В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: БЕЗ ЧЕГО НЕ СТОИТ ВЕРТИКАЛЬ Назад
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ: БЕЗ ЧЕГО НЕ СТОИТ ВЕРТИКАЛЬ
Политологи, оппозиционеры, в целом образованное сословие с пеной на губах спорят о том, хорошо или плохо поступил Путин, перевернув в понедельник, 13 сентября 2004 года, политическую систему России и окончательно подчинив ее правилу централизованной вертикали. Между тем спорить тут не о чем; это свершившийся факт, наличная реальность, внутри которой нам предстоит жить. Можно лишь обсчитать неизбежные последствия произошедшего, понять, к чему готовиться. И, если этот обсчет приведет к неутешительным выводам, задуматься: возможны ли какие-то действия, которые смягчат неприятную ситуацию и уравновесят зыбкую конструкцию?

Что касается ближайших угроз, они этим вертикальным решением устранены. По крайней мере на ближайшее время. Какой теперь смысл латентным сепаратистам валить того же Дзасохова, расшатывать ситуацию в Осетии, если своего человека на пост президента они не протащат ни при каких обстоятельствах? А Дзасохову - какой теперь резон сдавать пригородных ингушей на волю разгневанной толпы? Не от нее зависит его политическая судьба. Угроза большой кавказской войны на малых национальных территориях отсрочена. Одним роковым следствием бесланского теракта меньше.

Что хорошо, то хорошо. Но как только мы пытаемся посмотреть чуть дальше, оптика меняется. Типовой губернатор, переведенный в разряд наместников, разом прекратит заниматься всякими глупостями вроде заботы о населении; взоры будут возведены горе, а не опущены долу; три-четыре туго набитых портфеля, раз в год доставленные в Москву, решат и вопрос о преференциях, и проблему личной власти. Подчиненные губернатору, но назначаемые и контролируемые из той же Москвы региональные силовики с ходу заболеют косоглазием; надо будет посматривать и в сторону наместника, и в сторону реального столичного руководителя; ненавидеть станут обоих. Управляемости не прибавится; вертикаль стоять не будет.

Это во-первых. Во-вторых, уже сейчас новая элита сталкивается с чудовищным кадровым кризисом. Некого назначать на ключевые федеральные посты: либо нелоялен, либо неизвестен, либо вор, либо ничтожество. Пример нового правительства слишком ярок, точнее, тускл. Ну кто из новых ярких людей там появился? Лавров, Фурсенко, еще два-три имени? Премьером, меж тем, значится Фрадков. Спрашивается, откуда брать кандидатов на губернаторские посты, если нет открытой избирательной модели, при всем ее несовершенстве. И последовательной реставрации советской номенклатурной модели тоже нет. В ней была хоть какая-то внутренняя логика. Под первыми секретарями обкомов (они же губернаторы-назначенцы) ходили секретари райкомов, под ними - освобожденные секретари первичек; номенклатурный отбор кадров шел снизу доверху. Логика была, а кадровое вырождение все равно началось, и страна развалилась. Инцест до добра не доводит. А у нас даже номенклатурного самовоспроизводства не будет. Потому что советская модель восстанавливается обрывочно, фрагментарно.

В-третьих же, неизбежное усиление спецслужб, если его не компенсировать таким же усилением гражданской воли, приведет к тому, первые признаки чего мы уже наблюдаем, недели не прошло. К беспределу и разгосударствлению. Если милиции можно забивать подозреваемых, а офицеры, убивающие на допросе и насилующие террористок, не подлежат суду, значит, нет и государства. А есть хаос и партизанщина. Между тем как раз на прошлой неделе московские менты убили перевозчика взрывчатки (или случайного прохожего, отказавшегося взять вину на себя? теперь не спросишь), а ульяновские милостивцы простили Буданова, замаравшего мундир русского офицера.

...Говорят, прошлое необратимо. Это неверно. Случаются события, смысл которых не просто осознается, а привносится задним числом. Реформа политической системы России, предпринятая Путиным после Беслана, - из этого ряда. Один шанс из ста пока есть; пожертвовав выборностью первых лиц, сосредоточить усилия на возрождении муниципий, местного самоуправления, земской традиции, пробуждении гражданской инициативы на нижнем, но может статься ключевом уровне российской жизни. Если власть при помощи зыбкого, разрозненного, но все же пока живого `малого` общества сумеет укрепить вертикаль горизонталью и подготовить страну к новому витку федерализма, то 13 сентября станет временным отступлением ради будущей победы и обернется 18 брюмера Наполеона. Если не сумеет - неважно, кто в том будет виноват, - получим 18 брюмера Луи Бонапарта. Потому что вертикаль не стоит без горизонтали.


Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ
20.09.04

http://www.izvestia.ru/http://nvolgatrade.ru/

Док. 209778
Опублик.: 20.09.04
Число обращений: 540

  • Архангельский Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``