В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана АЙВАЗОВА: ЖЕНЩИНЫ БЫСТРЕЕ ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К КОНКУРЕНЦИИ Назад
Светлана АЙВАЗОВА: ЖЕНЩИНЫ БЫСТРЕЕ ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ К КОНКУРЕНЦИИ
Доктор политических наук Светлана АЙВАЗОВА много лет изучает процесс становления российского рынка и роль, которая принадлежит в нем женщинам. Тема эта для нее во многом профильная, поскольку Светлана Алексеевна - эксперт Консорциума женских неправительственных объединений, что и определило направленность интервью, которое она дала журналу `Эхо планеты`.
-Волею исторической судьбы россияне, отученные за годы советской власти от какой-либо предпринимательской инициативы, живут ныне в принципиально иных условиях - в жесткой конкурентной среде. Насколько они приспособились к этому?

- Мне кажется, что приспособились. Тут есть две стратегии: стратегия развития, включающая то, что называется новыми социальными практиками, и стратегия выживания, связанная с устройством собственного домохозяйства. Если говорить о второй, то она у нас чрезвычайно укоренена. Практически три четверти населения даже крупных городов имеют свои приусадебные хозяйства, за счет которых в немалой степени и сводят концы с концами. А что уж говорить о малых городах! Но есть и стратегия развития, опирающаяся на новые процессы и явления, в частности, на предпринимательство, самозанятость, формирование структур, которые условно называют третьим сектором, не осмеливаясь воспользоваться термином _гражданское общество_. То есть речь идет о неправительственных объединениях самого разного типа, которые, с одной стороны, способствуют развитию общества, а с другой - обеспечивают рабочие места.
Я просто поражаюсь тому, насколько наши люди, особенно женщины, оказались к этому готовы. Рост среднего и мелкого предпринимательства, руководимого женщинами, осуществляется весьма стремительно. Такие темпы женский бизнес в США и Западной Европе знал только в середине 80-х годов прошлого столетия, при том, что у них история предпринимательства куда длиннее нашей.

- За минувшие годы у нас сформировался довольно многочисленный слой предпринимателей - от мелких торговцев до так называемых олигархов. Какой процент среди них составляют женщины?

- Среди олигархов женщин нет и понятно почему. В их число попадали только те, кто так или иначе был близок к власти, - либо через родственные связи, либо потому, что занимали определенные посты в партийной или комсомольской номенклатуре. Можно провести специальное исследование относительно любого из наших олигархов, и оно непременно выведет на партийно-хозяйственную или комсомольскую верхушку. Женщин там практически не было, почему они и не получили крупной доли собственности. Таков мой главный постулат, который я готова отстаивать.
Что касается средних предприятий, то они, как правило, акционировались директорами. К началу 90-х годов среди них женщин было от 6 до 9 процентов в разных отраслях. Они-то и стали развивать свое дело. Мелкий бизнес - это уже полностью личная инициатива. И знаете, кто его начал осваивать первым? Жены военнослужащих, которые попали в крайне сложные условия и были вынуждены выживать. Хотя слово _челночницы_ скорее всего производное от _челнок_, существует и другая версия: это жены офицеров и прапорщиков из Набережных Челнов. Занятная этимология, не правда ли? Темпы развития именно среднего и мелкого женского бизнеса оказались чрезвычайно высокими. Если в конце 90-х годов приблизительно около 30 процентов предприятий такого рода принадлежали женщинам, то последняя статистика, относящаяся к 2001 году, зафиксировала, что их уже 39 процентов.
Это очень много и очень быстро для страны, где никогда не было навыков частного предпринимательства. Женщины преимущественно занимают место в отраслях, традиционно считающихся _женскими_. Прежде всего это торговля, пищевая и легкая промышленность. Но не только. Они занимают прочные позиции и в новых отраслях бизнеса - рекламном деле и имидж-мейкерстве. Там женщин до 50 процентов, и они весьма успешны. Или биотехнологии, которые сращиваются с косметологией, - очень перспективная отрасль, и в ней много женщин. До 20 процентов составляет их доля в банковском бизнесе. Есть еще категория так называемых `самозанятых`. Они также не входят в число работающих по найму и, стало быть, считаются предпринимателями. Примерно половина из них - женщины.

- Существует мнение, что женщины и биологически, и психологически лучше приспособлены к резким поворотам судьбы. Часто в тех ситуациях, когда у мужчин опускаются руки, они становятся у руля и твердо следуют избранному курсу. Вы согласны?

- Да, абсолютно. Это российская история. Связана она с тем, что, когда еще в петровскую эпоху солдаты надолго уходили в рекрутчину, хозяйства оставались на плечах женщин. Несмотря на крепостное право, домострой и тому подобное, женщины в России были более свободны, чем, скажем, в Западной Европе. Во-первых, они пользовались правом слова на сходах как представительницы домохозяйств, где нет мужчин. Женщины сохраняли также право на собственное состояние после вступления в брак, чего не было на Западе. Это делало их относительно самостоятельными в экономическом плане.
Такая фигура, как, скажем, Васса Железнова, для Запада абсолютно нетипична. А в России были и Железновы, и Кабанихи. Можно еще назвать представительниц семьи Морозовых - первых российских предпринимательниц. Я бы сказала, что какой-то генетический опыт здесь всплыл. Связано это и с особенностями исторического развития, и с особенностями поведения женщин в России, где забота о семье всегда ложилась на них. Возьмем более позднюю историю, советскую. Кто нес главную ответственность за семью? Все те же женщины. Между прочим, это было связано даже со спецификой советского законодательства: право на отпуск по уходу за новорожденным, на больничный по уходу за ребенком предоставлялось только женщине. Таким образом, создавалась парадоксальная ситуация: женщина могла полагаться скорее на государство, чем на мужа. Еще чаще - исключительно на себя.
Поэтому когда перед огромным числом российских семей встала проблема выживания в новых нестабильных и не очень понятных условиях переходного периода, женщины проявили недюжинную предприимчивость. В то же время это часто негативно сказывалось на семейной жизни. Оказалось, что женщины, готовые взвалить на себя груз забот о хлебе насущном для собственных детей, во многих случаях не желали тащить на своих плечах еще и мужчин. Особенно это касается депрессивных регионов, где безработица усугубляется повальным пьянством мужского населения.

- Хотелось бы вернуться к вопросу об участии, а вернее - неучастии женщин в крупном бизнесе. Да, их не было у истоков приватизации. Но ведь прошло более десяти лет, многие компании не раз меняли собственников. Тем не менее женщины так и не вышли на новые позиции. Так, среди руководителей крупнейших российских банков была единственная женщина - Наталья Раевская. Она ушла, и теперь нет ни одной. В руководстве их можно увидеть только на среднем и мелком уровне. Чем это объясняется - какими-то особыми женскими качествами или традициями, сложившимися в обществе?

- Чтобы выйти на такие позиции, надо иметь стартовые условия, то, с чего можно начать. Если внимательно присмотреться, можно заметить: в крупном бизнесе переход собственности из рук в руки происходит в одном и том же слое людей. И еще очень важная вещь: здесь гораздо более жесткая конкуренция, игра чаще всего ведется не по правилам, что женщины не выдерживают. Социологические опросы показывают, что женщины-предпринимательницы гораздо более законопослушны, чем мужчины. Вообще-то я не очень люблю обобщения по половому признаку и по собственному опыту знаю, что есть очень сильные женщины и очень слабые мужчины. Тем не менее, когда идет отбор среди людей, вырвавшихся на ведущие позиции не только в бизнесе, но и, скажем, в политике, женщины не принимают войны всех против всех, они больше склонны к компромиссу, к диалогу. А на самом верху эти правила, видимо, на сегодняшний день не работают.

- Какими, на ваш взгляд, качествами должна обладать женщина, чтобы в условиях жесткой конкуренции выиграть у коллег-мужчин?

- Думаю, одно обстоятельство им очень помогает: они образованнее мужчин. Среди тех, кто занят у нас сегодня, женщин, имеющих высшее образование, 24 процента, а мужчин - 18. И среди студентов в целом по стране девушек 59 процентов. То есть образовательный капитал у них явно больший. Другое качество, которым женщины наделены больше, - это ответственность. Полезной оказалась и привычка делать много дел сразу, выработанная занятием домашним хозяйством в условиях _ненавязчивого_ советского сервиса. Добавлю, что уже упоминавшаяся склонность к компромиссу, стремление договориться с партнерами делают женщину-предпринимателя более успешной. Способность к межличностной интерактивности отмечают у своих соотечественниц и западные социологи, так что это интернациональная женская черта.
Самое же серьезное препятствие для любых сфер бизнеса - это стереотипы. На дворе XXI век, а стереотип женщина - хранительница очага, мужчина - добытчик` в нашем обществе все еще не преодолен. Как часто распадаются семьи, где женщина вырывается вперед - она более успешна, больше зарабатывает. Такое ее партнер переживает очень тяжело.
Еще один важный аспект. Мы уже говорили, что к моменту перехода собственности в частные руки 6 процентов женщин были среди директоров средних предприятий, потом их стало 30. Остальным 24 на первом этапе не удалось найти стартовый капитал для развития своего дела. Вот где были нужны государственные программы поддержки среднего бизнеса! Говорилось об этом много. Но ничего практически сделано не было. Правда, на помощь приходили общественные организации. Есть, например, такая: `Женская микрофинансовая сеть`. Она дает первоначальный капитал, кредиты на развитие какого-то очень маленького дела. Для провинции этого часто бывает вполне достаточно, чтобы встать на ноги. Разумеется, потенциал таких организаций ничтожно мал в сравнении с возможностями государства. Но оно пока не желает серьезно заниматься этой проблемой, хотя мировой опыт многократно подтверждал: именно малый и средний бизнес - спасение от безработицы, основа стабильного общества.

- Могли бы вы назвать структуру, возглавляемую женщиной, которая производит конкурентоспособный продукт - материальный или интеллектуальный - не только для внутреннего, но и внешнего рынка?

- Последнее событие, которое меня впечатлило, - награждение орденом Британской империи от имени английской королевы Елены Немировской, директора Московской школы политических наук. Это чрезвычайно престижное международное признание достижений в области имиджмейкерства. Можно сказать, что через ее руки за десять лет существования школы прошло более пяти тысяч политиков, молодых и не очень, в том числе депутатов разных уровней. Другой пример из иной сферы - фабрика _Свобода_. Пока рано говорить, что ее продукция завоевала мировые рынки, но на внутреннем она достойно конкурирует с продукцией известных европейских марок. Постепенно выходят на международные рынки наши женщины модельеры. Самый яркий пример - Елена Ермак, имя которой известно и в Европе, и в США. А фабрика эксклюзивных шоколадных изделий `Конфаэль` - пример удачно найденной торговой ниши и ее активного развития.

- Насколько широко осваивается у нас зарубежный опыт помощи женскому бизнесу?

- Есть у нас женский `Комитет двадцати`. Это, если можно так выразиться, сестринская организация `Комитета двухсот`, объединяющего 200 самых богатых женщин США. Разумеется, наши бизнес-леди не могут конкурировать с заокеанскими `сестрами` ни по размаху бизнеса, ни по размеру капитала. Но американки решили поддержать российских коллег, прежде всего - консультативной помощью в организации сетей солидарности для выхода на международный уровень. Налажено сотрудничество и с Международным женским банком.
У нас преобладает мнение, что гендерные проблемы несущественны и в бизнесе нет различия на женский и мужской. Но это неверно. Ведь даже в такой феминистической стране, как США, с ее весьма высоким уровнем развития бизнеса существует женская солидарность и признается специфика женского предпринимательства. Наши же власти крайне недальновидны. Ведь большинство населения России - 53 процента - женщины. И они же, что полезно вспомнить в преддверии парламентских выборов, составляют 60 процентов избирателей, реально участвующих в голосовании. Не учитывать специфику их социального положения и интересов - просто безграмотно.


журнал `Эхо планеты` 27.11.2003http://nvolgatrade.ru/

Док. 210721
Опублик.: 06.10.04
Число обращений: 580

  • Айвазова Светлана Григорьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``