В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид ИВАШОВ: Символ справедливости Назад
Леонид ИВАШОВ: Символ справедливости
Что ожидает мировое сообщество в Ираке? Чему учит опыт миротворческих операций? Наконец, как поднять политический вес России на международной арене? На эти и другие темы рассуждает вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид ИВАШОВ.

- Ситуация в Ираке выходит за рамки территориального конфликта. Все, что происходит в Саудовской Аравии, на территориях Иордании и Сирии, ранее в Турции, говорит о том, что география этого конфликта расширяется, он приобретает новое качество. Это уже не американо-иракский конфликт, а что-то, приближающееся к столкновению цивилизаций.
Когда дымовая завеса информационной подготовки военной операции развеялась, то стало предельно ясно, что главные задачи американцев - это захват нефтяных полей Ирака и стратегического плацдарма для установления контроля над важнейшими коммуникациями Ближнего и Среднего Востока. Дело вовсе не в борьбе с диктатором Саддамом Хусейном, который сотрудничает с `Аль-Каидой` и прячет химическое оружие и оружие массового уничтожения. В этом контексте понятно, почему в самом Ираке поднялось мощное национально-освободительное движение. Уже сейчас можно сделать вывод, что американцы действительно завязли в Ираке.

- Мир поразили быстрота и стремительность, с которыми американские войска овладели Ираком. Как вы оцениваете военную операцию в Ираке?
- Американцы использовали некоторые методы и средства, которые они применяли против Союзной Республики Югославии. Но есть и определенная новизна. Вы - первая газета, в интервью которой говорю, что существуют подтверждения тому, что в районе багдадского аэропорта использовался новый тип вооружений - гафниевые бомбы. Это промежуточный, между обычным и ядерным, тип вооружений. В Ираке американцы продемонстрировали и нечто совсем нехарактерное для военной операции - это подкуп высшего руководства страны противника. По сути, победа в битве за Багдад была не завоевана, а куплена. Вместе с тем операция против Ирака выявила и слабости американской армии. Ими применялись весьма незначительные средства радиоэлектронной борьбы. Это приводило к тому, что ракеты, отклоняясь от заданного курса, летели даже на территорию союзников.

- У нас в последнее время были яркие и успешные военные операции?
- Для меня очень памятен бросок нашего десантного батальона в Приштину, в Косове. Это была удивительная акция. Мы переиграли массивную натовскую разведку, применив нетрадиционные приемы маскировки. Наш отряд средь бела дня стремительно захватил важнейший стратегический объект в Косове. Я был участником этих событий. Когда натовцам стало известно о передвижении наших войск, Строут Тэлбот, первый заместитель госсекретаря США, только вылетевший из Москвы, приказал развернуть самолет обратно. Он прибыл в Министерство обороны, постоянно переговаривался с Вашингтоном и Брюсселем. Но о том, что батальон вошел в Приштину, они узнали только из репортажа СNN. Можете себе представить их реакцию? Это была блестящая операция. Она повысила авторитет России не только на Балканах, но и в мире. Но что еще важнее, она подняла моральный дух нашей армии.

- Насколько велика мощь США сегодня?
- Бесспорно, США являются самой могущественной экономической, военной и информационной державой. Но вся эта мощь довольно часто используется для разрушения международных правовых норм, принципов системы, которая регулирует отношения между государствами. Делая ставку на свою военную силу, Соединенные Штаты пытаются справиться с экономическими трудностями. Подчас их же сила оборачивается против них самих. Политика высокомерия, подавления инакомыслия, пренебрежительного отношения к другим повсеместно вызывает мощнейшую волну антиамериканизма. Если говорить о всесилии Америки, то события 11 сентября 2000 года, война в Ираке, рост антиамериканизма показывают, что США в не меньшей степени уязвимы, чем любое другое государство.

- И все же правомерно ли говорить об однополярном мире как о реальной политической данности сегодня и в будущем?
- Далек тот час, когда США откажутся от политики установления мирового господства. Мне кажется, их цель эфемерна. Никогда Соединенные Штаты управлять всем миром не будут. Их политика и идеология непривлекательны для большинства народов. Чем настойчивее американцы будут продолжать попытки установления господства, тем скорее они подтолкнут другие государства к объединению, к формированию новых полюсов мира. Противостояние европейцев и американцев прослеживается и в НАТО, и в Европейском союзе. Китай сегодня мощно выходит на мировую арену, превращается в центр силы.
В этих обстоятельствах интересна роль России. Если бы она проводила самостоятельную разновекторную политику, то мир мог бы быть иным. Объявив себя союзниками США по антитеррористической коалиции, мы теряем свои позиции в исламском мире. Мы осложнили отношения с Китаем своим приглашением американцев и натовцев в Центральную Азию. Мы ослабили свои отношения с Индией. Список можно продолжить. Россия должна последовательно проводить самостоятельную, справедливую и реалистичную политику. И тогда американцам еще сложнее будет претендовать на установление мирового господства.

- У вас есть конкретное предложение, как в самое короткое время поднять политический авторитет России?
- Ситуацию в Ираке, например, мы могли бы обратить себе на пользу. В частности, могли бы потребовать прекращения боевых действий. Именно потребовать, поскольку своими действиями США и их союзники нарушают не один параграф международного права. Россия вправе потребовать созыва Совета Безопасности и предложить осудить американо-коалиционную агрессию, потребовать компенсации нанесенного ущерба Ираку, предложить ввести вместо контингента стран-агрессоров международные силы под эгидой ООН.

- НАТО довольно стремительно движется на Восток. Ее войска расположились у западной границы России. Является ли это реальной угрозой для безопасности нашей страны?
- Расширение НАТО в сторону России - это охват, сковывание нашей территории, наших группировок войск силами НАТО. Одновременно США вместе с северными натовскими странами, в частности Норвегией, проводят операцию по блокированию самого мощного нашего флота - Северного. Они установили сеть акустических, радио-, тепловых и других буев для слежения за нашими подводными лодками на Шпицбергене и в акватории Баренцева моря. Постоянно там патрулируют самолеты морской разведки. В 60 километрах от российской территории в Норвегии развернута мощная радиолокационная радиотехническая станция `Глобус-2`. Она отслеживает всю телеметрию наших ракет, запускаемых с подводных лодок, снимает данные со стартующих космических ракет в Плесецке. В других наших военно-стратегических районах происходят аналогичные вещи. На Кавказе, в странах Балтии идет наращивание американского военного присутствия. Американцы не размещают большие базы, они переходят к другой стратегии. Идет развертывание инфраструктуры, там постоянно присутствуют представители спецслужб, видов вооруженных сил, главная задача которых освоение этого театра. Готовятся соответствующие аэродромы, например в Прибалтике. В Чечне идет формирование сети диверсионно-террористических подразделений, оснащенных самыми современными типами диверсионного вооружения. Так что чеченцы, даже не понимая этого, включаются в определенную систему, которая в какой-то момент может мощно заработать.

- Вопрос в том, можем ли мы влиять на процесс расширения НАТО?
- Безусловно. Причем влиять не столько военными, сколько политическими средствами. Нужно трезво оценить результаты тесного сотрудничества с НАТО и поискать союзников в других направлениях. Такие возможности есть. Необходимо изменить соотношения сил. Наша экономика, как материальная основа нашей безопасности, должна менять свою модель. По существу, ее задача - работать на безопасность государства. Если мы обеспечиваем сегодня Европу газом, если мы поставляем нефть в Соединенные Штаты, то вправе поставить и какие-то условия политического характера, связанные с нашей безопасностью. И если нас не послушают, то мы можем эти нефтепотоки развернуть в другую сторону. И, конечно, следует принимать меры военного характера. Прежде всего выстраивать наши отношения с Белоруссией. Нам газовая труба оказалась важнее, чем отношения в сфере государственной безопасности, объединения военных потенциалов. Следует усилить Калининградскую группировку, вернуться к дислокации на западном направлении тактического ядерного оружия и каждый новый объект инфраструктуры брать под прицел нашего высокоточного оружия, нашей авиации.

- Что происходит на постсоветском пространстве?
- Идет активная работа по втягиванию всех стран СНГ в орбиту НАТО. Их цель - превратить Украину, Молдавию и Белоруссию в буферную зону, отделяющую западный мир от России. В Армении обстановка такая, что не исключен грузинский вариант. Азербайджан тоже выразил готовность предоставить НАТО свои объекты. В Центрально-Азиатский регион американцы вошли надолго. Наблюдается все более активное воздействие спецслужб стран НАТО в среднеазиатских государствах. Опираясь на свои военные базы в этом регионе, они будут менять руководство, режимы этих государств на антироссийские.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы нашего ВПК?
- Мы почему-то действуем по принципу Остапа Бендера даже в развитии военно-промышленного комплекса, создания единой системы вооружений: утром - деньги, вечером - стулья. Нет сегодня готовности просчитывать вперед. Ведь стоимость оружия - это лишь один из элементов, далеко не основной. Оружие прежде всего несет в себе политическую цену, военно-стратегическую цену, а потом уже финансовую. Если сегодня поддержать правильной ценовой политикой стремление стран СНГ иметь наше оружие, то, во-первых, мы постоянно будем иметь рынок, во-вторых, союзнические отношения будут только укрепляться. Если мы будем продавать по рыночным ценам, то те же американцы уже сегодня насытят вооруженные силы этих государств своей устаревшей техникой, а завтра, как они говорят, компенсируют издержки и в политическом, и экономическом, и военном плане.

- Как вы оцениваете перспективы России как державы, заслуживающей высокого авторитета и уважения в мире?
- В настоящее время у России отсутствует свой стратегический курс в системе мирового сообщества. Мир не знает, чего хочет Россия, да и она сама в первую очередь не знает этого. Были попытки встроиться в мировую элиту, но не получилось. Стремления приобрести стратегических союзников на Западе оборачиваются только потерями как для безопасности России, так и для социального состояния нашего общества. Мы создали такую ситуацию, когда у нас нет ни одного надежного союзника.
Но все поправимо, если наша политика будет самостоятельной, стабильной. Необходимо проявлять политическую волю, поступаясь тактическими интересами ради стратегического результата. Сегодня в мире не хватает справедливости. И на Россию смотрят как на шанс возвращения международных отношений в справедливое русло.

Евгения ПЯДЫШЕВА.
20 мая 2004 г.
Ежедневная транспортная газета `Гудок`http://nvolgatrade.ru/

Док. 206066
Опублик.: 28.07.04
Число обращений: 742

  • Ивашов Леонид Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``