В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ: Я УЧАСТВУЮ В ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ, А НЕ В ЛОТЕРЕЕ Назад
ГРИГОРИЙ ЯВЛИНСКИЙ: Я УЧАСТВУЮ В ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ, А НЕ В ЛОТЕРЕЕ
Эксклюзивное интервью Григория Явлинского `Национальной службе новостей`
Ответы лидера общественно-политического движения `Яблоко` Григория Явлинского на вопросы НСН

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ


НСН: Какие факторы повлияли на Вас при принятии решения об участии в президентских выборах?
Григорий Явлинский: За прошедшие годы нами было подготовлено несколько очень серьезных проектов: программа `500 дней`, `Согласие на шанс`, экономический договор между союзными республиками, план региональных реформ в Нижнем Новгороде. Наши попытк и предложить действующим властям реализовать наши разработки понимания не встречали. Поэтому в феврале 1993 году, на большой пресс-конференции, когда мне еще раз задали вопрос: `Вы все время критикуете, а практически беретесь сделать то, что предлагаете?` , я ответил: `Да, я берусь это делать`. И впервые публично заявил о готовности принять участие в президентских выборах. Внутренней мотивацией такого заявления было то, что я категорически возражаю против утверждения, что у кого бы то ни было, в частности, у Ельцина, нет демократической альтернативы, а есть только альтернатива коммунистическая или националистическая.


НСН: Кто Ваш избиратель? Как вы можете охарактеризовать социальный состав Вашего электората?
Григорий Явлинский: В первую очередь это те люди, которые не хотят ни сохранения нынешнего положения, ни возвращения коммунистического прошлого, то есть те, которые не готовы поддержать кандидатуру Ельцина и не желающие голосовать за Зюганова . Таких людей в нашей стране сегодня большинство. Это инженеры, научные работники, врачи, военные, высококвалифицированные рабочие, крестьяне, - то есть все те, кто добросовестно работает сегодня по 8 часов в день и живет, в основном, на зарплату. Превращ аются в `средний класс`, в основу общества свободной рыночной экономики они тогда, когда становятся, в результате реформы, обладателями собственности, обеспечивающей им и их семьям достаточно благополучное и устойчивое существование, приличный достаток и достойный уровень жизни. Как минимум - это возможность за свой труд обеспечить себе собственное жилье, возможность приобрести автомобиль, отдыхать по своему вкусу один раз в год, учить своих детей там, где они хотят, лечить своих родителей там, где они хо тят.
Кроме того, нашими избирателями являются определенные предпринимательские круги. В первую очередь представители малого и среднего бизнеса, специалисты и руководители, которые поняли преимущество демократии и свободной рыночной, социально ориентированной э кономики.


НСН: Опишите наиболее вероятный, на ваш взгляд, сценарий проведения выборов и развития политической ситуации в России в марте-сентябре 1996 года? Возможна ли, в частности, отмена выборов - и если `да`, то по каким п ричинам?
Григорий Явлинский: В России пока еще все возможно, в том числе и отмена выборов. Уже сама возможность постановки вами такого вопроса подтверждает это. Как вы думаете, пришла ли бы вам в голову идея задать такой вопрос, например, господину До улу, кандидату на пост президента США? Причина может быть только одна: нежелание определенных сил в окружении президента уйти от власти. Поводов можно придумать сколько угодно: от введения чрезвычайного положения в связи с чеченскими событиями до традицио нной `просьбы трудящихся` перенести выборы в связи с трудностями посевной. Но на сегодня у меня нет оснований утверждать, что такое запланировано.


НСН: За кого вы будете голосовать во втором туре выборов, если в него выйдут: ` Ельцин - Зюганов `, `Зюганов- Жириновский `? Или же Вы можете назвать другую пару участников второго тура?
Григорий Явлинский: Я участвую в президентских выборах, а не в лотерее. Планирую выйти во второй тур и там победить. Поэтому сейчас вопрос, который вы задаете для меня не актуален.


НСН: Какую роль в формировании Вашего имиджа играют специалисты по `PR`, психологи, различные советники и помощники? Насколько часто Вы используете всевозможные `домашние заготовки`, как это делают многие другие пол итические деятели?
Григорий Явлинский: Специальные имиджмейкеры и психологи на меня не работают. К советам своих постоянных помошников и коллег по работе, естественно, я прислушиваюсь. Не вполне понимаю, что такое `домашние заготовки`. Конечно, свои выступлени я, планы и программы я тщательно продумываю, прежде чем вынести их на всеобщее обозрение.

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПОСЛЕ ПРИХОДА К ВЛАСТИ.

НСН: В случае избрания на пост президента - какие проблемы Вы будете решать в первую очередь?
Григорий Явлинский: Это будет зависеть от обстановки. Если она останется такой же, как сегодня, то первой проблемой будет прекращение войны в Чечне. Затем - борьба с нищетой: обеспечение регулярной выплаты зарплаты и пенсий и доведение их мин имального уровня до прожиточного минимума. Ведь нищета - сильнейший тормоз любой реформы и любого прогресса. Повышение зарплаты может в краткосрочном аспекте снизить прибыль предприятия или усилить инфляцию. Но если это повышение с нищенского до уровня, н а котором возможно достойное существование, то это окупится и с чисто экономической точки зрения. Затем начнем реализацию нашей программы политических и экономических преобразований; продолжим процесс демократизации страны, который сейчас приостановлен; н ачнем строительство работоспособного, подлинного федерализма и свободной социально ориентированной рыночной экономики.


НСН: Необходима ли в России сильная государственная власть? Если `да`, то что может стать основой для объединения региональных элит, различных социальных групп, общественных институтов? В частности, какова, на Ваш взгляд, оптим альная форма взаимоотношений Центра и регионов - федерация или конфедерация?
Григорий Явлинский: Сильная государственная власть необходима любому государству. России, как `стране стран`, особенно. По нашему мнению, наша страна должна быть не договорной, а конституционной федерацией. Стабилизировать политическое положе ние в стране невозможно без нормализации экономического положения путем построения эффективной и социально ориентированной экономики. Поэтому первой заботой новой власти будет изменение курса экономических реформ, что и станет основой единения. Центр тяже сти экономических реформ будет перенесен в регионы. Реформы должны начаться оттуда, где живет человек, где он работает, с его улицы, с его квартиры, с его собственного дела.
Россия - огромная страна, в разных регионах люди живут по-разному. Они по-разному видят свое будущее и справедливо хотят иметь возможность распорядится своим экономическим потенциалом - производственным, ресурсным, географическим - чтобы как можно быстрее обустроить свою жизнь, исходя из возможностей и ресурсов, которыми они располагают, а не ждать милостей из Москвы. И нужно дать людям возможность формировать основы своей жизни самостоятельно. Этот интерес рядовых граждан объективно совпадает с интересами региональных властей и элит, конечно, в том случае, когда местные власти и, в первую очередь, губернатор строят свою карьеру на успешном ведении реформ с целью добиться улучшения жизни своих с ограждан. Тому пример - Немцов . Москва должна подсказать идею, представить план этой реформы, стратегию ее проведения. И в дальнейшем оказывать систематическую помощь местным властям - законодательную, методическую, ф инансовую, политическую. В этом и есть основа единства России, которая создает условия для постепенного и осторожного отхода от устаревшего советского административно-территориального деления страны на базе экономической, социальной, географической общнос ти соседних административно-территориальных образований и постепенного формирования крупных региональных объединений на неэтнической основе, при соблюдении принципов национально-культурной автономии всех народов, проживающих на территории Федерации.


НСН: Сейчас существует несколько концепций государственного устройства России: президентская республика, парламентская или власть премьер-министра. Какую форму правления вы считаете оптимальной?
Григорий Явлинский: Не надо стремиться подгонять Россию под западные стандартные концепции. России сейчас нужен президент. Но не президент демократов или коммунистов, а президент всех россиян. Президент, который может согласовывать интересы г раждан и народов, населяющих нашу страну. Но это не должен быть президент-самодержец как нынче, имеющий неограниченную власть, которую ни он, ни кто либо другой в таком объеме не может удержать, и которую подбирает его окружение, то есть лица, которых ник то не выбирал, которым никто не доверял право ей пользоваться. Власть российского президента должна быть ограничена, во-первых, наделением парламента контрольными функциями над исполнительной властью, во-вторых, подлинной независимостью судебной власти и, в-третьих, полной свободой средств массовой информации. То есть в России необходимо восстановить подлинное разделения властей и их взаимную сбалансированность.
Только тогда ни одна из ветвей власти не сможет злоупотреблять своим положением, только тогда высшей властью в стране станет власть Закона.


НСН: Какую роль должно играть государство в жизни социальных, общественных институтов, частных лиц? Иными словами, государство должно оставаться аппаратом принуждения (насилия), существующим `над` обществом, или же государство должно превратиться в группу лиц (чиновников), которым граждане делегируют определенные права (оборона, внешняя политика, федеральные программы стратегического характера и т.д.) в обмен на определенные обязательства со стороны этих гос.чиновников?
Григорий Явлинский: Поскольку мы объявили о намерении построить демократическое правовое государство, то вся властная вертикаль, начиная с президента, должна быть не более чем группой лиц, нанятых обществом, и оплачиваемая им путем уплаты нал огов для защиты страны от внешних врагов. Для защиты граждан от преступников, для осуществления других общественно-значимых функций, например, таких, как образование, здравоохранение и безопасность, управление государственным сектором экономики. То есть т аких, которые не могут выполнять ни группы, ни общественные организации, ни регионы и, поэтому, делегируемых обществом государству. В остальном власть не должна вмешиваться в жизнь граждан.


НСН: Какие пути решения чеченской проблемы Вы можете предложить?
Григорий Явлинский: Свой план урегулирования конфликта в Чечне я направил Борису Ельцину и Джохару Дудаеву еще в декабре 1995 года. Он включает в себя следующие пункты:
1. Во избежание новых жертв с обеих сторон немедленно и полностью вывести федеральыне войска из Чечни. Этому должны предшествовать всего два шага враждующих сторон навстречу друг другу: чтобы предотвратить `афганский` вариант развития событий, Джохар Дуда ев и промосковское правительство Доку Завгаева заключают между собой нечто вроде пакта о ненападении; обе чеченские стороны берут на себя обязательство по нераспространению оружия из Чечни на сопредельные российские территории и постепе нной демилитаризации республики.
2. Вопрос о статусе Чеченской республики решается самим ее населением на специально созванном широко представительном Съезде народов Чечни, а затем, после тщательного обсуждения всех `за` и `против`, - на республиканском референдуме. Временный статус респ ублики на период до референдума вырабатывается на взаимоприемлемой основе в процессе российско-чеченских переговоров по конкретным вопросам (денежная единица, характер границ, транспортные коммуникации, участие России в восстановительных работах, гарантии для нечеченского населения республики и пр.) Далее я предложил:
1. Президентам России и Республики Ичкерия незамедлительно высказать свое отношение к настоящему плану.
2. В случае согласия с ним положить его в основу переговоров, которые нужно возобновить немедленно, притом на самом высоком уровне.
3. В случае полного или частичного несогласия с этим планом представить общественности мотивированные возражения, что также могло бы стать предметом переговоров и, в конечном счете, послужить сближению позиций сторон. К сожалению, чем дальше, тем очевиднее, что нынешняя власть не в состоянии завершить войну. Слишком много сил заинтересованы в ее продолжении. Поэтому решение этого вопроса - в смене политического руководства страной.



НСН: Каким, по-Вашему, должны быть дальнейшие направления реформы собственности - в том числе приватизация, изменение степени участия государства в экономике?
Григорий Явлинский: Особенностью нашей политики в этой области является то, что мы принципиально отрицаем возможность административным, силовым путем отобрать собственность у тех, кто получил ее в результате реформ. Существуют экономические р ычаги, с помощью которых можно произвести перераспределение собственности от неэффективного собственника к собственнику эффективному, умеющего ею управлять, рычаги, которые превратят нынешние псевдочастные, влачащие жалкое существование предприятия в наст оящий частный сектор, заинтересованный в развитии производства, создании новых высокооплачиваемых рабочих мест. План такого типа приватизации нами подготовлен и его осуществление зависит только от политической воли властей. Таким образом, не отбирая насил ьно у того, кто уже получил что-то в результате реформ, мы планируем добавить тем, кто не получил от них ничего. Мы хотим, чтобы `средний класс` действительных, а не мнимых собственников стал в России самым многочисленным. Ну, а воры... Воры должны сидеть в тюрьме. Если их туда не сажают, то, значит, власти не справляются со своими обязанностями.
Что касается степени участия государства в управлении экономикой, то следует иметь ввиду, что реформы, проводившиеся у нас с 1992 года, не создали условий, при которых экономикой можно управлять чисто монетарными методами. Поэтому пока наше государство не проведет предварительно огромные работы по структурной перестройке постсоветской экономики, обеспечив поддержку отраслям-локомотивам по коренному изменению отношений собственности, направленной на создание конкурентной среды на рынках товаров, капиталов и труда, на проведение земельной реформы, оно не может просто отойти от управления экономикой, предоставив `невидимой руке рынка` ее регулирование, то есть пока нужна активная государственная экономическая политика.


НСН: Как итоги выборов в России могут повлиять на геополитическую ситуацию в пределах бывшего СССР и во всем мире? Какие государства в ближайшее время будут главными противниками, а какие - главными со юзниками России в ближайшее десятилетие?
Григорий Явлинский: Коренное изменение этой обстановки может принести победа коммунистического кандидата. Среди независимых государств, возникших на территории бывшего СССР, несомненно усилится подозрительность в отношении имперских амбиций Р оссии. А если коммунисты действительно решат осуществить план скоротечного восстановления СССР, то совершенно ясно, чем это нам всем грозит. За коммунистическими попытками вернуться во времена Госплана последует неизбежная экономическая катастрофа. Россия снова станет на путь конфронтации с главными мировыми державами, и политика `осажденной крепости` в капиталистическом окружении возобладает вновь. Победа кандидата демократической оппозиции даст возможность начать действительный процесс экономической интеграции стран СНГ на базе создания - исключительно на добровольной основе - банковского союза, федеральной резервной системы, платежного союза, откр ытия границ для свободной торговли, защиты инвестиций.
Наша программа-максимум в этой области: задача создания на основе СНГ сообщества государств с четкими взаимными обязательствами в экономике, в политике, обороне может быть поставлена на повестку дня только после того, как другие страны СНГ осознают, что т акая конфедерация нужна не только России, но даже больше чем ей, им самим. Наша политика в отношении стран `дальнего зарубежья` будет исходить из того, что Россия - это такая геополитическая величина, у которой нет постоянных друзей, как нет и постоянных врагов. Она имеет только собственные постоянные интересы. Поэтому внешняя п олитика России не может быть ни проамериканской, ни прокитайской, ни еще какой либо `про`, а только пророссийской. Геополитическое положение России требует равноценного внимания российской внешней политики к Европе, США, Центральной и Южной Азии, Дальнем у Востоку. Партнерство с Западом и Востоком должно и может строится на основе трезвого баланса интересов и возможностей обеих сторон. Наша программа внешнеполитической лояльности обеспечит постепенное возрождение авторитета России в международных делах, который будут опираться не только на ядерную мощь, но, в первую очередь, на развитую экономику, науку, культуру и разумное общественное устройство.


НСН: Какой период в истории России Вы считаете оптимальным (прежде всего в вопросе соотношения государства и общества) и готовы использовать в качестве образца?
Григорий Явлинский: Оптимальным (заметьте - не идеальным, так как такового еще не изобретено) государственным устройством я считаю демократию. Такого периода в истории России еше не было.

ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

НСН: Насколько неожиданными были для Вас результаты выборов 1995 г.? Как опыт и уроки прошедших выборов будут использованы в новой предвыборной кампании? Какие приемы оказались наиболее удачными, а какие - наименее?
Григорий Явлинский: Особых неожиданностей не было. Политический и экономический курс властей, проводившийся с 1992 года, плодящий нищету в России, делал победу коммунистов на выборах в декабре 1995 года не только вполне прогнозируемой, но и неизбежной, как и победу Жириновского в 1993 году. Опыт прошедшей кампании нами, естественно, учтен.


НСН: Как отразились выборы на Вашем благосостоянии?
Григорий Явлинский: Особенно не отразились. Льготами, предоставляемыми депутатством, такими, как госдача, особая столовая для руководителей фракций, льготные путевки в санатории и дома отдыха и другими привилегиями я не пользуюсь принципиальн о, тем более что оплата их идет из администрации президента. Конечно, сейчас у меня меньше возможностей зарабатывать деньги путем чтения лекций, написания научных статей, книг и исследований, чем было до избрания в Думу 1993 году. Но частично это компенси руется половиной депутатской зарплаты, которую я получаю (вторую половину я перевожу в два детских дома для детей-инвалидов). Во всяком случае, на жизнь нашей семьи хватает.

25 апреля 1996 годаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 211737
Опублик.: 12.10.04
Число обращений: 664

  • Явлинский Григорий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``