В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
6 декабря в редакции `КП` прошел `круглый стол`, посвященный проблемам военной реформы. Позицию СПС представил лидер думской фракции Борис Немцов Назад
6 декабря в редакции `КП` прошел `круглый стол`, посвященный проблемам военной реформы. Позицию СПС представил лидер думской фракции Борис Немцов
Сегодня, 7 декабря, премьер Михаил Касьянов проведет в `Белом доме` совещание по военной реформе. А накануне за `круглым столом` `КП` собрались временно исполняющий обязанности начальника управления Генштаба генерал-майор Валерий Астанин, заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне генерал-майор Николай Безбородов, заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне, член СПС, генерал-полковник Эдуард Воробьев, лидер фракции СПС в Госдуме Борис Немцов, заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-лейтенант Василий Смирнов, сотрудник Института экономики переходного периода полковник в отставке Виталий Цымбал.

СЛУЖИТЬ 6 МЕСЯЦЕВ ГОТОВЫ МНОГИЕ

Борис НЕМЦОВ: - После встречи Путина с Касьяновым, где обсуждался переход к контрактной армии, было заявлено: реформа займет 10 лет. Давайте без иллюзий: любые программы, на которые надо столько времени, в России не будут выполнены никогда. Через 10 лет Путин может не быть президентом. А его преемник может от реформы отказаться.

`КП`: - Что предлагает `Союз правых сил`?

Борис НЕМЦОВ: - Переход к профессиональной контрактной армии надо начать уже с конца 2002 года или весны 2003-го. Мы не собираемся менять Конституцию: всеобщая воинская обязанность сохраняется. Но мы предлагаем обязательную военную службу сократить с 2 лет до 6 месяцев. А большинство рядовых и сержантов будут служить по контракту. Необходимо в течение четырех лет перейти к структуре, в которой будет 400 тысяч контрактников и 150 тысяч призывников.

`КП`: - Что дает этот план?

Борис НЕМЦОВ: - Первое: нет `дедовщины`. Второе: меняется социальный и образовательный уровень Вооруженных сил. Сегодня в армии служат в основном ребята из бедных семей. Те, кто побогаче, сыновей разными способами от призыва спасают. По оценкам экспертов, в Москве родители готовы платить за это до 5 тысяч долларов. Наша программа резко снижает уровень коррупции в военкоматах. Опросы показывают: на протяжении 6 - 8 месяцев готовы служить 75 процентов призывников, а 2 года - только 8 процентов.

`КП`: - А почему именно 6 месяцев?

Борис НЕМЦОВ: - Это то время, которое призывник проводит в `учебке`. А потом он может подписать контракт и служить дальше. Кроме того, контрактники будут набираться через военкоматы из тех граждан, которые уже имеют армейский опыт или просто пожелают служить. Эти предложения - плод труда не только `Союза правых сил`. В разработке принимали участие Институт экономики переходного периода и авторитетные военные специалисты: генерал-полковник Воробьев, генерал армии Гареев. Летом этого года наша программа была представлена Президенту России. Ее более-менее лояльно оценил Совет безопасности. И только Генеральный штаб агрессивно выступил против нашего проекта. Есть ли деньги в казне?

Василий СМИРНОВ: - Меня удивляет, что СПС ставит себе в заслугу стимулирование интереса к контрактной службе. Историческая справка: эта проблема изучается Генштабом еще с 1992 года. Депутаты тогда приняли такие отсрочки от армии, что мы только 14 мальчиков из 100 призывали (сегодня - 12). Поэтому начали призывать на контрактную службу солдат и сержантов.

Потом накануне президентских выборов 1996 года Борис Ельцин подписал указ о переходе армии полностью на контракт. Хотя не было программы действий, денег - не было ничего. Поэтому другим своим указом в 1998 году уважаемый господин Ельцин все это дело отменил. Но Генштаб продолжал разрабатывать концепцию реформирования армии.

Борис НЕМЦОВ: - У нас в России порочная практика: энергетику реформирует главный энергетик, пенсионную систему - глава Пенсионного фонда. У нас вообще все сами себя реформируют. Но самого себя из болота не вытащишь. Проблема реформирования Вооруженных сил - это не проблема армии. Это проблема общества и государства.

Василий СМИРНОВ: - Президент принял нашу концепцию. Наша задача сейчас - как можно лучше исполнить поручение президента. Из-за низкой рождаемости к 2012 году мы сможем комплектовать армию по призыву только на 52 процента. Поэтому переход к контрактной системе неизбежен. Но мы предлагаем делать это плавно, чтобы за какими-то победными реляциями не растерять боеготовность Вооруженных сил.

`КП`: - Что значит плавно?

Василий СМИРНОВ: - До 2004 года мы хотим провести эксперимент и укомплектовать контрактниками одну из дивизий. В результате мы точно узнаем, сколько для этого понадобится денег, и разработаем соответствующую федеральную целевую программу. Второй этап - до 2010 года - наращивание числа контрактников и накопление резерва профессионалов, прошедших подготовку по призыву.

И затем только можно будет полностью перейти к добровольному комплектованию ВС и других войск.

`КП`: - Призыв будет полностью отменен?

Василий СМИРНОВ: - Призыв сохранится на случай проведения в стране полной мобилизации.

Борис НЕМЦОВ: - А что вам мешало заняться подготовительной работой сразу, как только в 1996 году появился ельцинский указ о переходе на профессиональную армию? Почему мы 10 лет болтаем об этом и до сих пор никакого конкретного плана не представили?

Василий СМИРНОВ: - Главная причина - нет денег у государства.

Борис НЕМЦОВ: - Да есть! Чтобы выполнить нашу программу, в 2003 году понадобится дополнительно около миллиарда рублей. Это меньше 1 процента всего военного бюджета. В 2004 году эти расходы вырастут, но незначительно - где-то до 3 - 4 миллиардов рублей. А когда полностью демобилизуются ребята, которые служат 2 года, то есть в 2005 - 2006 годах, дополнительные расходы на контрактную армию все равно не превысят 10 процентов военного бюджета страны. Мы были со своими расчетами в Министерстве финансов. Нам сказали: у этого плана нет финансовых ограничений. В армию по конкурсу?

Николай БЕЗБОРОДОВ: - Профессиональную армию создавать в короткий срок революционным путем нельзя. Где новая законодательная база? Где общежития и квартиры для контрактников? У нас больше 100 тысяч уволенных офицеров сейчас без жилья!

Виталий ЦЫМБАЛ: - А растягивать процесс на 10 - 15 лет экономически нецелесообразно. Мы посчитали разные варианты перехода к контрактной армии. Наилучшее время для этого - до 2005 - 2006 годов.

Валерий АСТАНИН: - Да было уже у нас все это! Была шоковая терапия в экономике. Франция, страна куда более благополучная, чем наша, переходит на контракты уже 8 лет. Американцы 13 лет переходили. Но до сих пор в США полностью укомплектованы только элитные части. Хотя зарплаты не в пример деньгам, на которые может рассчитывать наш контрактник.

Виталий ЦЫМБАЛ: - Мы предлагаем увеличить денежное довольствие рядовых и сержантов до 3 - 3,5 тысячи рублей в месяц. Эти цифры взяты не с потолка. Сначала Институт экономики переходного периода провел опросы среди молодежи в Москве и Ярославле. Затем по нашему заказу социологи ВЦИОМ опрашивали разных людей в возрасте от 18 до 28 лет по всей стране. В том числе и бывших военнослужащих. Вопрос формулировался так: `Сейчас в армии около 2000 рублей в месяц составляют неденежные виды довольствия. Готовы ли вы служить, если будете получать еще какую-то денежную помощь? И какую?` Среди разных вариантов ответа чаще всего звучал как раз этот: `3500 рублей`.

Николай БЕЗБОРОДОВ: - Толковые люди за такие деньги служить не пойдут. Кто вербовался в контрактники в середине 90-х годов? Те, кто вышел из тюрем, спал под забором. Они о куске хлеба думали, а не о защите страны. А нашей армии нужен интеллект.

Борис НЕМЦОВ: - Но уже при зарплате в 3 - 3,5 тысячи рублей получается конкурс в армию, как в университет: два человека на место. Неужели мы не сможем найти парней, которые не имеют уголовного прошлого? Сможем. А для тех, кто заключит контракт на 3 года и больше, мы предлагаем бесплатное поступление в вузы. Это привлечет в армию способных ребят, которым нечем платить за учебу.

Валерий АСТАНИН: - Я приглашаю вас прийти в военкомат и вместе с нами набрать людей. У нас сейчас контрактник получает в Чечне 7,5 - 8 тысяч рублей. Но никто туда не хочет. В Таджикистане за эти деньги мы пропустили через 201-ю дивизию 65 тысяч человек. Все оттуда бегут.

Борис НЕМЦОВ: - За участие в боевых действиях платить надо намного больше. А мы говорим о службе по контракту в мирных условиях. Я много раз обсуждал эту тему в университетах. Сидят 600 человек. Спрашиваю: `Кто в армии готов служить 6 месяцев?` Лес поднятых рук. Причем что поражает: девушки соглашаются даже чаще, чем пацаны. Безработица у нас большая среди молодежи. Армия для многих - неплохой выход.

Василий СМИРНОВ: - Посчитать затраты на зарплаты контрактникам - это еще не все деньги. Люди будут жениться, детей рожать. Им понадобятся квартиры, школы, детские сады. Кто считал, какие дополнительные затраты на это потребуются? Мы некоторые казармы сейчас в связи с сокращением армии переоборудываем под жилье. Это стоит примерно столько же, сколько стоит построить новый дом. Войскам нужна реклама

Эдуард ВОРОБЬЕВ: - А по-моему, Вооруженные силы России просто не хотят переходить к контрактной армии. Многие наши офицеры просто не готовы руководить контрактниками, по сравнению с которыми они могут оказаться старше по возрасту, опытнее по жизни. Пример - учения так называемых `партизан`, военнообязанных запаса. Если они проводятся по-настоящему, - для офицеров это каторга.

Еще сложнее ситуация с подготовкой младших командиров. Их надо переводить на контрактную основу в первую очередь. В зарубежной армии сержанты служат по семь, девять, одиннадцать лет. Рядовые смотрят на него, как на Бога. А нашему сержанту вручаются судьбы подчиненных всего после 6 месяцев `учебки`.

И третий момент. Контрактника ничем другим, кроме боевой подготовки, заниматься уже не заставишь. Его не пошлешь куда-то мести, паять, лудить. Это будет уже нарушением контракта. Этот человек пошел на службу добровольно. И зная, что его в любой момент могут бросить в `горячую точку`, он будет требовать дать ему возможность совершенствовать боевую выучку. Ибо от этого зависят и его жизнь, и финансовое обеспечение его семьи.

Василий СМИРНОВ: - А мы в Министерстве обороны сейчас с трудом выкраиваем средства на подготовку призывников, которых посылаем в `горячие точки`. Денег не дают.

Борис НЕМЦОВ: - И никогда не дадут, если мы не изменим отношения общества к армии. У тех же американцев постоянно фильмы какие-то романтические о военных снимаются. А у нас только щиты висят: `Есть такая профессия - Родину защищать`. Не надо на агитацию денег жалеть. Вы сейчас больше теряете, пока за уклонистами бегаете.

Николай БЕЗБОРОДОВ: - Но кто же тогда мешает наложить программу, которую разработал СПС, на расчеты, которыми располагает Генштаб? Давайте сделаем это и посмотрим, что приемлемо, а что нет.

Борис НЕМЦОВ: - Согласен. Это хорошо, что `Комсомолке` нас собрала. Ее читатели - а это около 3 миллионов - будут думать об армии. И нам в Думе будет легче голосовать за все нужные для военной реформы законы.

`Круглый стол` провели Виктор БАРАНЕЦ, Сергей ГЕРАСИМЕНКО, Николай ЕФИМОВИЧ, Алексей МАКУРИН.

Кому в правительстве армейские проблемы ближе?

Каждый год, когда начинается призыв в армию, больше всего волнуются семьи, в которых растут мальчики. `КП` выяснила, у кого из членов российского правительства есть сыновья. Наверняка они будут следить теперь за дебатами о переходе вооруженных сил на контрактную систему с особым вниманием. И у реформаторов особенно велики шансы найти среди них своих сторонников. Виктор Христенко, вице-премьер, - сын. Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финaнсов, - сын. Илья Клебанов, вице-премьер, глава Минпрома, - сын. Валентина Матвиенко, вице-премьер, - сын. Алексей Гордеев, вице-премьер, глава Минсельхоза, - сын. Герман Греф, глава Минэкономразвития, - сын. Юрий Чайка, министр юстиции, - два сына. Фарит Газизуллин, глава Минимущества, - сын. Александр Починок, глава Минтруда, - сын. Николай Аксененко, министр путей сообщения, - сын. Сергей Франк, министр транспорта, - сын. Игорь Юсуфов, министр энергетики, - сын. Борис Грызлов, министр внутренних дел, - сын. Сергей Иванов, министр обороны, - два сына. Михаил Лесин, глава Минпечати, - сын. Владимир Филиппов, министр образования, - сын. Юрий Шевченко, министр здравоохранения, - сын. Михаил Швыдкой, министр культуры, - два сына. Леонид Рейман, глава Минсвязи, - сын. Илья Южанов, министр по антимонопольной политике, - сын. Виталий Артюхов, министр природных ресурсов, - два сына.

А КАК У НИХ? В США солдат получает $35 тысяч

В мире есть всего три страны, имеющие полностью профессиональную армию, - США, Канада и Великобритания.

Такие государства, как Австрия, Дания, Германия, Франция, Швеция, лишь планируют перевести свои вооруженные силы на контрактную основу в ближайшие пять - семь лет. Последовать их примеру собираются и три бывшие страны соцлагеря, недавно ставшие членами НАТО: Венгрия, Польша и Чехия. Правда, если это и произойдет, то не скоро. Так, чехи планируют переход на военную службу по контракту лишь в 2010 году, а пока там, как и у нас, сохраняется призывная система, причем армия пополняется новобранцами четыре раз в год. Правда, чешские призывники служат лишь по 12 месяцев.

Сколько будут платить контрактникам в этих странах, сейчас сказать трудно. А вот в профессиональной армии США `тарифные сетки` такие: средняя зарплата рядового - 35 тысяч долларов в год, сержанта - 50 - 55 тысяч, а офицера - 70 - 90 тысяч баксов.

Максим ЧИЖИКОВ.

КАК ПРОВОДИТЬ ВОЕННУЮ РЕФОРМУ?

ПОЗИЦИЯ СПС

Всеобщую воинскую обязанность сохранить. Но службу по призыву сократить до 6 - 8 месяцев.

Набирать контрактников среди тех, кто отслужил 6 - 8 месяцев или служил в армии раньше. Провести реформу за четыре года.

Численность армии в 2005 году - 400 тысяч контрактников и 142 тысячи срочников, служащих по 6 - 8 месяцев. За 3,5 тысячи рублей в месяц народ пойдет в армию по конкурсу.

ПОЗИЦИЯ ГЕНШТАБА

За 6 - 8 месяцев `учебки` солдата можно научить только теории. Но это неплохой вариант подготовки резервистов. В этом вопросе поддерживает СПС.

Если будет нормальное финансирование, к новой системе удастся перейти за 10 лет.

Численность армии в 2005 году - 150 тысяч контрактников и 392 тысячи срочников, служащих по 2 года.

За такие деньги люди служить не пойдут. Надо платить намного больше, но денег нет.


Комсомольская правда, 07.12.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 211314
Опублик.: 11.10.04
Число обращений: 26


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``