В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КОРРУПЦИЯ В ЗАКОНЕ ПОКА БОРЬБА С НЕЙ БОЛЬШЕ ИМИТИРУЕТСЯ, ЧЕМ РЕАЛЬНО ВЕДЕТСЯ Назад
КОРРУПЦИЯ В ЗАКОНЕ ПОКА БОРЬБА С НЕЙ БОЛЬШЕ ИМИТИРУЕТСЯ, ЧЕМ РЕАЛЬНО ВЕДЕТСЯ
На днях опубликованы впечатляющие данные о размахе коррупции в стране. Как сообщил и.о. начальника Контрольно-методического управления Следственного комитета при МВД РФ Сергей Манахов, за коррупционные преступления ежегодно осуждают у нас более 15 тысяч человек. Число таких преступлений с каждым годом увеличивается. На самом деле их в десяток раз больше, чем зарегистрировано в милицейских сводках.

Министерство внутренних дел заявляет о необходимости ужесточения законодательства и предоставлении милиционерам больших полномочий в этой сфере. По словам Сергея Манахова, необходимо срочное ограничение презумпции невиновности при расследовании дел о коррупции. Напрашивается также, как считают в МВД, возвращение в Уголовный кодекс жесткой статьи `Неоднократное получение взяток` и введение более сурового наказания для лиц, занимающих госдолжности в федеральных органах власти.

Все эти предложения, конечно, интересны. Вот только говорят о них, как и о многих других, давно. И что же? С каждым годом россияне тратят на взятки в том или ином виде все больше денег. И не видно пока сил, способных остановить эту лавину.

Могли ли мы когда-нибудь представить, что коррупционеры будут `съедать` до 33 миллиардов долларов в год, если верить утверждению руководителя фонда `ИНДЕМ` Георгия Сатарова? Получается, что в теневом обороте крутится чуть ли не треть доходной части российского бюджета?

Генеральный прокурор Владимир Устинов укоряет своих подчиненных и коллег из смежных ведомств: `В последнее время борьба с коррупцией больше имитируется, чем ведется реально`. По его словам, правоохранительные органы `даже на одиозные нарушения, из которых явно торчат уши материальной заинтересованности в отступлении от норм закона`, часто реагируют не так, как должно.

Почему же профессиональным борцам с коррупцией становится все сложнее отбиваться от этой гидры? Да потому прежде всего, что значительную часть коррупционеров составляет чиновничество, торгующее своими полномочиями. И ворами в законе правильнее было бы называть не только маститых, `коронованных` уголовников, но и вороватых чиновников. Берут и знают: дотянуться до них непросто. А до кого-то практически невозможно. Скажем, в стране до сих пор существуют серьезные ограничения на оперативно-розыскные мероприятия в отношении судей и работников прокуратуры. Выбить разрешение на их оперативную разработку почти нет шансов. Да и в любых других сферах: следователи вынуждены констатировать, что чем выше статус подозреваемых, тем труднее расследовать дела о коррупции.

Отсюда еще одно предложение МВД: снять все ограничения при расследовании дел о коррупции судей, прокуроров, депутатов.

Давайте задумаемся, какие отрасли особенно подвержены коррупционной заразе? Наблюдения показывают, что среди лидеров - работники здравоохранения, образования, налоговых инспекций, судебные приставы, руководители городских и сельских администраций... И, что особенно тревожно, - представители самих правоохранительных органов. По данным МВД, за последние два года за взятки было осуждено, например, более 1,5 тысячи должностных лиц из сферы образования. Среди них два ректора вузов, два проректора, 20 заведующих кафедрами, более 200 преподавателей. Сегодня в подразделениях Следственного комитета при МВД в работе 40 уголовных дел, касающихся коррупции в органах власти различного уровня. А уж `оборотни в погонах` и вовсе стали (с легкой руки самих руководителей силовых структур) понятием нарицательным.

Как ни печально, но армию коррупционеров из числа государевых людей стали пополнять те чиновники, которые раньше не были замечены в массовом мздоимстве. Как сообщил главный военный прокурор генерал-полковник Александр Савенков, только во время последнего весеннего призыва в армию к уголовной ответственности привлечено 27 должностных лиц военкоматов. А всего за эти несколько месяцев прокуроры получили более 1,5 тысячи обращений по поводу схожих нарушений. Вот типичный случай из Волгограда: на этой неделе задержан начальник отдела военкомата, требовавший от призывника 20 тысяч рублей за получение `белого билета`...

Что бы там ни говорили и каких бы новых полномочий ни требовали, а настоящей стратегической программы на этом направлении в России нет. Яркой иллюстрацией того, что в борьбе с коррупцией у нас в стране `что-то делается не так`, может служить история с самим законом о борьбе с коррупцией. Его до сих пор нет. И проект более десяти лет странствует по кабинетам Государственной Думы. Причем сначала проект назывался `О борьбе с коррупцией`, а сегодня у него уже другое именование: `О коррупции`. Слово `борьба` куда-то исчезло.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Глава Партизанского района Красноярского края Валерий Мациенко приговорен краевым судом к 4 годам строгого режима за получение взятки. 160 тысяч рублей чиновник получил за предоставление земельного участка под разработку каменного угля компании `Разрез `Саяно-Партизанский`.

Данилкин Александр.
Труд Nо142 за 31.07.2004
http://nvolgatrade.ru/

Док. 206625
Опублик.: 02.08.04
Число обращений: 156


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``