В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Позиция `Отечества` по вопросам судебно-правовой реформы Назад
Позиция `Отечества` по вопросам судебно-правовой реформы
Выступление на заседании экспертного Совета при Полномочном Представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе по теме `Судебная реформа - интересы населения и власти` 14.06.01 г.


Послание Президента России Федеральному Собранию, его содержательный анализ послужили основой для выработки позиции нашей организации по вопросам судебно-правовой реформы.

Мы исходим из базовых ценностей `Отечества`, из того, что масштабность целей и задач, поставленных Президентом перед нашей страной и всеми нами, требует профессионального и политического осмысления и решения, а с другой стороны - любые прогрессивные преобразования невозможны без соблюдения принципа преемственности и последовательности преобразований.

Изучение Послания Президента РФ Федеральному Собранию, одновременно порадовало и поразило тем, что подавляющая его часть была посвящена проблемам права, будь то нормотворчество либо эффективность правоприменения. С одной стороны это соответствует нашим политическим убеждениям и положениям Программы `Отечества` - торжество Закона и приоритет права в социально-экономическом развитии страны, а с другой доказывает отсутствие должного правового регулирования реформ. По тексту Послания видно, что все структурные реформы (пенсионная, налоговая, земельная, таможенная, валютного регулирования, военная, образования, здравоохранения) неразрывно связаны с необходимостью их правового регулирования и правового обеспечения.

Нас настораживает очевидное: если экономическая составляющая требует детального обсуждения специалистов и квалифицированных расчетов, детализации и разработок, то правовая и политическая части Послания просто отсутствуют в их профессиональном изложении, о проблемах становления правового государства, о СМИ, правах человека и политических партиях практически ни слова, что, соответственно, вызывает много вопросов. К примеру, борьба с коррупцией не рассматривается как одна из главных политических задач. Реализация государственной кадровой политики во всех ее аспектах: подготовка, отбор, переподготовка и повышение квалификации кадров, фактически сведена к проблеме дебюрократизации. Актуальность реализации правовой реформы - к судебной, что абсолютно неоправданно, поскольку последняя является лишь одним из 12 направлений правовой реформы, изложенных в Указе Президента РФ Nо 673 от 6 июля 1995 года.

`Ключевым вопросом власти`, по мнению Президента, является отношения государства и общества - `доверие граждан государству`. Президент говорит о ` застарелом недоверии` граждан к ` государству, неоднократно обманывавшему граждан`. Причем от общества требуется уяснить, что при проведении реформ (образования, пенсионной, здравоохранения и др.) государство будет строго следовать Закону и `каждый гражданин должен точно знать, что именно он имеет право...`, т.е. быть ответственным во взаимоотношениях с государством за свои правовые знания. Наше понимание Закона, изложенное в программных документах `Отечества`, позволяет нам настаивать на принципиально новых взаимоотношениях человека и государства, мы говорим о `сильном государстве`, в котором `гражданское общество обслуживается социальным, гуманным и правовым государством, исполняющем правовые акты-Законы`.

Мы считаем, что нежелание или неумение власти следовать принципу преемственности в реализации государственной политики и реформ последнего десятилетия является важнейшим тормозом на пути преобразований. Последовательно выполняя свои программные положения, `Отечество` считает целесообразным довести свою позицию до руководства страны по проблемам развития правового государства, при этом подчеркиваю, что выступаем не с критикой, а с конкретными нашими предложениями, в реализации которых намерены активно и профессионально участвовать.

Органам государственной власти необходимо следовать принципу правового регулирования и обеспечения социально-экономических реформ, как основном требовании, выдвинутом в начале реформ 90-х годов. Следует напомнить, что судебная реформа начала 90-х годов провозгласила главной целью - становление правового государства. Целями, задачами, `маяками` судебной власти стали механизмы защиты прав и свобод граждан, обеспечение функционирования гражданского общества и развитие его институтов, обеспечение прав и свобод граждан. Спустя десятилетие мы вновь говорим, что эти цели и задачи для осуществления правосудия, для судебной системы, не утратили своей актуальности.

Мы исходим из того, что реформы придумывают и осуществляют люди, и отвечают за их реализацию каждый на своем рабочем месте. Для реформ последнего десятилетия характерно нарушение со стороны органов государственной власти принципа преемственности, что наглядно демонстрирует неэффективность проводимых преобразований, имеет негативные социально-экономические последствия в целом для государства, для становления гражданского общества. Давайте проанализируем историю судебной реформы нашей страны за последнее десятилетие с точки зрения ресурсного обеспечения.

В 1987 году, благодаря высшему психологическому и юридическому образованию и специализации на вопросах судебной психологии, мной были разработаны предложения по профессиональному отбору судей и необходимости психологической службы в органах юстиции. Фактически невиданная по тем временам крамольная идея, посягательство на независимость судей. Однако, демократические преобразования в государстве, укрепляли мою уверенность в изучении вопроса `А судьи кто?`, в обсуждениях с руководством министерства юстиции и председателей и судей различных судов находились новые и новые аргументы в пользу реализации доселе невиданного.

`Инициатива снизу` была одобрена и сформулирована управлением кадров Минюста РСФСР, преодолевая зашоренность чиновников, медленно накапливала союзников в лице самих судей, ученых, общественности в виде лекций, опросов, выступлений на республиканских и союзных совещаниях. Получила одобрение и у союзного руководства, тем более этим заинтересовались Украина, Узбекская, Армянская, Латвийская республики. Благодаря этой работе под руководством начальника управления по работе с кадрами Минюста Дементьева Альберта Николаевича, судья как личность впервые комплексно рассматривается в разработанном в 1989 году Управлением по работе с кадрами министерства юстиции Российской Федерации, в перспективном плане по изучению профессиограммы деятельности судей.

Причем, основным направлением исследований стала разработка методов, способствующих более эффективному соответствию судей занимаемой должности, реализуемых во всех кадровых процедурах: подготовке, подбору, расстановке и повышении квалификации. Основополагающим в ходе исследований стало понятие `профессионально значимые качества`, т.е. психологические характеристики судей, играющие ведущую роль в обеспечении эффективности судебной деятельности. Впервые, властный орган не просто задумался `А судьи кто?`, а стал работать в диалоге и партнерстве с судейским сообществом, что и способствовало привлечению самих судей к участию в реализации этого плана.

Судья стал рассматриваться как личность, а не обезличенный член партии, характеризующийся по `морально-деловым качествам`, но, самое важное достижение Минюста заключалось в том, что сменились акценты в кадровых вопросах. Был сделан акцент на эффективную самореализацию судьи, его самосовершенствование, осознание своей ведущей роли и ответственности в системе правосудия, динамическое развитие его личности, оказание всесторонней помощи судье и как должностному лицу, и как человеку, личности.

В проведенном исследовании приняли участие около 700 судей различных уровней, из них 160 председатели судов субъектов России и районных народных судов. Работа продолжалась около 7 лет. С помощью классических психологических тестов (личностные, социометрические, наблюдения, индивидуальных бесед, экспертных оценок и др.), а также специально разработанной методики экспертных оценок судебной деятельности была разработана методика профессионального отбора кандидатов на судебную работу. Впервые был дан анализ деятельности судьи с описанием ее основных функций, выявлены общие и специальные способности судей, изучены причины коррекции профессионального развития судьи на различных этапах: подбора, расстановки, адаптации к деятельности, совершенствование профессионализма. Были разработаны требования, предъявляемые государством и обществом к кандидатам на судебную работу и противопоказания успешной деятельности судей. Судья как профессионал и личность стал центром исследований.

Эта работа с 1996 года прекратилась и не ведется с изменением отношения к этому вопросу Министерства юстиции России, и руководства страны. Судьи вновь характеризуются по морально-деловым качествам. При этом никто не несет ответственность за судебные ошибки, допущенные судьей, который по своим личностным качествам ни в коем случае не может им быть. Однако, следует помнить, что судья выносит приговор или решение от имени нашего государства, а не от своего имени, значит, государство обязано отвечать за любые проявления ненадлежащего правосудия.

Давайте сделаем выводы из этого опыта: орган государственный власти способен получать `инициативы снизу`, благодаря профессионализму обобщать их, и, в свою очередь, способствовать рождению и содержательному развитию новых инициатив, что и произошло в судейском сообществе - и закон о статусе судей, съезды, Советы судей, квалификационные коллегии и многое другое. Энтузиазм судей различных уровней по формированию судебной системы, основанной на демократических правилах игры, трудно забыть, но именно министерство юстиции России было невидимой основой и опорой мобилизации судейского сообщества. Как руководитель социологической службы первых трех съездов судей России, должна сказать, что на 1-ом съезде в реализацию судебной реформы не верили 55% самих судей! Государство в лице своих органов формировало судейское сообщество, особое положение судей и судебной власти получило дальнейшее закрепление в Конституции 1993 года, и пусть судьи всех уровней не забывают об этом.

Прежде чем приступить к анализу законопроектов, разрешите поблагодарить лично Дмитрия Николаевича Козака за его смелость и профессионализм в постановке вопросов пригодности судей, проверки их профкачеств, в целом профессионального отбора. Для меня это не пустые слова, поскольку понимаю цену сопротивления, давления, непонимания. Желаю не останавливаться ни при каких обстоятельствах, и надеюсь наш опыт и замечания будут полезны.

К анализу предлагаемых Администрацией Президента РФ законопроектов по судебной реформе. Предлагаемое `медицинское освидетельствование` не является нововведением, оно уже было в текстах первых проектов `О статусе судей`, правда в формулировке `медико-психологическое освидетельствование`. Считаем, что вопрос необходимо ставить именно с этих позиций, потому что медицинское освидетельствование уже на стадии этого законопроекта рассматривается как формальная процедура, нет предусмотренного в статье 4 перечня заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, который должен быть представлен Министерством здравоохранения. Более того, как это ведомство может это сделать, если оно не может по сути знать в чем заключается исполнение полномочий судьи?

В связи с этим предлагаем Администрации Президента рассмотреть вопрос о профессиональном отборе кандидатов на судебную работу. Первый вариант (января) представляется чрезвычайно важным и от этих разработок нельзя отказываться даже при первой негативной реакции судейского сообщества (она склонна меняться со временем).

Предлагаем создать рабочую группу и готовы принять участие в работе по медико-психологическому освидетельствованию кандидатов на судебную работу. Настаиваем на соблюдении непременного условия - эта процедура рассматривается нами не как административный барьер для расправы с судьями или кандидатами, а как процедура, помогающая последним осознать всю ответственность, значимость деятельности судьи для общества и государства, помогающая им в профессиональной и личностной самореализации и самосовершенствовании.

По нашему мнению, крайне нужна психологическая служба в работе с судьями, потому что судьи переживают запредельные для человека эмоциональные нагрузки. Необходимы научно-практические исследования причин профессиональных деформаций в деятельности судьи, прокурора, следователя, любого чиновника. В частности, что плохого в том, что мы будем знать коэффициент интеллекта кандидата на судебную работу или государственную должность, или что дурного в том, что психолог назовет `слабые` и ` сильные` стороны личности этих кандидатов и поможет скорректировать их личностное и профессиональное поведение? Весь мир живет в этом плане цивилизованно, с судьями и чиновниками работают психологи. Почему не взять самое лучшее.

Для меня очевидно, что в причинах существующих фактов нарушения этики судьями и коррупции, государству и обществу нужно разобраться, понять их природу, прежде всего психологические причины, только тогда их можно искоренить, ибо это личностные и психологические понятия. Давайте признаем, что государство игнорирует такой ресурс как психологическое сообщество, скорее по незнанию этого ресурса и его возможностей, так давайте работать над вовлечением психологического сообщества в реализацию государственных и общественных задач.

Относительно участия общественности в квалификационных коллегиях судей, с позиций реализации общественного контроля за деятельностью судебной власти в стране считаем перспективным и важным. Мы поддерживаем вариант представленности одной трети общественности в их составах. Почему бы не ввести психологов в это число для реализации целей профотбора. Однако, непонятен из текста законопроект, механизм формирования представительства общественности, недопустимо отдавать решение этого вопроса председателям судов, пусть даже сменяемым. Необходим механизм отбора, может быть аналогичный отбору присяжных заседателей, в качестве альтернативы нужно рассмотреть и ресурс органов местного самоуправления для этих целей, ресурс партий и общественности. Нужно просчитать все возможные варианты. Это пусть и будет предметом будущих заседаний комиссии.

В работе с главным ресурсом страны - человеческим капиталом - необходима соответствующая времени кадровая политика государства, основанная на принципах уважения человеческого достоинства и чести, развития и самоактуализации и непрерывного развития личности. Нуждается в возрождении система подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации работников, занятых в любой сфере производства, касающаяся любого гражданина нашей страны. Недопустимо то обстоятельство, что аттестация работников за последние годы осталась вне внимания органов власти, превратилась по сути в формальную процедуру. Необходимы срочные меры, к примеру, для кандидатов на судебную работу, или государственную службу можно установить единый квалификационный экзамен, результаты которого будут стимулом для `движения вверх по государственной лестнице`.

Мы выступаем против смешения понятий `правовая реформа` и `судебная реформа`. Это принципиально, если мы говорим о правовом обеспечении важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развитии полноценного гражданского общества в нашей стране. Как организация, поддержавшая Президента В.В. Путина на выборах, по словам нашего Лидера Юрия Михайловича Лужкова: `Отечество` взяло на себя долю ответственности за деятельность на посту Президента`, мы обращаем внимание Администрации Президента на необходимость подведения итогов судебной реформы и анализа широкомасштабных преобразований в праве, предпринятых за последнее десятилетие.

Такая попытка была предпринята Б.Н.Ельциным 22 августа 1995 года в Распоряжении от 6 июля 1995 года ` О разработке концепции правовой реформы в РФ`, ставшем последним конкретным практическим шагом органов государственной власти и общественности в реализации правовой реформы. Вспомните, какой был подъем в обществе, проводились самые разнообразные мероприятия по инициативе общественности. Даже самый краткий анализ основных элементов правовой реформы показывает, что особое внимание государства уделялось принципиально важным вопросам формирования правового мышления и правосознания граждан: юридическое образование (исследования методологии и методики юридического образования), обсуждение итогов судебной реформы и проблем ее совершенствования, законопроектная деятельность и законотворчество в сферах публичного и частного права; правовой `всеобуч` и повышение правовой культуры населения; улучшение деятельности специальных юридических изданий и многое другое. Инициативы и ожидания общественности были невостребованы государством и недооценены. Кто, как не государство с целью извлечения уроков истории, заинтересовано в обобщении причин своей же непоследовательности? Давайте вместе извлекать уроки из сделанного.

Принцип преемственности в реализации реформ, проводимых государственной властью, должен стать для государства безусловным, ибо он предполагает последовательность, анализ и подведение результатов реформ и оценку их эффективности для общества и каждого отдельного гражданина. Следование этому принципу поможет нам добиться надлежащего реформирования всего законодательного процесса в России, систематизации законодательства, организационного и материального обеспечения каждого закона, суда и правоохранительных органов, разграничить полномочия центра, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Недоверию населения к государству в целом способствует недооценка регулирующей роли права в процессе воздействия государства на общественные отношения, что порождает авторитарные настроения государственной власти, разрушает основные принципы правового государства, демократии, деформирует правосознание общества.

Так, получение квалифицированной юридической помощи гражданам гарантировано ст. 48 Конституции РФ, однако до сих с 1993 года государство не приняло законодательного акта, который бы наполнил содержанием эту конституционную гарантию. Предлагаемый Администрацией Президента РФ законопроект `Об адвокатской деятельности` предусматривает оказание бесплатной юридической помощи населению адвокатами. Даже приводятся цифры, что на компенсацию за эти услуги государство в год выделяет 60 млн. рублей. Если разделить эту цифру на 89 субъектов РФ, то по 674 тысячи рублей на каждый. Давайте посчитаем, примерно десять млн. человек в Москве, допустим 500тысяч москвичей и приезжих нуждаются в этой помощи, то на каждый случай предусмотрено 1 рубль тридцать копеек. Адвокату за его работу заплатят такие деньги или не заплатят вообще. Это разве стимул для его честной и высокопрофессиональной работы? Это либо очередной обман, либо содействие развитию теневой экономики. Давайте учиться считать и прогнозировать с калькулятором в руке те или иные предложения.

Более того, в том же законопроекте предлагается повысить ответственность адвокатов за оказываемые услуги, расширен перечень категорий населения, которым обязаны адвокаты оказывать бесплатные услуги, но из-за бюджетной политики Правительства РФ из текста исчезли льготы по тарифам, налогам, сборам и арендной плате для адвокатуры в целом. Разве это справедливый социальный контракт, когда профессионалу предписывают работать бесплатно, за обещанные рубль тридцать в лучшем варианте, а при этом он оплачивает себя, кабинет, коммунальные услуги, адвокатскую палату субъекта РФ, Федеральную палату России, квалификационную коллегию и налоги по полной программе? И это при небрежном изложении статей законопроекта относительно реестров адвокатов, ведение которых власть берет на себя. Рекомендуем обратить внимание на соответствие статей 7, 11, 17 и 28 законопроекта.

В отношении оказания бесплатной юридической помощи населению мы считаем недопустимым возлагать на адвокатов такое бремя ответственности и обязанностей, считаем необходимым пересмотреть органам государственной власти имеющиеся у нее ресурсы и урегулировать их по государственному. Различные органы исполнительной власти помогают квалифицированно гражданам - собесы, службы занятости, миграции и т.п. - это важный государственный ресурс. Кроме того, профсоюзы, ресурс органов местного самоуправления, общественных приемных политических партий и движений, ресурс юридического сообщества - юридические вузы, общественность силами различных организаций, СМИ, давайте наведем порядок в этом вопросе и выработаем государственную политику стимулирования деятельности различных субъектов, оказывающих юридические услуги.

Наконец, мы имеем многочисленные юридические конторы, преимущественно в такой организационно-правовой форме, как ЗАО или ООО, которые работают исключительно на коммерческой основе и при этом занимаются нелицензионной деятельностью и обслуживают бизнес, именно те сферы, где высокая платежеспособность. Здесь неразумно отказываться от лицензирования правовых услуг из-за экономических последствий. Сколько афер было порождено и юридически обставлено этими конторами, давайте проанализируем общественные последствия этих услуг. Предлагаем установить справедливый социальный контракт: обязать такие конторы оказывать бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, и при соблюдении этого условия выдавать им лицензии на оказание правовых услуг. Совершенно очевидно, необходимы расчеты, анализы, заключения специалистов, но главное- желание органов власти делать это.

В целях преодоления недоверия населения к государству и власти, во исполнение конституционной гарантии, в интересах граждан, в первую очередь, малоимущих, предлагаем поддержать нашу инициативу по разработке ФЗ `О порядке оказания юридической помощи населению РФ`. По нашему мнению, закон должен изначально рассматриваться в контексте судебной реформы. Цель - привлечь внимание государства и общества к проблемам формирования правовой культуры населения, к решению проблем указанных выше. Определить юридическую помощь как важную составляющую формирования правовой культуры населения. Важно определить специфику оказания юридической помощи в трех секторах: государстве, экономике, неправительственном. Дать критерии `платности` и `бесплатности`, систематизировать разнообразные формы и методы оказания юридической помощи и определиться по кругу лиц юридического сообщества страны. При этом важно сделать акцент на вопросах получения специализированной и квалифицированной бесплатной юридической помощи отдельными категориями населения: инвалиды и ветераны ВОВ, многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры. Предусмотреть создание и организацию деятельности государственных информационно-правовых центров, права и обязанности лиц, оказывающих помощь, и конечно, меры их стимулирования.

К сожалению, опыт реформ доказал, что органы государственной власти не заинтересованы в формировании и развитии правовой культуры населения. Для того, чтобы преодолеть вековое недоверие граждан, в настоящее время государству опасно перекладывать ответственность за знание законодательства на граждан, нельзя этого делать в условиях пренебрежения необходимостью правового просвещения населения и правового нигилизма, царящих в обществе и государстве. Мы предлагаем в рамках реализации правовой реформы, обеспечивающей социально-экономические преобразования, разработать и реализовать Государственную программу `Правовая культура населения` и пусть это будет одна из главных задач юридического сообщества страны при умелой координации государства.

Наконец, необходима политика государства в области распространения квазисудебных юрисдикций, в предварительном порядке и в установленной процессуальной форме разрешать жалобы по пенсионным, трудовым, налоговым, семейным спорам в органах государственной власти и местного самоуправления.

Существенно важным является неоднократно обсуждавшийся вопрос о защите потерпевших и свидетелей преступлений. Мы понимаем, что федеральный закон, посвященный этой теме, потребует большие финансовые средства, но мы также понимаем необходимость решения этой проблемы правосудия. Что за варварское правосудие, когда жертва преступления лишена элементарной психологической поддержки государства, защищает себя как может, в основном без адвоката из-за отсутствия денег и надежды на защиту государства, на справедливость. В то же время, преступнику обязателен адвокат, причем, зачастую на бесплатной основе, или он нанимает адвокатов для того, чтобы заплатить деньги не жертве, а своим защитникам. Могу ответственно заявить, что именно такое положение дел характерно по уголовным делам, связанным с изнасилованием женщин. Причиной насилия в отношении женщин является ненадлежащее осуществление правосудия в отношении насильников и порождает новый виток насилия и преступных посягательств на жизнь и здоровье, умножает количество новых жертв. Именно поэтому, мы предлагаем пересмотреть политику государства по отношению защиты этих категорий лиц, инициировать дискуссии среди общественности по данному вопросу, поскольку его решение касается практически каждой российской семьи.

Совершенно очевидно, что критика В.В.Путина в своем ежегодном Послании правового оснащения экономической ситуации в нашей стране, ставит вопросы прежде всего перед юридической общественностью. Президентом намечены приоритетные направления деятельности, решать которые, в первую очередь, предстоит квалифицированно и профессионально юридическому сообществу. Автором преднамеренно сделан лишь краткий анализ проблем и тем. Предлагаем коллегам, всем заинтересованным лицам начать дискуссию по важнейшим вопросам правового обеспечения социально-экономических преобразований, важнейшие из них:


методология правовой реформы и ее составляющих;


реформа законодательного процесса;


судебная реформа;


кадровая политика;


позитивный и негативный аспекты соблюдения принципа преемственности в деятельности органов государственной власти;


формы и методы консолидации общества и механизмы реализации общественного контроля;


профессиональный отбор в решении задач государства и общества.


В заключение, выражаю признательность за высокую оценку работы нашей организации `Отечество` лично Полномочному Представителю Президента РФ Полтавченко Георгию Сергеевичу, всем сотрудникам его аппарата за организацию заседания комиссии, надеюсь на то, что от привлечения общественности к обсуждению столь значимых тем, как судебная реформа, на самых ранних этапах, до рассмотрения в Государственной Думе, будет полезным для всех нас, а значит - во благо каждого человека нашей страны. Предлагаем использовать наш потенциал на самых ранних стадиях законопроектной деятельности с тем, чтобы мы могли подготовить аргументированную позицию по законопроектам и оказали помощь в избавлении от заведомых ошибок до рассмотрения в Государственной Думе. Надеюсь на то, что проблемы, поставленные нашей организацией и другими участниками комиссии, будут предметом для обсуждения на следующих заседаниях, в решении которых мы готовы продуктивно и высокопрофессионально работать с Администрацией Президента России, со всеми заинтересованными в процветании нашего Отечества.

Н.В.Кузнецоваhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 206258
Опублик.: 29.07.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``