В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей АДАМОВ: НА ПОДХОДЕ - ГРОМКИЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА Назад
Сергей АДАМОВ: НА ПОДХОДЕ - ГРОМКИЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА
На вопросы `Труда` отвечает начальник Главного управления Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе Сергей Адамов
Как вы оцениваете сегодняшнюю криминогенную обстановку на Северном Кавказе?

- Как традиционно сложную, снижения уровня преступности практически не наблюдается. Сказывается прежде всего ситуация в Чечне, оказывающая серьезное влияние на весь Южный округ. Но здесь не все однозначно. Проводимая антитеррористическая операция вызвала снижение таких видов преступлений, как захват заложников по всему региону - в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, Ставропольском крае. И это понятно: крупные бандформирования террористов разгромлены, остатки боевиков загнаны в горы или рассредоточены по населенным пунктам Чечни.

В то же время и по тем же причинам участились случаи захвата людей в самой Чечне. Вырваться на сопредельные территории бандиты уже не могут, поэтому продолжают свой преступный промысел у себя дома.

Понятно. Но вот в Нальчике проходит суд над Салаудином Тимирбулатовым. Это, как я понимаю, - первый уголовный процесс над фигурантом в ранге полевого командира. Но, видимо, в Генпрокуратуре есть на подходе и другие, может быть, более громкие уголовные дела?

- Да, мы завершаем расследование уголовных дел, связанных с нападением Шамиля Басаева на Буденновск и Салмана Радуева - на Кизляр и Первомайское. Скоро они будут переданы в суд. А вообще мы уже направили в суды около 60 уголовных дел на участников незаконных вооруженных формирований. И это - только по линии нашего главного управления. А ведь подобные дела рассматриваются также республиканской прокуратурой Чечни, МВД, ФСБ. Так что правоохранительные органы работают в полную силу:

Многие считают, что сопротивление террористов будет сломлено тем быстрее, чем скорее будут схвачены или уничтожены главари - такие, как Масхадов, Басаев, Хаттаб и другие

- В какой-то мере это так. Именно поэтому президентом России принято решение о передаче руководства проведением антитеррористической операции ФСБ РФ. Нельзя на танке гоняться за одним боевиком. За это дело теперь возьмутся профессиональные спецслужбы. Ну и что касается блокпостов: Раньше бойцы федеральных сил лишь отпугивали нападающих бандитов, теперь же им дана команда вести огонь на поражение. Это тоже сыграет свою роль.

Недавно мэр Грозного Бислан Гантамиров призвал своих ополченцев действовать против бандитов их же методами: врываться в известные им убежища боевиков и уничтожать их. Как вы относитесь к этому?

- Отрицательно. Это грубое нарушение закона. Так действовать сторонникам Гантамирова никто не позволит, ибо в таких случаях они сами, по сути, становятся такими же бандитами. Другого мнения по этому поводу быть не может. Закон есть закон, и его нужно строго соблюдать даже в такой ситуации, какая сложилась в Чеченской республике.

Не секрет, что определенная часть населения сочувствует боевикам, укрывает их. В таких условиях правоохранительным органам, видимо, приходится туго? Идут люди на контакт с вами?

- Безусловно. Тем не менее мы отмечаем то, что немалая часть чеченцев лояльно относится и к правоохранительным органам, и к войскам, стремится наладить нормальную жизнь. Не случайно террористы сегодня все чаще прибегают к запугиванию населения, убийствам глав местных администраций и тех, кто сотрудничает с федеральной властью.

Что касается беженцев из Чечни, мы не исключаем, что среди них есть и боевики, и сочувствующие им. Хотя в лагерях беженцев в Ингушетии и в Чечне ситуация очень сложная, не хватает продуктов, медикаментов, тепла, что, конечно, также порождает недовольство людей. Но подчеркиваю: правительством России и местными властями делается все возможное, чтобы облегчить положение вынужденных переселенцев. В частности, в Чечне строятся новые пункты размещения беженцев, куда могут вернуться те, кто сейчас ютится в палаточных городках Ингушетии.

Какова, на ваш взгляд, динамика правонарушений в Чечне, в частности со стороны военных?

- Скажем так: за прошедший год возбуждено 38 уголовных дел в отношении военнослужащих, и рядовых, и офицеров. За убийства, кражи.

Ходят слухи, что на блокпостах без взятки жителям Чечни проехать невозможно

- Слухи могут быть какими угодно. Но в прокуратуре нет таких обращений и жалоб. А когда нет таких сигналов, что может сделать прокуратура? Ходят, как вы, вероятно, знаете, слухи и о пытках, казнях в местах временной изоляции подозреваемых. Данными о таких правонарушениях мы не располагаем, сигналов о них к нам не поступало. Как и о том, что некоторые высокопоставленные военные якобы занимаются незаконным нефтяным бизнесом...

А вот что касается разграбления оставшегося оборудования промышленных и энергетических объектов, цветного металла и труб, незаконной транспортировки нефти, то действительно, по нашим данным, в этом замешаны не только чеченцы, но и некоторые представители федеральных сил. По этим правонарушениям нами возбуждено около 150 уголовных дел. Конкретных фамилий, простите, называть пока не буду.

Владимир ЯНЧЕНКОВ


Труд, 30.01.2001http://nvolgatrade.ru/

Док. 210713
Опублик.: 06.10.04
Число обращений: 427

  • Адамов Евгений Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``