В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Чингиз Айтматов: `Нужен консенсус мировых религий` Назад
Чингиз Айтматов: `Нужен консенсус мировых религий`
Знаменитый писатель предсказал на страницах `Века` вспышку глобального терроризма
Три года назад в `Веке`, в традиционной `Гостиной`, мы спросили Чингиза Айтматова, классика литературы, посла Киргизии в странах Бенилюкса и во Франции: что тревожит его больше всего остального, если иметь в виду, так сказать, масштаб глобальный?
И ответ прозвучал так: `Сегодня угрозу стабильности жизни таит в себе невиданный доселе подъем националистического экстремизма и следствие его - терроризм. Очень опасаюсь - это может изменить всю мировую обстановку...`

Чингиз Торекулович, что побудило вас тогда выступить с таким предвидением?

- Предчувствие, а оно порождалось реальностью. Ибо происходящие сейчас события не в один день свалились на наши головы, шли процессы, которые и привели к сегодняшней опасно нарастающей ситуации, к объявившимся на горизонте призракам новой мировой войны. Сейчас мы - все люди на земле - оказались вовлеченными в некий `контрединый` процесс. С одной стороны - это терроризм, в страшной, невиданной, неслыханной форме бросающий преступный вызов интеграционным тенденциям современной цивилизации, и с другой - мы, потрясенные, сбитые с ходу, обязаны понять, постичь, раскрыть для себя, для истории, какие причины привели к этому положению вещей. Откуда, почему, с чем это связано? Причин, конечно, много - исторических, политических, социальных, самых разных. Но одно раздумье занимает меня давно и постоянно: это роль и миссия религий в современных условиях.

Ведь на исходе минувшего века и в начале наступившего XXI века произошло нечто феноменальное и парадоксальное: мировые религии - христианство, ислам, буддизм и другие - оказались самозаложниками культа ненависти, возбуждаемого определенными силами изнутри. Они стали заложниками прополитического экстремизма. Это, повторяю, прежде всего насаждаемая вопреки толерантной природе мировых религий пошлая культура ненависти в поисках врага. А на самом деле - в целях диктата и власть обретения. Богоучения оказались не миротворящей силой, что заложено в основах гуманитарных истин, в первых заповедях и текстах мировых религий, а силой, спекулятивно используемой, разъединяющей, умножающей, усугубляющей противостояние действующих цивилизаций.

И совершенно естественно, это серьезнейший повод озаботиться всему мировому сообществу, чтобы отступили на второй план религиозные амбиции, а сами религии вернули себе свое изначальное предназначение - быть храмом, умножающим представления о морали человека, о гуманистической нравственности, о взаимном уважении и любви. Когда-то я писал еще в одной из ранних своих пьес: помогать человеку быть человеком. И это не просто фраза, ведь ежедневно нас, всех и всегда сопровождает вечная задача - как человеку человеком быть: на данный час и впредь до скончания, и тому служит бессрочный кредит религии для каждой души.

Иными словами, глобальный слом в устоявшихся представлениях о миропорядке задевает даже столь фундаментальные конструкции, казалось бы, вечные и незыблемые, как религии?

- Предполагать, что они не должны меняться в меняющемся глобально-информационном мире с их догматами и канонами, думаю, было бы слишком консервативно. Существовать в мире, где караванная весть могла добираться с места на место месяцами и годами, и существовать в мире Интернета и мгновенных коммуникаций - это, несомненно, две принципиально отличные формы насущного бытия людского. И это не может не сказаться на поисках, на совершенствовании мировоззрений. И времена такие подступают.

Каковой видится вам роль интеллектуалов, творцов и художников, писателей, кинематографистов, музыкантов, театральных деятелей и т.д. в этой ситуации? Может быть, их усилия теперь меньше значат, чем прежде?

- Думаю, их ничто не может заменить в организации глобального диалога между людьми, в поиске общего языка, в выходе из той ситуации, при которой богатство мира распределяется столь вызывающе неравномерно, когда буквально на глазах происходит расслоение мира на супербогатые и супербедные страны, а в самих этих странах на супербогатых и супербедных граждан, - чтобы был найден выход из материальных и социальных противостояний Запада и Востока, Севера и Юга. Я глубоко сострадаю американцам, подвергшимся авиационным атакам террористов. Но я и не могу без боли в сердце видеть, как нищих афганцев выгоняют из их лачуг, как бегут они в поисках пристанищ в этих жутких лагерях беженцев. Вот мы, так называемые интеллектуалы, и должны в первую очередь думать о том, как, каким образом и на Востоке, и на Западе содействовать консенсусу, чтобы повернуть ситуацию, чтобы молодежь в нищих странах могла бы пойти учиться, а не с младенчества хвататься за автомат. Чем беднее народ, тем сильнее религия. Молодой человек, обеспеченный необходимым материальным достатком и современно образованный, вряд ли кинется в террористы, вряд ли будет настолько фанатично околдованным, чтобы оказаться слепым орудием самоубийственных актов борьбы.

Конечно, когда война началась, ее остановить трудно. Каждая сторона считает себя правой. Но именно в такие моменты, в жуткие моменты самоистребления, мы должны вспомнить, что Бог един для всех, а значит, для возобладания концепции единого Бога для всех во всей Вселенной не должно быть людского разъединения. Это азбука диалога.

Когда завершался ХХ век, я, наивный, мечтал, что возобладает колоссальная мировая идея собрать на каком-то значимом месте на планете, например у Эйфелевой башни, представителей всех народов Земли и всех религиозных конфессий. И чтобы продемонстрировали они там в своих молитвах, гимнах, ритуалах и призывах свое единство, братство в добре и грядущем счастье. Наивность того мечтания теперь очевидна. Но думаю, сегодняшнее совместное противостояние злу терроризма может стать импульсом к новому воссоединению людей. Чтобы все мы увидели нашу великую общечеловеческую цель неустанного совершенствования разума и духа в космологическом понимании предназначения человека и служили ей каждый день, как только удастся. И чтобы добивались своих целей не через насилие, террор, не преступно и запретно, а в братском взаимодействии, дружеском соприкосновении, в сотрудничестве, в диалоге истории.

Беседовал Даль ОРЛОВ

Век , 19.10.2001

viperson.ru http://nvolgatrade.ru/

Док. 210723
Перв. публик.: 06.10.04
Последн. ред.: 12.04.12
Число обращений: 468

  • Айтматов Чингиз Торекулович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``