В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВАГИТ АЛЕКПЕРОВ: МЫ ГОТОВЫ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАТЬСЯ Назад
ВАГИТ АЛЕКПЕРОВ: МЫ ГОТОВЫ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАТЬСЯ
Сегодня нефтяная компания `ЛУКОЙЛ` проведет собрание акционеров. О принципиальных для компании событиях, итогах работы в 2002 году и ужесточении конкуренции на российском рынке президент ОАО `ЛУКОЙЛ` Вагит АЛЕКПЕРОВ рассказал корреспонденту `Известий` Елене ЗАГОРОДНЕЙ.
- Вагит Юсуфович, сегодня на собрании акционеров `ЛУКОЙЛа` вы будете подводить итоги 2002 года. Какие события, произошедшие в этот период, имели для компании принципиальное значение?

- Мне трудно выделить что-то одно. В каждой из сфер нашей деятельности произошли значительные события. Если говорить о том, что важно для компании в целом, то это, конечно же, принятие Программы реструктуризации. Важно то, что мы стали мыслить по-новому, измерять успех наших проектов не в тоннах и кубических метрах, а в рублях и долларах.
Мы преодолели своеобразный психологический барьер, мешавший нам активно управлять портфелем активов. Сегодня участие компании в любом инвестиционном проекте рассматривается через призму контроля над его реализацией и минимальной нормы рентабельности, равной 15%. В структуре центрального аппарата создан Инвестиционный комитет, который строго следит за тем, чтобы эти требования не нарушались.
Как вы знаете, в 2002 году `ЛУКОЙЛ` продал японской компании ИНПЕКС 10-процентную долю в азербайджанском проекте по разработке месторождений Азери, Чираг и Гюнешли. В то же время компания увеличила свою долю в другом азербайджанском проекте -`Ялама` - и приняла решение о проведении разведочных работ на блоке `Кондор` в Колумбии.
Центральным событием в финансовой сфере стало, безусловно, получение полного вторичного листинга на Лондонской фондовой бирже. Здесь наши акции сразу же заняли первое место по ликвидности среди акций эмитентов Центральной и Восточной Европы.

- Вы удовлетворены теми производственными и финансовыми результатами, которые продемонстрировал `ЛУКОЙЛ` в 2002 году?

- В целом, да. Мы добились увеличения объемов реализации своей продукции и одновременно существенно снизили операционные издержки. Я умышленно не говорю здесь о росте производства нефти и нефтепродуктов. Важно ведь не просто произвести продукцию, но и выгодно ее продать. Нам это удалось. В 2002 году выручка компании от реализации увеличилась на 1,9 миллиарда долларов и достигла 15,49 миллиарда долларов.
Помимо роста производственных показателей, который составил 2% в добывающем и 9% в перерабатывающем секторе, положительное влияние на объемы реализации оказало увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов. Если в 2001 году мы вывезли за пределы таможенной территории России 32,8 миллиона тонн нефти и 10,8 миллиона тонн нефтепродуктов, то в 2002 году эти показатели составили уже 34,2 и 14,2 миллиона тонн соответственно.
Одновременно на 20% возросла розничная реализация нефтепродуктов `ЛУКОЙЛа` внутри страны. В то же время необходимо признать, что этот показатель все еще остается достаточно низким. Из 13,6 миллиона тонн готовой продукции, реализованной нами на внутреннем рынке, только 2,4 миллиона тонн было продано через сеть фирменных АЗС.
Что касается операционных расходов, то в 2002 году они сократились на 181 миллион долларов. В частности, мы приступили к реализации масштабной программы по закрытию малопродуктивных скважин, которая позволила нам снизить себестоимость нефтедобычи с 2,74 до 2,60 доллара за баррель.

- Тем не менее чистая прибыль компании сократилась на 266 миллионов долларов

- Мы прогнозировали такой результат. В прошедшем году существенно усилилась налоговая нагрузка на нефтяные компании. Был введен единый налог на добычу полезных ископаемых, отменен ряд налоговых льгот, включая льготу по капитальным вложениям. В целом доля налогов и сборов в прибыли до налогообложения выросла с 60 до 72%. В абсолютном выражении рост эффективной ставки налога на прибыль, введение НДПИ, а также повышение акцизов и экспортных пошлин увеличило расходы компании на 1,3 миллиарда долларов.
Кроме того, мы приняли решение в досудебном порядке урегулировать налоговые претензии государства на сумму 103 миллиона долларов. Это не означает, что компания признала свою неправоту. Однако судебное разбирательство могло нанести урон нашей репутации и, таким образом, негативно сказаться на инвестиционной привлекательности `ЛУКОЙЛа`.
Отрицательное влияние на финансовые результаты компании оказал рост транспортных расходов на 495 миллионов долларов. В отчетном периоде `ЛУКОЙЛ` увеличил транспортировку своей продукции по железной дороге на 24% - до 26 миллионов тонн. Если в случае с нефтепродуктами это объяснялось прежде всего увеличением объемов производства, то в случае с нефтью - нехваткой трубопроводных мощностей.
К сожалению, компания лишь отчасти может нивелировать негативное влияние перечисленных факторов на свои финансовые результаты. Однако от этого ни в коем случае не должны страдать наши акционеры. Мы строго придерживаемся обязательства ежегодно увеличивать объем дивидендных выплат. По итогам 2002 года акционерам будет выплачено 532 миллиона долларов, или 19,5 рубля на одну обыкновенную акцию. Годом ранее этот показатель составлял 15 рублей на одну обыкновенную акцию.

- `ЛУКОЙЛ` готов к ужесточению конкурентной борьбы на российском рынке?

- Мы готовы к тому, чтобы динамично развиваться на протяжении длительного периода времени и обеспечивать нашим акционерам высокую доходность на вложенный капитал. Что касается борьбы за лидерство по отдельным показателям, то она часто бывает контрпродуктивна. Компания - это живой организм, и если у него гипертрофированно развита одна функция, то другая обязательно будет нарушена.
В 2002 году мы заложили прочную основу для долгосрочного роста. Путем геологоразведочных работ и приобретений компания увеличила доказанные запасы нефти и газа до 19,3 миллиарда баррелей условного топлива. Окончательно определились три наиболее перспективных региона деятельности с точки зрения прироста добычи - Тимано-Печора, акватория Каспия и север Тюменской области.
Обрела реальные очертания диверсификация бизнеса - благодаря приобретению компании `Находканефтегаз` и Локосовского газоперерабатывающего комплекса `ЛУКОЙЛ` значительно увеличил свои возможности по добыче и переработке газа. Заключение соглашения о стратегическом партнерстве с `Газпромом` помогло нам выйти на конечного потребителя. В частности, в 2002 году компания впервые осуществила поставки газа на электростанции РАО `ЕЭС России`.
Упорядочена структура `ЛУКОЙЛа`. Проведена консолидация добывающих предприятий в Пермской области, Республике Коми и Поволжье, которая сопровождалась выведением за пределы группы непрофильных активов. Радикально сокращено количество управленческих центров в сфере нефтепродуктообеспечения. Сегодня 13 организаций координируют сбыт нашей продукции в 58 регионах России.

- Но вы сказали, что далеко не все зависит от усилий самих компаний. Есть налоговая политика, есть политика в области реформирования естественных монополий. Есть, наконец, стратегия в сфере развития транспортных мощностей. Вы рассчитываете на то, что ваше мнение будет услышано государством?

- Безусловно, со временем государство и бизнес будут лучше понимать друг друга. Идет взаимная притирка, поиск наиболее эффективных форм взаимодействия. Часть проблем мы уже сегодня стараемся решить сами. В частности, не дожидаясь решения по вопросу о либерализации рынка газа, мы договорились с `Газпромом` об условиях купли-продажи сырья, которое будет добываться на Находкинском месторождении.
Всем известны проекты `ЛУКОЙЛа` по расширению российской транспортной инфраструктуры. Мы занимаемся реконструкцией нефтепровода Харьяга-Уса в Республике Коми и нефтяного терминала в Калининградской области, ведем строительство комплексов по перевалке нефтепродуктов в Ленинградской, Нижегородской, Астраханской областях.
`ЛУКОЙЛ` активно сотрудничает с `Транснефтью` в области расширения пропускной способности отдельных участков магистральных трубопроводов, повышения качества и оптимизации системы учета транспортируемого по ним сырья. Опыт подсказывает, что найти взаимоприемлемое решение любого вопроса легче, если стороны уже вовлечены в практическое взаимодействие.
В то же время есть глобальные проблемы, которые можно решить только в законодательном порядке. К ним относятся создание в стране стабильной налоговой системы, полномасштабная либерализация газового рынка, развитие новых направлений экспорта нефти и газа. Достичь какого-то прогресса в данном случае можно только путем консенсуса между всеми заинтересованными сторонами.
Именно поэтому вопрос об уровне налогового бремени в нефтяной промышленности не может быть решен без участия представителей других отраслей экономики, вопрос о либерализации рынка газа - без участия `Газпрома`, а вопрос о создании новых экспортных маршрутов - без участия `Транснефти`.

- Как вы решаете аналогичные проблемы, если они касаются ваших зарубежных предприятий?

- Как правило, тоже путем переговоров. В некоторых случаях пытаемся заручиться поддержкой официальных представителей России. В последнее время мы стали ощущать повышенное внимание к нашим проектам со стороны правительства и особенно Министерства иностранных дел. Если отечественные компании смогут в полном объеме возобновить работу в Ираке, огромная заслуга в этом будет принадлежать российскому внешнеполитическому ведомству.
Другой, менее известный пример связан с нашей работой в Румынии. Вопросы экономического взаимодействия между нашими странами обсуждались на недавней встрече премьер-министра России Михаила Касьянова с его румынским коллегой Адрианом Нэстасе. Мы надеемся, что к тому времени, когда `ЛУКОЙЛ` закончит модернизацию НПЗ `Петротел`, условия работы на румынском рынке станут более привлекательными для зарубежных инвесторов.
Нас привлекает то, что в этой стране наметился устойчивый рост экономики. Увеличиваются доходы населения, сокращаются инфляционные риски. Ежегодный прирост автомобильного парка на уровне 250-300 тысяч автомобилей позволяет прогнозировать скачок потребления нефтепродуктов.
Объем инвестиций `ЛУКОЙЛа` в румынскую экономику в 2003-2004 годах составит более 200 миллионов долларов. Мы планируем, что к 2005 году НПЗ `Петротел` станет самым современным заводом в Румынии, а число АЗС `ЛУКОЙЛа` в этой стране существенно возрастет.

- А как обстоит дело с качеством продукции, выпускаемой российскими заводами `ЛУКОЙЛа`? Когда она будет соответствовать европейским стандартам?

- Для того чтобы это произошло как можно быстрее, необходимо внести изменения в российское законодательство. `ЛУКОЙЛ` вкладывает огромные средства в модернизацию перерабатывающих мощностей и организацию производства экологически чистого топлива. За последние 10 лет мы выделили на эти цели более миллиарда долларов. Компания сегодня имеет возможность выпускать моторное топливо, полностью соответствующее стандарту Евро-3, а к 2005 году планирует начать производство нефтепродуктов, соответствующих стандарту Евро-4.
Однако внутренний спрос на подобную продукцию слишком мал, и это делает ее массовое производство экономически невыгодным. До тех пор, пока Россия не введет более жесткие экологические стандарты, глубина переработки нефти на отечественных НПЗ будет отставать от европейской и американской. В среднем по России она составляет порядка 68%, в то время как на подавляющем большинстве заводов западных компаний превышает 90%!
Складывается парадоксальная ситуация, когда компании сами ограничивают себя в сфере воздействия на окружающую среду для того, чтобы их деятельность соответствовала принятым во всем мире стандартам безопасности. Последний пример - решение `ЛУКОЙЛа` установить в Высоцке уникальные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, сконструированные по принципу `стакан в стакане`. Такая конструкция, предполагающая наличие двух стенок, практически полностью исключает утечку топлива.
Подчеркну, что мы готовы тратить дополнительные средства на модернизацию производственных мощностей и повышение качества продукции, поскольку в противном случае рискуем стать `изгоями` на мировом энергетическом рынке, который сегодня предъявляет повышенные требования к соблюдению стандартов экологической безопасности.

- Соблюдение экологических стандартов напрямую влияет на производственную деятельность компании. Другое дело - социальные стандарты. Как `ЛУКОЙЛ` собирается совмещать курс на сокращение непрофильных расходов с традиционно высокой социальной активностью?

- Прежде всего я хочу сказать, что социальные стандарты соблюдаются ведущими нефтегазовыми корпорациями мира не менее строго, чем экологические. При этом высокий уровень социальной ответственности не обязательно подразумевает большие социальные расходы. Эти расходы прежде всего должны быть прозрачными, адресными, строго соответствующими потребностям работников компании. В 2002 году совет директоров `ЛУКОЙЛа` принял Социальный кодекс - документ, отражающий новый подход нашей компании к решению социальных вопросов.
С одной стороны, в нем зафиксированы базовые обязательства компании перед работниками, которые не могут быть пересмотрены ни при каком развитии событий. С другой стороны, кодекс содержит положения о передаче социальной инфраструктуры на баланс муниципальных образований, а также о поощрении долевого участия работников компании и членов их семей в реализации различных социальных программ.
Мы заинтересованы в том, чтобы в стране был сформирован конкурентный рынок социальных услуг, и готовы вывести на него организации, которые ранее оказывали подобные услуги исключительно работникам нашей компании. Кроме того, мы стремимся всячески поощрять инициативу, проявляемую независимыми структурами.
Так, в 2002 году ОАО `ЛУКОЙЛ-Пермнефть` впервые провело конкурс социальных и культурных проектов, победители которого получили гранты на реализацию своих замыслов. Такая система принята во всем мире, и мы хотим, чтобы она активно развивалась у нас в стране.

- Вы не задумывались над тем, чтобы предоставлять подобные гранты образовательным и научным учреждениям?

- Мы не исключаем такой возможности, однако пока предпочитаем ориентироваться на более традиционные формы взаимодействия с подобными структурами. В рамках сотрудничества с ведущими техническими вузами страны мы выделяем средства на обновление учебной и научной базы, подготовку и переподготовку сотрудников компании, выплату именной `лукойловской` стипендии наиболее талантливым студентам.
Раньше все это делалось в рамках неформальных договоренностей, однако с 2002 года мы начали заключать с учебными заведениями специальные соглашения о партнерстве. В прошлом году такие документы были подписаны с техническими университетами Перми, Тюмени и Ухты, в этом году - с Уфимским нефтяным техническим университетом, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Санкт-Петербургским государственным горным институтом им. Г.В. Плеханова.
Вкладывая средства в образование, мы ориентируемся на получение конкретного результата - формирование в отрасли дееспособного кадрового резерва, который сможет привнести в нее `дух XXI века`. И мы уже ощущаем отдачу от этой работы - если в 1999 году в компанию пришло всего 300 молодых специалистов, то в 2002 году их число превысило 700 человек. И уверяю вас, что они мыслят уже совсем по-другому, чем представители моего поколения.



`Известия` 26.06.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 210734
Опублик.: 06.10.04
Число обращений: 519

  • Алекперов Вагит Юсуфович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``