В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Федоров: `Последнего слова в политической реформе не сказано` Назад
Валерий Федоров: `Последнего слова в политической реформе не сказано`

Валерий Федоров: `Последнего слова в политической реформе не сказано`Проведением в жизнь предложений Владимира Путина по изменению принципов избрания глав регионов и Госдумы реформа государственной власти может не ограничиться. В частности, глава верхней палаты российского парламента Сергей Миронов, выступая накануне, не исключил, что реформы могут затронуть и Совет Федерации. В этой связи спикер выступил за переход к избранию сенаторов (только не в один день, как депутатов Думы, а по ходу региональных выборов) и заявил, что сейчас `имеются широкие возможности для реализации этой идеи`. С просьбой ответить на вопрос, насколько общество готово к дальнейшим изменениям в системе государственной власти, обозреватель Страны.Ru Евгений Евдокимов обратился к руководителю ВЦИОМ Валерию Федорову.

- После поставленных главой государства масштабных задач по укреплению единства страны, которые в значительной степени затрагивают сложившуюся политическую систему, как может быть воспринята в обществе еще одна инициатива - по переходу на выборы членов Совета Федерации?

- Я склонен согласиться с Сергеем Мироновым. Действительно, сейчас в достаточно непростой и не совсем понятной общественно-политической атмосфере, когда прежние ценности и установки во многом поколеблены, прежние - я имею в виду до Беслана, - а новые еще не укоренились, власть получает карт-бланш, возможность в короткий промежуток времени провести те преобразования, которые, как казалось раньше, могут быть проведены за несколько лет, не меньше. Пример уже дал президент, который предложил свой пакет решений. Но эти решения все-таки, несмотря на свою комплексность, оставляют ощущение недосказанности.

Если система государственной власти будет изменена в том направлении, о котором говорит президент, остаются очевидные вопросы. Например, как может формироваться Совет Федерации путем назначения, если губернаторы, которые назначают половину сенаторов, тоже будут утверждаться Законодательными собраниями по представлению президента. Получается сложная и нерациональная система. Можно говорить и о других изменениях, которые кажутся адекватными. Например, после изменения принципа формирования Госдумы, перехода на полностью пропорциональную систему вполне разумно было бы вернуться к идее партийного правительства. Поэтому я полагаю, что последнего слова в политической реформе не сказано, кроме того, сами предложения президента оставляют широкий простор для толкований.

Если отвечать на вопрос, как россияне к этому отнесутся, - ВЦИОМ проводил опрос в начале этого года относительно принципов формирования Совета Федерации. Конечно, нынешний порядок - назначение сенаторов, а не избрание, - кажется людям сложным и не очень адекватным. Поэтому предложение о переходе к выборам верхней палаты парламента пользуется достаточной поддержкой.

- Закон об изменении порядка избрания глав регионов еще не внесен в Думу, Владимир Путин обещал это сделать до конца года...

- Насколько я знаю, этот закон еще даже не подготовлен.

- Вместе с тем, уже сейчас звучат предположения, какими могут быть его параметры. Например, что сроки полномочий губернаторов останутся такими же, как сейчас (4-5 лет), а вот запрет на третий срок подряд может исчезнуть (в частности, говоря об этом, Сергей Миронов заявил, что `если человек замечательно работает, то зачем его снимать в угоду принципу?`).

- Конечно, большинство россиян против третьего срока для глав регионов. Это уже устойчивая позиция, она не меняется от года к году. Люди скорее опасаются того, что многие губернаторы, которые искали для себя возможность третьего срока, но в рамках прежней системы сделать этого не смогли, теперь сохранят свой пост. Очевидна значительная усталость избирателей от тех людей, которые сидят два срока, а некоторые и больше. Весенняя серия региональных выборов показала, что шансов сохранить свои посты у таких губернаторов немного, и население буквально волком воет и готово выбирать кого угодно, только не дать им и дальше безраздельно владеть своим регионом. Так появился Михаил Евдокимов в Алтайском крае - просто потому, что народ устал от Сурикова, который сидел два срока. Так появлялся никому до этого не известный директор молокозавода Киселев, который выиграл губернаторские выборы в Архангельской области. Безусловно, есть уникальные фигуры, такие как Юрий Лужков, которого по всем опросам москвичи не хотят отпускать с поста мэра, потому что не видят ему никакой альтернативы, но таких глав регионов очень мало. Поэтому нужно будет очень осторожно подходить к выбору кандидатур на губернаторские посты, с тем, чтобы учитывать общественное мнение.

- Вырастет ли в связи с этим роль региональных Законодательных собраний, которые получат полномочия утверждать губернаторов, или же, поскольку кандидатуры будут вноситься президентом, это будет большей частью механическая процедура, и к выборам местных депутатов люди не станут относится более ответственно?

- Роль Законодательных собраний безусловно вырастет. По одной простой причине. Раньше в регионе были две силы, которые выбираются самими жителями - депутаты областной Думы и губернатор. Но у главы местной исполнительной власти статус был значительно выше (с учетом большего количества полномочий и того, что губернатор один, а депутатов много.) Сейчас губернатор лишается такого статуса, в то время как депутаты свой сохраняют. Кроме того, до сих пор основными функциями региональных Законодательных собраний были принятие областных законов и бюджета. Сейчас к ним добавляется третья - утверждение либо неутверждение главы региона. Наконец, мы не видели еще самого закона, не исключено, что предлагаться будет не одна кандидатура, можно предусмотреть и выдвижение президентом нескольких кандидатов в губернаторы, можно предусмотреть вариант, когда депутаты Законодательных собраний сами выбирают несколько кандидатур, и одну из них официально поддерживает президент. То есть здесь достаточно большой простор для творчества, и вот эти нормы можно будет вполне органично менять и в одну, и в другую сторону.

- В связи с тем, что главы регионов теперь становятся фактически президентскими кадрами, что произойдет с институтом полпредов, который в свое время был создан для того, чтобы `приглядывать` за исполнительной властью на местах?

- Я не исключаю, что функции федеральных инспекторов (то есть представителей президента в каждом из 89 регионов) могут отмереть, это было бы вполне логично. Если губернатор превращается в `человека президента`, то функции контроля и надзора могут перейти к нему. Тем более, что прозвучала фраза о восстановлении единства государственной власти, разделенной до сих пор на два уровня - федеральный и региональный. О чем идет речь? Сегодня в регионе, предположим, существует орган федерального министерства, которое курирует ту или иную тему, и одновременно департамент или комитет в региональном правительстве, занимающийся тем же самым. В новой ситуации эта система, конечно, должна уйти в прошлое, и тогда нынешним федеральным инспекторам будет нечего курировать.

Что касается полпредов в семи федеральных округах, то я полагаю, что эта должность сохранится. Более того, полпреды получат дополнительное подкрепление своему авторитету. До сих пор они могли лишь советовать или рекомендовать губернаторам и писать служебные записки в федеральный центр. Это были независимые системы, плохо скоординированные друг с другом, и эффективность работы определялась хорошими либо плохими личными отношениями между губернатором и полпредом. Теперь полпреды в каждом из регионов своего округа получают в помощь таких же представителей президента в лице губернаторов.

- Что может произойти с Госсоветом, который был создан как своего рода компенсация губернаторам за `изгнание` из Совета Федерации?

- Думаю, что судьбу Госсовета предстоит решать в комплексе с судьбой Совета Федерации. Если сохранится нынешний принцип формирования верхней палаты, то Госсовет получает основания для продолжения своего существования. Если этот принцип изменится, то не исключено, что роль Госсовета может быть сведена к минимуму. С другой стороны, возможны самые разные варианты вплоть до расширения Госсовета путем включения в него глав региональных Законодательных собраний. Конечно, при сохранении его нынешнего консультативного статуса. Вообще, любая развитая демократия характеризуется наличием большого числа самых разных консультативных инстанций, не обязательно полномочных принимать какие-либо решения, но создаваемых специально для возможности выражения мнений той или иной группы и учета этих мнений при принятии стратегических решений.

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 210031
Опублик.: 24.09.04
Число обращений: 583

  • Федоров Валерий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``