В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бушмин: `Пора прекратить обсуждение вопроса об удвоении ВВП к 2010 году` Назад
Евгений Бушмин: `Пора прекратить обсуждение вопроса об удвоении ВВП к 2010 году`

Евгений Бушмин: `Пора прекратить обсуждение вопроса об удвоении ВВП к 2010 году`Правительство РФ на своем последнем заседании приняло решение образовать комиссию по обеспечению своевременного и качественного формирования федерального бюджета на 2005 год. Как сообщил на заседании министр финансов РФ Алексей Кудрин, основная цель комиссии - согласование всех спорных вопросов, которые возникают при подготовке бюджета. О приоритетах и спорных моментах проекта главного финансового документа государства на 2005 год Стране.Ru рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин.

- Евгений Викторович, как вы оцениваете основные показатели проекта бюджета на новый финансовый год, который был внесен на минувшей неделе Минфином в правительство России?

- Характеристики бюджета, представленного правительством, даны в общих чертах. Конкретизации мы, конечно, пока не имеем. Это и понятно. Пока никаких серьезных возражений против макроэкономических показателей не возникает в связи с тем, что за последнее время мы уже научились их прогнозировать. При этом мы также понимаем, что в случае обвального падения цен на нефть на мировых рынках все предложенные макроэкономические показатели будут, мягко говоря, далеки от истины. Это лишний раз говорит о зависимости, пусть и не стопроцентной, федерального бюджета от мировых цен на нефть. Мы можем еще более повысить эту зависимость, повышая экспортную пошлину на нефть и налог на природные ресурсы.

- Одно из положений проекта бюджета, вызвавшее споры, относится к статье оборонных расходов, которые составят почти 30 процентов от общего объема бюджета страны на 2005 год. Не пострадают ли от этого социальные статьи расходов бюджета?

- Я вам скажу, что Вооруженные силы точно так же, как социальные программы, были в одинаково сложном положении. Все эти расходы были недофинансированы в связи с тяжелым состоянием экономики страны, и то, что сейчас мы по социальным расходам движемся вперед, означает, что мы повернулись лицом к решению социальных вопросов. Но в то же время необходимо постараться обеспечить 100-процентное финансирование сфер обороны и безопасности.

Последние трагические события в Ингушетии показали, что в принципе нужно больше обращать внимание на повышение обороноспособности. Нужны специальные центры, специальное обучение, специальная аппаратура. К примеру, приборы ночного видения могли бы серьезно помочь в случае внезапного нападения. Поэтому увеличение финансирования оборонного заказа мы считаем совершенно оправданным.

- Пойдет ли часть этих средств на социальные нужды самих военнослужащих?

- Социальные расходы - здесь имеется в виду повышение денежного довольствия. Например, улучшить качество портянок и так далее. Если мы дальше будем заниматься такой политикой, то у нас не будет сильной армии, и только расходы федерального бюджета будут расти. Поэтому сейчас самое главное - это модернизация техники, проведение реформы армии, на это необходимо обратить внимание при определении приоритетных направлений финансирования.

- Евгений Викторович, как, на ваш взгляд, в бюджете отражена проблема распределения ролей между федеральным Центром и регионами в том, что касается финансовых проблем?

- На самом деле федеральный бюджет закрепляет то разграничение доходных и расходных обязательств, которые вытекают из огромного количества других законов. Как только будет принят этот пакет законопроектов, вот тогда будет четко видно, кому хватает, а кому не хватает. До принятия пакета указанных законов пока нельзя говорить о том, насколько бюджет адекватно отражает это распределение между Федеральным центром и регионами. Пока же в предложениях правительства страны мы видим вещи, которых не было в первом чтении бюджетного и налогового Кодекса. В частности, правительство предполагает забрать полтора процента налога на прибыль в федеральный бюджет. Мы считаем, что этот шаг совершенно неоправдан и этого делать не нужно. Сегодня с налогами тоже не очень все понятно. Территории в своих бюджетах выделяли средства на небольшие сборы за использование водных объектов, выделяли на то, чтобы восстановить водные объекты. Если сейчас все это будет отдано в федеральный бюджет, то мало надежды на то, что в таком же объеме все эти работы будут проводиться.

- В стране идут также горячие споры о том, нужно ли заменять социальные льготы на денежные компенсации...

- Вот сейчас много говорят о замене натуральных льгот денежной компенсацией, и все внимание сосредоточено на этом вопросе. Для меня такого вопроса не существует. Если на 30 с лишним миллионов льготников все бюджеты регионов потратили 27 с небольшим миллиардов рублей, а меньше чем на половину этих льготников страна выделяет 172 миллиарда, то это все же означает, что идет не уменьшение финансирования льгот, а увеличение, причем, - в семь раз. Поэтому, соответственно, обсуждение этого вопроса не найдет поддержки, так как я считаю, что это сделано правильно и именно замена натуральных льгот денежной компенсацией создает социальную справедливость в обществе.

Потому что бабушка - инвалид третьей группы не виновата, что она всю жизнь в селе проработала, а у нас в городе есть льготы и на транспорт, и на телефон, и на лекарства. Попробуйте-ка в селе получить эти лекарства, поездив в районный центр. Я думаю, что в этом случае вы оцените, насколько велик разрыв между городом и деревней, и замена этих льгот деньгами, это, я считаю, совершенно оправданно.

Совет Федерации рассмотрит этот федеральный закон после рассмотрения его Госдумой. У меня возникает другой вопрос - ведь там остаются еще ветераны - еще 20 миллионов человек. Если так посчитать, то больше ста миллиардов требуется, чтобы обеспечить на таком же уровне ветеранов, как мы обеспечиваем инвалидов. Но этих ста миллиардов у нас нет в региональных бюджетах. Федеральный бюджет изыскал 172 миллиарда, но региональные бюджеты не смогут найти 100 миллиардов долларов на финансирование ветеранов. Сколько найдут - вот это вопрос. Это очень важный вопрос.

- Идут также дебаты о том, можно ли тратить средства Стабилизационного фонда на покрытие дефицита Пенсионного фонда...

- Дефицит Пенсионного фонда - это, конечно, негативный фактор, потому что это забота одних поколений о других поколениях. Но в то же время, за счет чего покрывать этот дефицит? Ясно, что за счет средств федерального бюджета. Если дефицит Пенсионного фонда возникает только после резкого снижения ставки единого социального налога, а потом все более или менее придет в нормальное состояние через 3-4 года, то использование этих средств из Стабилизационного фонда вполне оправданно. Стабилизационный фонд существует для того, чтобы выравнить сложившуюся ситуацию. Это временное явление, возникшее из-за резкого снижения ставки социального налога, поэтому происходит уменьшение объема поступлений в Пенсионный фонд. Со временем Стабилизационный фонд перестанет финансировать этот дефицит. А пока цены на нефть высокие, надо эту операцию осуществить, и за счет нефти и Стабилизационного фонда профинансировать дефицит Пенсионного фонда.

- Задолженность по выплате зарплат, кажется, в этом году утратила свою актуальность?

- Да, в этом году, к счастью, вопросы по выплате задолженности по заработной плате уже решены. В некоторых субъектах иногда задерживают зарплату на две недели. Просто потому, что не могут вовремя провести операции с бюджетом по получению этих средств. Сегодня можно сказать, что если у кого-то есть задержки по выплате зарплаты бюджетников, то это означает, что у вас нерадивые руководители. Потому что государство сделало все, чтобы обеспечить выплату зарплаты бюджетникам на всех уровнях бюджетной системы. Есть некоторые проблемы во взаимоотношениях местных и региональных бюджетов с Пенсионным фондом, но это взаимоотношения между бюджетами. Федеральный бюджет помогает Пенсионному фонду, реструктуризация объявлена, и я думаю, что эта задолженность будет снята, но она не имеет никакого отношения к проблеме выплаты зарплат работникам бюджетной сферы.

- Многие наблюдатели считают, что динамика роста ВВП в 2004-2005 годах не позволяет говорить о перспективе удвоения ВВП к 2010 году. Ибо для достижения этой цели ежегодный уровень ВВП должен быть на уровне 9,3 процента, тогда как мы имеем лишь уровень 6,2 - 6,4 процента...

- Я считаю, что пора прекратить обсуждение вопроса об удвоении ВВП к 2010 году. Знаете, президент страны поставил такую задачу перед правительством. А население не особо волнует вопрос удвоения ВВП.

Другое дело - удвоение доходов, удвоение пенсий. Вот это население понимает. Поверьте, большинство населения до конца не понимает, что имеется в виду под удвоением ВВП.

СПРАВКА.

Евгений Викторович Бушмин. Родился 04.10.1958 г. Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету, член Комиссии Совета Федерации по информационной политике, член Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. Представитель в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации от правительства Нижегородской области. Назначен 20 ноября 2001 года. Срок окончания полномочий - июль 2005 года.

Айдын Мехтиев
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 207843
Опублик.: 12.08.04
Число обращений: 624

  • Бушмин Евгений Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``