В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Пансков: Пора прикрыть лазейки в законодательстве Назад
Владимир Пансков: Пора прикрыть лазейки в законодательстве

Владимир Пансков: Пора прикрыть лазейки в законодательствеМОСКВА, 17 августа. /`ФК-Новости`/. `Пришло время прикрыть все лазейки в законодательстве, изменить или исправить законы, позволяющие уходить от налогов`, - заявил в беседе с обозревателем `ФК-Новости` Александром Сапсаем аудитор Счетной палаты РФ доктор экономических наук, профессор Владимир Пансков.



Возглавляемое им направление деятельности СП (65 человек) не только контролирует поступления в бюджет налоговых и таможенных платежей, но и разрабатывает конкретные предложения, направленные на устранение `дыр` в законодательстве. Тех самых, которые позволяют недобросовестным налогоплательщикам использовать нечетко или недостаточно четко сформулированные положения законов в своекорыстных интересах. Эта деятельность направления аудитора Панскова - одного из ведущих профессионалов страны в налоговой сфере - принесла государственной казне миллиарды рублей прибыли.



`Проблемой налогов, налоговых поступлений в бюджет, - рассказал Владимир Пансков, - я занимался практически всю свою сознательную жизнь. И судьба так распорядилась, что на последнем отрезке трудовой деятельности мне поручили направление, как раз связанное с контролем доходной части бюджета`.



`Вначале (в Счетную палату РФ я пришел в 1997 году), - вспоминает аудитор, - коллегия СП возложила на наше направление контроль за доходами, взимаемыми государственными налоговыми службами МНС. Затем, в последние 2-3 года, к ним добавился и контроль за поступлением таможенных платежей в бюджет`.



Но в тот период, по словам Панскова, еще не были четко определены те задачи, которые решаются сегодня в части контроля доходных поступлений. Что касается направлений, контролирующих расходы, отмечает аудитор, там все было ясно и понятно. А именно: выделены деньги. Если они израсходованы целевым образом - `правильно`. На другие нужды - `нецелевое использование`. В соответствии с законом - `законно`. Не в соответствии - `не законно`. То есть направление деятельности так называемых `расходников` Счетной палаты были с самого начала сформулированы, определены самим законом.



`А вот что касается доходов? Закон, к сожалению, об этом ничего не говорил, - отмечает аудитор. - Учитывали мы и то, что 150 тысяч налоговиков и более 50 тысяч работников таможенных органов сегодня непосредственно контролируют правильность осуществления налоговых платежей в бюджет. Мы, в свою очередь, не могли подменить инспекторов этих контролирующих органов. Не могли мы и заменить 200 тысяч контролеров. Но, занимаясь анализом и этих вопросов, мы подошли к тем проблемам, которые решаем сегодня. Контролируем, как налоговики и таможенники выполняют свои функции, выполняют поставленные перед ними законом задачи. При этом более широко смотрим на решение этих задач, нежели налоговые инспекторы и таможенники. То есть, анализируем связи налогоплательщиков, проблемы формирования их налоговой базы. Почему она становится меньше или больше? Как используется при этом налоговое законодательство, все ли в нем правильно, все ли прозрачно, все ли чисто?`



`Ответы на эти вопросы позволили нашему направлению выйти на решение главной задачи - находить пробелы в законодательстве и пути их устранения. Таким образом, как говорится, `от модели - к планеру, с планера - на самолет`, мы стали проводить аудит, что называется - комплексно. Иными словами, через проверки налогоответчиков смотреть, не используются ли существующие пробелы в корыстных целях для того, чтобы минимизировать или просто не платить установленные законом налоги`.



`Особенно, - рассказывает Владимир Пансков, - нас заинтересовали в этом плане такие серьезные проблемы, как акцизы на табак, на ликероводочную продукцию, уплата налогов вертикально-интегрированными, прежде всего нефтяными компаниями и др. Т.е. дела, которые проверить и решить налоговикам, закрепленным за конкретным `клиентом`, не по силам. Тем более, если иметь в виду анализ всей цепочки (производителя - поставщика - покупателя и т.д. и т.п.), а то и всей системы`.



`У нас нет права законодательной инициативы, - говорит Пансков. - Мы не направляем проекты законов в Думу, в Правительство. Но наши предложения, в которых сформулирована позиция и показано, что происходит при ныне действующем законодательстве и как устранить те лазейки, которые существуют в законе, позволили прикрыть многие из них. С такими предложениями по результатам наших проверок мы выступаем теперь практически ежегодно`.



`Взять, хотя бы, проблему Байконура. О том, что там идет настоящий грабеж государства, мы написали Президенту РФ, в Правительство, в Думу, в Совет Федерации. Каким образом и благодаря чему? Мы также ответили на эти вопросы. Прежде всего, благодаря тому, что администрация Байконура используя нечеткость в законодательстве, зачастую просто понимая его по своему, установила льготный налоговой режим для зарегистрировавшихся на ее территории предприятий. Как пчелы на мед, многие из них полетели регистрироваться в Байконур, а осуществлять свою деятельность продолжали на территории Российской Федерации. Нам, в конце концов, удалось решить эту проблему, прикрыть `лавочку` и вернуть казне десятки миллиардов рублей`.



`Проблемой, которую мы вскрыли в ходе аудиторской проверки, а затем решили скажем так, на государственном уровне, была и проблема связанная с Калмыкией. Несколько лет назад мы проводили комплексную проверку работы налоговых органов этой республики. Вот тогда-то впервые и обнаружилась эта офшорная зона внутри Российской Федерации. Она действовала вполне легально, вполне, при этом, согласуясь с налоговым законодательством РФ. Но узнав о том, что у нас в стране недобросовестные администрации и недобросовестные налогоплательщики создали налоговый рай, мы начали бить тревогу. Почему? Потому, что исходя из того, что эти администрации имели право давать определенные льготы по региональным и местным налогам начали регистрировать у себя организации, работающие в других регионах России. Конечно, не просто так, а с условием, чтобы, получая полное освобождение от налогов, они платили маленькую толику от вполне незаслуженно получаемых льгот, в данном случае в фонд президента Республики Калмыкии`.



`Досконально изучив в ходе проверки этот вопрос, мы поняли то, что проблема может стать национальной. Ведь от этой операции выигрывали налогоплательщики, получившие возможность не платить до 90 процентов обязанных быть уплаченными региональных и местных налогов. И, конечно же, фонд Кирсана Илюмжинова, получавший от них деньги. Но ведь они должны были откуда-то взяться? Значит, их кто-то терял? Кто? Мы ответили, в конце концов, и на этот вопрос. Теряли бюджеты других субъектов федерации. Тех, на территории которых продолжали работать организации, ставшие на учет налоговых органов на территории Республики Калмыкии`.



`Аналогичные факты мы обнаружили, - рассказывает Пансков, - и в ходе проверок на Чукотке, в Мордовии и в ряде других мест. И вот тогда мы вышли с инициативой, доказали, что такой порядок нужно немедленно поменять. Буквально бомбардировали Правительство, Совет Федерации, Думу. Так что и в этом случае наши проверки сыграли может не главную, но важную роль в том, что по представлению Правительства Дума приняла ряд поправок к законам, устранившим этот серьезный пробел. И теперь эти некогда со всех точек зрения привлекательные зоны практически закрыты`.



`Мир, конечно, живет несколько иначе, - говорит Пансков. - Во многих цивилизованных странах нет и такого подразделения, как наше - т.е. направление деятельности по контролю за формированием доходной части бюджета. С других позиций смотрят они и на многие другие вещи. Что же касается нас, то в силу определенных обстоятельств, мы стараемся проводить сегодня своего рода аудит эффективности действующей налоговой системы, действующих в государстве законов. В настоящее время, к примеру, заняты проверкой эффективности закона, который ввел поправки к главе 22 Налогового кодекса об акцизах, в частности, на табачную продукцию. Разрабатываем ряд предложений по налогам на вмененный доход в производстве алкогольной продукции. И хотя многие сегодня еще против такого, можно сказать, современного, прогрессивного подхода, за ним, можно смело утверждать, будущее. Он серьезно пополнит не карман отдельных недобросовестных налогоплательщиков, а государственную казну Российской Федерации`.

`ФК-НОВОСТИ` - www.fcinfo.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 208828
Опублик.: 30.08.04
Число обращений: 433

  • Пансков Владимир Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``