежи, техническое состояние коммуникаций или, как принято говорить, политическая воля местных властей?

- Главное - политическая воля местной власти. Если на местах сознают, что они взяли на себя бремя ответственности перед населением, остальные вопросы решаются. Нет у нас таких территорий, где все сети новые, все платят вовремя. Но одни решают такие вопросы круглогодично и планомерно, а другие - когда прижмет.
Я на прошедшем заседании правительственной комиссии по жилищной политике сказал: уважаемые коллеги, уважаемые регионы и муниципалитеты, готовьтесь к следующей зиме 2004-2005 гг. уже сейчас. Сегодня идет формирование местных бюджетов, и если в них не предусмотрено денег на подготовку к зиме, следующий год опять пройдет под флагом авралов.

- Не кажется ли вам, что нынешний кризис ЖКХ - это результат затягивания его реформы?

- С реформой мы немножко лукавили. Все же прекрасно понимали, что невозможно реформировать ЖКХ, когда, как в песне, "все вокруг советское, все вокруг мое" и никто ни за что не отвечает. Необходимо было показать всем, что киловатт-час стоит денег, тепло стоит денег, газ. Население оплачивало 1-1,5% от стоимости услуг и хотело получать их качественными. Так не бывает.
Сейчас население оплачивает уже 52% себестоимости услуг, а если учесть субсидии и льготы, то фактически 2/3. При этом население - самый добросовестный плательщик: неплатежи происходят из-за несвоевременных перечислений средств, перекрестного субсидирования, из-за того, что предприятия не заключили договоры с местным самоуправлением, федеральные стандарты не соблюдаются и так далее.
При этом тоже есть некоторое лукавство: тарифы для населения установлены с учетом всех затрат на оказание услуги. А сюда входят и внушительные потери, до 30% - по теплу, по воде. Есть промерзаемые, продуваемые дома, ветхий фонд. Этим необходимо активно заниматься. Далее тарифы повышать нельзя, кроме как на величину инфляции, определенную правительством. А повышение прибыльности должно идти за счет улучшений в производственной сфере, организационной, административной.

- То есть база для начала реформ уже создана?

- Да, и хорошая база: рынок услуг в ЖКХ составляет более 700 миллиардов рублей. Если еще поищут деньги за счет внедрения новых технологий, ликвидации потерь, сокращения аварий - будет рынок с хорошими условиями.

- И все-таки многие беспокоятся, что у частных инвесторов при приходе в ЖКХ будет соблазн повышать прибыльность бизнеса за счет тарифов, а не за счет снижения издержек.

- Речь и идет о создании конкурентной среды, о прозрачности работы ЖКХ для населения. А это возможно только при рынке. Закрытость системы ЖКХ создавала видимость огромных затрат при ухудшении качества работы. Так потому и ухудшалось, что не создавали нормальных условий для своих работников. Если зарплаты от 1,5 до 3-4 тысяч рублей - можно на эти деньги нормальных работников нанять? Тот, кто пришел с желанием заработать, не будет держать лишний штат, будет внедрять новые технологии, вести модернизацию.

- Нередко говорят, что проведение реформы ЖКХ "сверху" тормозится местными властями.

- Дело не в этом: просто местные власти сегодня не совсем готовы. В том числе и финансово. Например, Якутия: там есть улусы, где приходится 5 тысяч человек на 150 тысяч квадратных метров. Можете себе представить, какие у них затраты на котельную, электричество?

- Что делать в таких случаях? Частные инвесторы туда не пойдут, а местным бюджетам затраты не под силу.

- По Якутии мы уже знаем что делать: надо облегчить северный завоз, снять часть затрат на него. Для этого надо строить железную дорогу, развивать сеть автомобильных дорог. Если же говорить в целом, конечно, на первых порах бизнес пойдет в те регионы, где уже есть соответствующие условия. Это центральные города, областные центры, привлекательные районы. И слава богу, пусть он туда идет - значит, мы часть вопросов все равно снимем с государства.
Продолжая тему местного самоуправления и давления сверху - ну что же делать, приходится так действовать. Пока на местах избираются люди не совсем компетентные в области управления хозяйством, им требуется время на адаптацию. Плюс запущенность ЖКХ. Здесь поддержка сверху нужна, но переставлять ноги никто никому не собирается. Федеральный центр должен создавать условия в виде нормативно-законодательной базы, рекомендаций, консультаций, а организовывать работу на местах должны сами местные власти.

- То есть улучшения ситуации в ЖКХ можно ждать при повышении компетентности местной власти и приходе частного бизнеса?

- Сюда надо добавить сокращение перекрестного субсидирования, инвентаризацию всех предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальный сектор. Надо либо изменить форму собственности этих предприятий, либо перевести их на бездотационный режим.
Более активно разбираться с долгами - сейчас этим занимаются Госстрой и Минэкономразвития, я каждую неделю эти вопросы рассматриваю. Мало того, я хочу создать при правительственной комиссии на постоянной основе рабочую группу, которая будет заниматься расчисткой этих долгов. Кредиторская задолженность на сегодняшний день составляет почти 300 млрд рублей, дебиторская - более 200 млрд рублей. Понятно, что такая разница может появиться из-за каких-то пробелов: например, двойного или тройного счета.
Необходимо проинвентаризировать все имущество ЖКХ: на сегодня неучтенного имущества на некоторых территориях до 50%. К сожалению, процесс инвентаризации и регистрации идет очень медленно - по России на эти цели необходимо порядка 9 млрд рублей. Тем не менее эту задачу надо решать.

- Как сейчас обстоит дело с переходом на адресные дотации при оплате услуг ЖКХ?

- Эксперимент в Череповце, Ангарске и Нижегородской области показал, что это хороший выход. Я дал поручение внедрять эту систему со следующего года в массовом порядке.

- Ваше отношение к введению обязательного страхованию жилья?

- Безусловно, здесь есть сложности. Но есть опыт, например, Турции по страхованию жилья в сейсмических районах. Главное - цена вопроса. При доступных тарифах, массовости, исключении из программы ветхого фонда возможны варианты. Сегодня есть предложение ЕБРР и Всемирного банка участвовать в программе создания программы обязательного страхования жилья по турецкому образцу.

- А нет ли такой дилеммы: если вводить систему по всей России, то москвичам, например, придется оплачивать убытки от наводнения на юге? А если только на территориях риска - их жители окажутся в неравном положении по оплате жилья с более спокойными регионами.

- Представьте, у вас в подъезде житель первого этажа отказывается оплачивать лифт, а житель последнего этажа не хочет платить за уборку столько же, сколько и житель первого. Всегда надо находить середину.

"Известия" 18.10.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 211787
Перв. публик.: 18.10.03
Последн. ред.: 04.04.07
Число обращений: 607

  • Яковлев Владимир Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``