В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВАСИЛИЙ АКСЕНОВ: МИР ИЗМЕНИЛСЯ НЕ СЕЙЧАС, А ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД Назад
ВАСИЛИЙ АКСЕНОВ: МИР ИЗМЕНИЛСЯ НЕ СЕЙЧАС, А ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД
Известный писатель, давно живущий в США, дал интервью `Российской газете` по горячим следам трагических событий в этой стране
Василий Павлович, сразу после терактов 11 сентября чаще всего в России звучала такая их оценка: мир теперь изменился, стал иным. Согласны ли вы с ней?

- Пожалуй, нет. Мне кажется, мир стал иным не в эти дни, а лет десять назад, после крушения коммунизма в Советском Союзе. Когда стала стихать `холодная война`, появился новый общий враг, который все это время набирал силу, - агрессивный ислам. Другое дело, что только сейчас, столкнувшись с такими страшными его проявлениями на грани войны, мы это поняли.

А стала ли за эти дни, по вашим наблюдениям, другой Америка?

- Пока трудно сказать. Я увидел потрясающие проявления патриотизма и солидарности. Народ стоит в очередях, чтобы бесплатно предложить рабочую силу для разборки развалин, колоссальные толпы людей приходят сдавать кровь. Поразительно, как американцы в такие трагические минуты объединяются вокруг флага и президента. Рейтинг Буша невероятно поднялся. В общем, у всех глаза на мокром месте, но при этом, я бы сказал, челюсти все-таки выпячены.

Сами события послужили фактором роста популярности Буша или же это объясняется его точными действиями и словами?

- Это дань традиции, о которой я сказал, а дальше все зависит от того, как пойдут дела. В такой ситуации поднялся бы рейтинг любого президента. Знаете, американцы - народ довольно легкомысленный, даже несколько расслабленный, но этим гадам дразнить их не советовал бы.

Вы сказали, что ощущаете грань войны. Это эмоциональная оценка или Америка реально почувствовала себя воюющей страной?

- Сужу хотя бы по средствам массовой информации. Целыми днями на телеканалах идет заголовок: новая война Америки.

Именно Америки? Или же всего международного сообщества?

- Нет, Соединенные Штаты в основном рассчитывают на собственные силы, но и ожидают солидарности от цивилизованных стран. Как и от умеренных кругов ислама. Их на самом деле немало, но они не очень охотно высказывают свою точку зрения, поскольку основательно запуганы подпольной империей террора. По сути мы столкнулись с интернационалом терроризма, и бен Ладен - это Ленин террора. Я слушал здесь по радио рассказ одного журналиста, который недавно встречался с ним, и понял, что мы имеем дело с колоссальной мегаломанией, а бен Ладен - выразитель этой тенденции. Он, например, приписывает себе и своим сторонникам уничтожение Советского Союза, а уж с Америкой, по его словам, они тем более справятся. `Мы ее превратим в ее собственную тень`, - сказал бен Ладен.

Предпочтя опираться на собственные силы, Соединенные Штаты фактически отказались от внешней помощи. Не самонадеянность ли это? Стоило ли отвергать не словесные, а вполне конкретные порывы солидарности?

- США не знают, что делать со своими людьми, которые хотят участвовать в преодолении последствий терактов. Среди американцев добровольцев так много, что посторонняя помощь пока не нужна. Но как символ этой самой солидарности я, конечно, на месте властей принял бы такую помощь. Особенно со стороны российского МЧС. Я видел по телевидению этих ребят, готовых вылететь в США, и был очень тронут. Но в любом случае не стоит обижаться на то, что помощь пока не принимают.

Другое дело, что здесь как-то с удивлением восприняли то, что Россия, согласившись на сотрудничество, отказалась от непосредственного участия в военных операциях против террористов.

У нас превалирует мнение, что наказывать надо конкретных заказчиков и исполнителей преступлений, но не целые страны или государства.

- Наказывать надо всех - исполнителей, заказчиков и тех, кто их прикрывает. Стирать с лица земли целые страны, по-моему, никто не собирается. А талибов неплохо было бы разогнать. Это бандитская шайка и покрывает она главного бандита - бен Ладена. Если им не ответить - это очень опасно. Понимаете, у меня ощущение, что ядро одержимой экстремистской молодежи заражено садомазохистским комплексом, и ответ может быть только силовой.

Камикадзе пошли на самоубийство, совершая теракты в США. Следствием этого может стать уничтожение и самой верхушки того черного интернационала, о котором вы говорите. Получается, что его руководители, тот же бен Ладен, организовав преступления, тоже пошли на акт самоубийства?

- Разумеется, но это же люди одержимые, ненормальные, болезненные мегаломаны. Это исчадия ада, и они просто нуждаются в смирительной рубашке.

Вы считаете, что России следует присоединиться к военным действиям, которые развернут США и их союзники?

- Нет, я думаю, что пока действительно России не надо напрямую воевать, но взаимодействие необходимо усиливать. Мне очень понравилось, что в США говорят: вот теперь `холодная война` окончательно завершилась, у нас с Россией один враг, и мы составляем с ней единый фронт борьбы с терроризмом.

Может ли последовать за этими словами пересмотр позиции США в отношении чеченских событий?

- Скорее всего, такое возможно. Ведь Чечня - это тот же самый бен Ладен, та же самая мегаломания, тот же самый садомазохистский комплекс, выразившийся во взрыве жилых домов, причем в ночные часы, чтобы убить как можно больше невинных людей. Или - вторжение в Дагестан. Басаев и Хаттаб - просто носители идеологических установок бен Ладена по уничтожению `сатаны` - России, Соединенных Штатов...

Когда произошли взрывы домов в России, я просто бесился. Интеллигенция стала охотно покупаться на примитивнейшую дезинформацию Мовлади Удугова, что, мол, это дело рук самих российских спецслужб, чтобы обеспечить Путину победу на выборах. Чушь махровая! Такая же, как та, которую сейчас распространяют иранские, если не ошибаюсь, газеты, будто теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне проведены Израилем.

Кстати, думаю, что трагические события 11 сентября приведут в российском обществе и к некоторой переоценке ситуации на Ближнем Востоке. Хотя, как мне кажется, и без того в последнее время в России выросли симпатии к израильтянам. Власти соблюдают некий нейтралитет, но Путин несколько раз, пусть осторожно, говорил, что у нас с Израилем одни проблемы, что надо бороться с международным терроризмом. Так оно и есть: перед нами враг в лице интернационала терроризма.

Вы преподаете в американском университете и каждый день окунаетесь в студенческую среду. Какие там настроения царят после 11 сентября?

- В начале семестра, когда группы только формируются, студенты вообще очень сдержанны, поскольку еще плохо знают друг друга, стесняются и молчат. Я пришел к ним во вторник сразу после событий, и мы изучали, представляете себе, Пушкина Александра Сергеевича! Но в перерыве языки все же развязались. Один из студентов сказал, что это новый Перл-Харбор, что это решительно изменит всех нас, нашу ментальность.

Сложно сказать, действительно ли произойдет такое. Америка набита всеми национальностями. В университете, где я преподаю, треть студентов - выходцы с Ближнего Востока. В моем классе сидят люди с такими же фамилиями, как у 19 террористов, да и внешне они похожи. И, конечно, возникает масса сложностей: как бы не скатиться в `охоту на ведьм` и в то же время постоянно сохранять бдительность. Как бы предупредить проявления стихийной ненависти к этим людям... Группа профессоров уже собиралась, и мы обсуждали, как вести себя по отношению к студентам-мусульманам, как не дать волю сугубо поверхностным, примитивным чувствам, хотя и, наверное, в какой-то мере оправданным. Народ проявляет свою неприязнь, а что же ему остается делать?! Поздравлять их, что ли, с удачно проведенной операцией? Но надо и сдерживать людей от, грубо говоря, погромов.

Пока, во всяком случае в моем университете, никаких эксцессов не было, я даже не замечал, чтобы на арабских студентов кто-то косо посмотрел. Сами они ведут себя обычно, но и никакого желания выразить возмущение террором у них пока нет. На следующее утро после событий ко мне пришла арабская девочка, попросилась в мою группу. Я ее, конечно, принял - она-то ни в чем не виновата. Если хочет Пушкина изучать - пускай, может, как-то облагородится. В прошлом году у меня учились две очаровательные девушки из Саудовской Аравии, так они, окончив университет, отказались возвращаться на родину: не захотели оказаться в гареме...

В России слышны разные голоса. Большинство, конечно же, потрясено трагедией и выражает сочувствие Соединенным Штатам. Но говорят и такое: так им и надо, этим американцам, в частности за Югославию...

- Операция в Югославии была очень плохо продумана и с нравственной точки зрения, и с военной. Но в ее основе-то лежала попытка предотвратить геноцид, который действительно назревал. А что плохого Америка сделала России? Я не понимаю. По-моему, тут опять все тот же комплекс неполноценности и одновременно превосходства. Американцы, как я уже говорил, люди наивные и не понимают, что им завидуют, что их считают невежами, которые ничего не хотят знать о других... Это неверно. Америку часто сравнивают с жандармом. А что такое жандарм? Тот, кто следит за порядком на дорогах. Вот США, поскольку никого другого для этой роли нет, и следят за порядком. А в то же самое время, между прочим, осатаневшие самоубийцы уводят их самолеты...

Жандарм действительно следит за соблюдением порядка на дорогах, но не устанавливает его единолично.

- Если никто другой не устанавливает, то Америке приходится это делать самой. Вообразите себе сегодняшний мир без США. Сплошная резня! И следующая очередь была бы, может быть, за Кремлем. Вот какая пошла бы пьянка...

Беседу вел Виталий ДЫМАРСКИЙ


Российская газета, 18.09.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 210732
Опублик.: 06.10.04
Число обращений: 450

  • Аксенов Василий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``