В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИГОРЬ АРТЕМЬЕВ: ТРЕТЬ БЮДЖЕТА ПЕТЕРБУРГА ОСЕДАЕТ НА КАЙМАНОВЫХ ОСТРОВАХ И КИПРЕ Назад
ИГОРЬ АРТЕМЬЕВ: ТРЕТЬ БЮДЖЕТА ПЕТЕРБУРГА ОСЕДАЕТ НА КАЙМАНОВЫХ ОСТРОВАХ И КИПРЕ
Игорь Артемьев на нынешних выборах в Санкт-Петербурге - главный соперник действующего губернатора Владимира Яковлева. Единый кандидат от демократических движений опасен для заигрывающего с коммунистами градоначальника не только в силу серьезных демократических настроений в северной столице. Но и потому, что в течение двух с половиной лет был первым вице-губернатором и знает о Смольном и его сегодняшнем хозяине если не все, то очень многое. Опыт управления важнейшей финансовой отраслью делает его претензии на губернаторский пост очевидными настолько, что подконтрольные администрации средства массовой информации ежедневно втолковывают петербуржцам два тезиса. Первый: Артемьев - корень мирового зла и член всех масонских лож вместе взятых. Второй: во всех бедах каждого жителя северной столицы виноват - смотри пункт первый. Сегодня Игорь Артемьев отвечает на вопросы корреспондента `Комсомольской правды`
АРТЕМЬЕВ-КРИТИК

Игорь Юрьевич, можете коротко и ясно объяснить, что послужило поводом для развода с правительством Яковлева. Почему в январе 1999 года вы ушли в оппозицию к губернатору?

- Перечисляю, как просите, коротко и ясно: связь с криминальными структурами, потворство бандитам, протекционизм в экономике, придворные фирмы, увлеченный семейный бизнес, попытка обходиться с государственным бюджетом Петербурга как с деньгами в собственном кармане. В основном это. Кроме того, неэффективные проекты, повсеместные откаты в строительстве, завышение смет, потеря лица Петербурга в информационном пространстве - откровенное телевизионное и печатное хамство после фактического порабощения городских средств массовой информации. Далее. Создание карманного местного самоуправления без прав и полномочий, пустые разговоры о промышленной политике и поддержке бизнеса вместо дел - реально ничего для развития промышленности и бизнеса не делается.

Затем. Отсутствие внятной инвестиционной политики - соответствующее законодательство заморожено на том уровне, на котором мы написали его еще больше двух лет назад - с Германом Грефом и Ильей Клебановым (тогда оба российских политика возглавляли в правительстве Санкт-Петербурга соответственно комитет по управлению городским имуществом и комитет по экономике и промышленной политике. - Ред.). Поддержка на выборах в Законодательное собрание известных всему городу бандитов. Откровенные попытки парализовать работу Законодательного собрания в случаях неисполнения губернаторской воли. И так далее.

Петербургские средства массовой информации, близкие к Смольному, постоянно напоминают, что по образованию вы - биолог, к экономике и хозяйству города отношения не имеете и, соответственно, ваши претензии на губернаторский пост - безосновательны.

- У меня два высших образования: биологическое и юридическое. Окончил в обоих случаях Ленинградский-Петербургский университет. Пока я работал биологом, опубликовал 43 научные работы в 15 странах мира. В 27 лет я защитил кандидатскую диссертацию, спустя два года стал доцентом. Это до сих пор лучший результат в моем институте.

Затем в 1989 году я пошел в политику. В то время у нас экономистами считались только знатоки плановой распределительной экономики. Ее, кстати, блестяще знает нынешний губернатор Владимир Яковлев, но самой экономики уже не существует в природе. Поэтому экономистов, которые бы разбирались в рыночных отношениях, на тот период вообще не было. Так же, как и не существовало менеджеров, руководителей крупных заводов, фабрик - не красных директоров, а новых, которые пришли в экономику позднее. Поэтому, если посмотреть, например, на директоров крупных фирм, то кто это? Бывшие химики, физики, врачи, инженеры, учителя. То есть люди, которые смогли найти свое место уже в новый экономический период. Не имеет значения, каким было мое первое высшее образование, важно, как я затем работал в экономике. Кстати, то, что по второму диплому я юрист - это действительно необходимое образование для того, чтобы писать законы, исследовать их, уметь их исполнять, понимать, читать.

Тем не менее ваша в недавнем прошлом соратница Оксана Дмитриева при каждом удобном случае называет вас непрофессионалом, говорит о страшных последствиях политики, которую вы проводили на посту председателя финансового комитета.

- Оксана Генриховна верой и правдой служит нынешнему губернатору. Еще в 1996 году она убеждала, что у губернатора руки по локоть в крови. Требовала, чтобы мы ушли из такой администрации.

А потом Оксана Генриховна вошла в правительство Кириенко, допустившее тот самый дефолт, благодаря которому наш городской долг увеличился в четыре раза. Поэтому ей-то вообще должно быть стыдно говорить о своем вкладе в городские финансы.

Что касается вообще ситуации с долгами, то реструктуризация долгов признана абсолютно лучшим результатом по общей работе с долговыми обязательствами во всей России. Признана Мировым банком, Европейским банком, которые открыли впервые за свою историю так называемый вечно зеленый кредит.

Сейчас кредитные средства и дешевые кредитные линии стали снова недоступны для Петербурга благодаря тому, что он стал отходить от тех принципов либеральной политики, которую мы последовательно проводили. Справедливости ради надо понимать, что касается евробондов - это был единственный способ спасти город от банкротства в 1996 году, когда, к великому сожалению, город по сути дела был банкротом. Вам не понятно, что такое банкрот? Это значит не платить зарплату людям, не выполнять ни одной социальной программы и т. д. Вот от всего этого мы город увели. И поэтому, когда Мировой банк проводил конгресс полтора месяца назад по поводу управления региональными финансами, Петербург стоит на позиции даже не на первой, а на нулевой. Просто как эталон. Это наша работа, работа нашей команды. И я этим очень горжусь.

Сейчас, по официальным данным, не за год, а за три месяца долг города вырос на 11%. В переводе на русский язык это означает, что три млрд. рублей перед выборами плюс ко всем остальным затратам вброшены в городское хозяйство. Опять делается в долг. Этот долг придется отдавать.

АРТЕМЬЕВ-ПРАКТИК

Вы говорите, что умеете делать все, что умеет делать Яковлев. Можно несколько примеров?

- По пунктам. Дорожное строительство. На треть будут снижены расходы, за счет этого увеличим объемы работ. Дальше. В контракты каждой фирмы будет введено правило, что построенная дорога в течение трех лет ремонтируется за счет подрядчика, что бы с ней ни случилось. Не хочет - пусть не участвует в строительстве. Это обычная европейская практика. Если ты сделал хорошо, она три года постоит. Потому что заранее знаешь поток, который по ней пойдет. Три года минимум у нас дороги должны служить. Сегодня они у нас, как правило, служат полтора. Это что касается качества и что касается объема.

Дешевле. Примерно треть денег сегодня разворовывается подрядчиками. И эти подрядчики передают чемоданы с зелеными коррумпированным чиновникам администрации. Система круговой поруки, от которой качество сильно страдает. Это же касается подрядов в жилищном строительстве.

Дальше. Просто баснословные деньги. Скажем так, что делают существующие клановые преступные группировки? Вообще в России. 60 млрд. долларов вылетело из страны. Сейчас, по разным оценкам, примерно 1,5 - 2 млрд. долларов ежемесячно вывозится из страны. Кто вывозит?

Это не мифические крестные отцы, а конкретные чиновники, преступные чиновничьи группировки. Извините, поэтому ничего и не возрождается у нас. Денег в Петербурге далеко не мало. Бюджет города - 1,5 млрд. долларов.

Не сомневайтесь, что 30 - 40% этих денег уже уплыли за рубеж. И найдете вы их где-нибудь на Каймановых островах.

Поэтому, как это ни парадоксально звучит, самый большой ресурс городской экономики - бюджетный ресурс. Ограничить освоение бюджетных средств вполне возможно. Но сейчас это никому не нужно. Почему создаются эти колоссальные стройки, Ледовые дворцы, вокзальные комплексы? Потому что на этом можно поживиться.

Посмотрите на дамбу или дороги: сколько там грузовиков асфальта - 10 или 5? Прораб стоит, пять грузовиков кинул налево. Нормально это или нет? Самая большая опасность администрации Яковлева в том, что такая система поощряется. Она пронизывает снизу доверху все. Особенно видно это в дорожном строительстве. Есть и по мелочам . Например, бесплатные лекарства для льготников. Сейчас они очень редко доходят до тех, кто должен их получать.

Первое, что нужно сделать, - нормальный конкурс. Не то безобразие, которое сейчас именуется конкурсом на поставку лекарств. Как?

Создается номенклатура лекарств. Первый принцип - это должны сделать профессионалы. Определить, какие лекарства надо закупать в первую очередь и в каких количествах. Так создается перечень препаратов, которые необходимы. Второе. Тендер по каждой позиции лекарственной номенклатуры. Не имеет значения, кто поставщики - иностранцы или русские. Основной и единственный критерий при неоспоримом качестве - цена препарата. Дальше. Система рецептов с компьютерным учетом, то есть рецепты должны совершать оборот с соответствующим компьютерным кодом, и должен идти учет. Сегодня очень много фальшивых рецептов.

Допустим, вы получили дополнительные бюджетные доходы за счет этих мер. Будут ли увеличены социальные выплаты?

Давайте так. Люди - это первоочередное. Поэтому естественно пустить эти средства на программы доплат к зарплатам бюджетников, пенсиям - один из первых шагов моей программы. Учителя, врачи и деятели культуры получат рост заработной платы процентов на 20 в год - с учетом уровня инфляции. За счет доходов городского бюджета. За счет экономического роста, который сейчас есть.

То же - с милицией. Абсурдно, когда человек, представляющий власть, получает зарплату на уровне прожиточного минимума. В таких условиях коррупция не просто повсеместна, она неизбежна. Государство будто намеренно подталкивает человека в погонах к должностным преступлениям. У Санкт-Петербурга есть все для того, чтобы изменить эту практику.

Город может доплачивать надбавки сотрудникам подразделений федерального подчинения. Кроме этого, может помогать ремонтировать и содержать их здания, предоставлять компьютеры и оргтехнику.

Большинство же милиционеров должно получать существенные - на уровне второго оклада - доплаты из городского бюджета. Подготовлена и программа обеспечения муниципальным жильем сотрудников ГУВД. Количество жилья, которое получает петербургское управление, невероятно мало. Оно будет увеличено в разы, а распределение муниципальных квартир должно происходить не между начальствующим составом главка. В ближайшей перспективе при выслуге в 20 лет и больше милиционер, нуждающийся в улучшении жилищных условий, будет автоматически получать жилье от города.

Вы говорите, что подготовили программу, которая позволит за четыре года улучшить жилищные условия почти полмиллиона петербуржцев. Объясните, как это сделать?

- Следующим образом. Губернатор гарантирует: каждый петербуржец - даже тот, кто вообще не имеет жилья, - получает шанс улучшить свои жилищные условия. Для реализации этого принципа городская власть проводит пять программ.

Первая - расселение коммуналок и общежитий. Каждый инвестор, который берется расселять коммунальные квартиры, имеет серьезные налоговые льготы. Его не гоняют по двадцати инстанциям, чиновники у него не вымогают взятки, потому что вся процедура расселения будет четко прописана в городском законе - он, кстати, уже подготовлен. Понятно, коммуналки в центральной части города инвесторы возьмутся расселять с большим рвением, чем аналогичные квартиры в спальных районах. Однако у городской власти есть рычаги экономического стимулирования риэлтора, делающие выгодным для него и расселение плохих коммуналок . В итоге все коммуналки, имеющиеся сегодня в городе, будут расселены за шесть лет.

С общежитиями тот же принцип. Инвестор, готовый расселить общежитие, может рассчитывать не только на налоговые льготы, но и на то, что город безвозмездно отдаст ему освобожденное здание. Кстати, для запуска этого механизма на первом этапе нужно изменить статус общежития и его жильцов. Общаги переводятся в ведение города и становятся домами, скажем, с коммунальными квартирами коридорного типа. Каждый жилец в соответствии с разработанной процедурой получает ордер на свою комнату и становится таким образом квартиросъемщиком. Этот очевидный, казалось бы, ход - уже полдела. Жители общаг сегодня абсолютно бесправны. По сути они - рабы коменданта. Как только люди становятся полноправными съемщиками, у них появляется шанс очень быстро улучшить свои жилищные условия.

Если находится инвестор, готовый расселить данное общежитие, ставшее коммунальным домом , все понятно. Если нет, то жильцы общежития могут участвовать в других городских программах на тех же правах, что и остальные петербуржцы.

Вторая программа - развитие ипотечного кредитования. Городская власть выдает гарантии банкам, готовым профинансировать улучшение жилищных условий петербуржцев. Что имеется в виду. Скажем, семья имеет комнату и стоит в очереди на получение жилья. Стоимость комнаты, предположим, десять тысяч долларов. Банк под гарантии городской администрации выделяет недостающую сумму - к примеру, еще десять тысяч - и приобретает или строит квартиру, в которую сразу заселяется очередник. Комната уходит в залог, а семья рассчитывается по жилищному кредиту в течение трех, пяти, десяти или пятнадцати лет. Таких гарантий сегодня город может предоставлять не менее 20 тысяч в год. Право на получение таких гарантий будут иметь те, кто стоит в муниципальной очереди на улучшение жилищных условий, а также молодые семьи.

Одновременно городская власть должна активно оперировать со своим жилым фондом и строить жилье, чтобы сбивать цены на рынке. При сегодняшних экономических показателях реально снизить среднюю стоимость квадратного метра до двухсот долларов. Это даст возможность самим улучшать условия большому количеству людей со средним уровнем доходов.

Третья программа - жилищные сертификаты. Предполагает создание рынка ценных бумаг, являющихся эквивалентом жилья. Эта форма позволит улучшить жилищные условия петербуржцам со средним уровнем доходов.

Четвертая форма - жилищные ссуды. Скажем, человек хочет улучшить жилищные условия, однако ему не хватает определенной суммы. Городская администрация предоставляет ему ссуду в размере до 90 процентов от общей стоимости жилья. Если недостающая часть очень велика - шанс получить ссуду меньше. И наоборот. Чем меньше помощь, требуемая от города, тем больше вероятность ее получить.

Пятая программа - социальное жилье. Эта программа позволит очень быстро улучшить жилищные условия пожилых и одиноких людей. Город предоставит им квартиры в пожизненное пользование, без права передавать их по наследству, продавать или дарить.

Комплексная реализация этих программ и позволит улучшить жилищные условия более чем 400 тысячам петербуржцев.

АРТЕМЬЕВ-СЕМЬЯНИН

Игорь Юрьевич, как вы проводите отпуск?

- Последний раз, прошлым летом с женой и дочкой ездили по Волге, из Москвы в Астрахань. В планах - поездка на Байкал.

Вашей дочке 12 лет. Она знает, чем занимается ее папа?

- Да, конечно. Смотрит новости и переживает за меня.

Учится, надо полагать, в элитной школе?

- Нет, ходит в обычную школу во дворе нашего дома. Учится хорошо. Здорово знает язык, а компьютер лучше меня знает раза в три.

А жена?

- Жена закончила педагогический институт. После этого десять лет проработала в педучилище. Сейчас преподает в Инженерно-строительной академии (бывшем ЛИСИ) на кафедре психологии.

У вас в семье принято ужинать вместе?

- Да, жена с дочерью стараются дождаться меня, хотя, конечно, это удается далеко не всегда. К сожалению, я очень редко знаю с утра, во сколько буду вечером.

А что едят в семье Артемьевых?

- Знаете, я больше всего люблю салаты. Вообще любимое блюдо - простой салат: огурцы, помидоры. Раньше очень любил мясо, сейчас ем его довольно редко.

Если эта избирательная кампания закончится неудачно для вас, что будете делать?

- Больше всего сейчас хочется отоспаться. Кажется, лег бы и проспал неделю. Если серьезно, в Думе скоро начнутся каникулы, поеду отдохнуть с семьей. Потом возьмусь за работу. Я отвечаю за подготовку 43 федеральных законопроектов.

И что, вообще не расстроитесь?

- Вы знаете, в любом случае мы очень здорово продвинулись. Я ощутил такую поддержку петербуржцев, которая очень сильно заряжает меня, придает уверенности в собственных силах и правильности того, что я делаю. Да и отвлекаясь от субъективных ощущений. Смотрите сами, демократические силы впервые в новейшей истории смогли объединиться, выработать единую концепцию развития города. Разве это недостаточный результат?



`Комсомольская правда`, 12.05.2000http://nvolgatrade.ru/

Док. 211303
Опублик.: 11.10.04
Число обращений: 676

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``