В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей НИКИФОРОВ: Бездомность вчера, сегодня... Завтра? Назад
Алексей НИКИФОРОВ: Бездомность вчера, сегодня... Завтра?
Каждое слово имеет вес


`Бездомные или бездомные граждане - такое определение наиболее адекватно отражает положение сотен тысяч наших соотечественников, не имеющих жилья.

Мы стоим на позиции, отрицающей само понятие #8222;БОМЖ`, как порочащее честь и достоинство человека. Перекочевавшее из милицейских протоколов в средства массовой информации, а затем в современный русский язык определение #8222;лицо без определенного места жительства` или #8222;БОМЖ` превратилось в #8222;клеймо` для изгоев, пугало для обывателей и является оправданием бездействия законодательной власти государства и в некоторых случаях применения #8222;полицейских` мер` (из совместного заявления общественных и государственных организаций, работающих с бездомными).


Кто такие `Врачи без границ`


`Врачи без границ` - это международная неправительственная гуманитарная организация, целью которой является оказание бесплатной медицинской помощи населению в кризисных ситуациях.

Организация основана в 1971 году. В настоящее время представители организации работают в 72 странах.

`Врачи без границ` имеет независимые национальные секции в Бельгии, Франции, Нидерландах, Люксембурге, Испании, Швейцарии и Греции.

Основную часть финансовых ресурсов организации `Врачи без границ` составляют частные пожертвования. Это позволяет организации быть финансово самостоятельной, морально и организационно независимой при оказании помощи. `Врачи без границ` также получает средства от некоторых правительств и международных организаций - главным образом от Европейского экономического сообщества и от Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и ЮНИСЕФ.

На территории России осуществляется помощь больным туберкулезом в г. Мариинске и программа медицинской и социальной помощи бездомным в Санкт-Петербурге и Москве.

В Москве организация `Врачи без границ` с 1992 года оказывает помощь бездомным в передвижной амбулатории и в стационарном медпункте. За время работы проведено около 100 тысяч бесплатных медицинских и 20 тысяч социальных консультаций, а также две с половиной тысячи вакцинаций против дифтерии и столбняка. В среднем ежемесячно за помощью обращается 2,5 тысячи нуждающихся. При необходимости осуществляется направление на госпитализацию. Социальные консультации проводятся с целью решения первостепенных проблем бездомных и определения направлений дальнейших действий.

В Санкт-Петербурге `Врачи без границ` проводит программу помощи бездомным с 1996 года.

За медицинской помощью обращаются все категории бездомных, поэтому на основании собранных данных мы можем утверждать, что до 95% бездомных пытаются выживать и работать среди нас, не привлекая к себе внимания. К сожалению, многие средства массовой информации формируют отношение обывателей и законодателей ко всем бездомным, описывая только пугающую верхушку айсберга.

Бездомность является проблемой для многих стран. Мировой опыт показывает, что без участия общества и властных структур в решении этой проблемы ситуацию изменить нельзя. Основной целью организации `Врачи без границ` становится достижение максимальной доступности медицинской помощи для бездомных. Для этого необходимо стимулировать создание государственной (при поддержке российских общественных организаций) системы медицинской помощи и социальной реабилитации этой части населения.


Общество и бездомные


Бездомные появились, наверное, с того момента, когда возникло понятие `дом`. Однако сведения о бездомности и об отношении к этому явлению общества до ХVII века очень скудные. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что бездомные и нищие чаще всего находили убежище и помощь в многочисленных монастырях и храмах.

В Москве всегда было много нищих и бездомных. В связи с отсутствием системы государственной помощи бедным, а также в периоды эпидемий, пожаров, неурожаев, войн толпы людей, лишенных средств к существованию, устремлялись в Москву в надежде найти здесь защиту, приют и пропитание. В конце ХVII века был разработан проект указа, предусматривающий широкую программу социальных мер по ликвидации нищенства. Строго предписывалось собрать всех бездомных и нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в госпитали и богадельни или в монастыри. Для беспризорных детей рекомендовалось создать особые дворы, где учили бы грамоте и ремеслам. Указ так и остался нереализованным.

В петровские времена репрессии против нищих и бездомных ужесточились. Указ от 30 ноября 1691 года гласил: `...ссылать посадских людей в те же города в посад, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых крестьян отдавать помещикам и вотчинникам. А буде те люди... впредь объявятся на Москве... бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние сибирские города`. Преследовались не только просящие, но и подающие: `...заказывать, чтобы бродящим нищим милостыню никто не давал... а кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать с них пеню по указу` (Правительственное распоряжение главы Монастырского приказа от 1705 года). Народ не понимал и не принимал преследований бездомных и нищих, считал это дело противоестественным и безбожным. Бездомные, калеки, убогие и юродивые считались людьми божьими. Недаром посланные на поимку нищих дворяне и солдаты жаловались, что у них нищих отбивают, а их самих бьют.

Правительство не ограничивалось одними репрессивными мерами против бездомных и нищих. Указом от 31 января 1712 года предписывалось: `По всем губерниям учинить шпиталеты для самых увечных, таких, которые работать не могут...` Всего с конца ХVII века до 1775 года вышло около 70 указов, касающихся нищенства. В основном они сводились к тому, что нищенство следует запретить, нетрудоспособных поместить в богадельни, детей в приюты, а работоспособных привлечь к труду или мобилизовать в армию. Большинство распоряжений не имели под собой социальной и экономической базы, однако это не уменьшало желание властей запретить нищету в нищем государстве.

В конце ХVIII и на протяжении ХIХ веков строительство частных больниц и приютов для бедного населения стало делом престижа. Сначала дворянская аристократия - крупные землевладельцы, а затем промышленники и купцы вкладывали средства в благотворительные дела, стремясь зарекомендовать себя в глазах общественности. Государственная поддержка общественных начинаний была закреплена законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название `Учреждение для управления губерний Всероссийской империи`. В каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанность которым вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Смирительный дом представлял собой не что иное, как колонию принудительного труда, куда отправлялись лица за антиобщественное поведение.

Московский городской работный дом имел несколько отделений в различных частях Москвы. Там были устроены мастерские: кузнечно-слесарная, сапожная, переплетная и др., в которых к концу ХIХ века работало до двух тысяч бездомных; они предварительно подлежали врачебному осмотру, одежда подвергалась дезинфекции, после чего призреваемые распределялись по отделениям.

Все находившиеся в работном доме были на полном содержании, получали одежду, пищу, кров. За срок, определяемый для содержания в работном доме, трудоспособные старались заработать некоторую `стартовую` сумму для дальнейшего устройства жизни.

В 1896 году при работном доме был создан женский Дом трудолюбия. При Доме трудолюбия имелись мастерские, оборудованные швейными машинами, где приходящие бездомные женщины могли зарабатывать средства к существованию. Там же имелась столовая, где можно было получить обед стоимостью 5 копеек.

Одной из форм благотворительности было оказание помощи нуждающимся в жилье. Большую работу в этом направлении проводило Братолюбивое общество, входившее в состав крупной благотворительной организации - императорского Человеколюбивого общества. К началу ХХ века в Москве сформировалось несколько жилых комлексов, принадлежавших Братолюбивому обществу. На средства различных благотворителей было выстроено несколько богаделен, ночлежек и десятки домов с дешевыми и бесплатными квартирами, где проживало до 10 тысяч человек.

Помимо учреждений социальной помощи с начала ХIХ века развернулось крупное больничное строительство для малоимущих граждан, которое осуществлялось государственной системой приказов общественного призрения, а также довольно широко разветвленной сетью благотворительных обществ и учреждений. Самым мощным из них было Ведомство учреждений императрицы Марии, названное так по имени супруги императора Павла 1.

В 1855 году в Ведомстве императрицы Марии состояло 365 учебных и благотворительных заведений, а к 1900 году их число уже превышало 500. В них обучались десятки тысяч детей обоего пола; в 40 больницах Ведомства ежегодно проходило лечение свыше 40 тысяч больных. В воспитательных домах, приютах и богадельнях проживало свыше 60 тысяч человек. Годовой бюджет Ведомства к этому времени достигал 13 миллионов рублей.

В 1907 году Елизавета Федоровна - вдова убитого И. П. Каляевым великого князя Сергея Александровича - учредила общину сестер милосердия под названием Марфа-Мариинская обитель. Община начала работать в феврале 1909 года. В ее составе действовала больница, амбулатория, аптека, приют для девочек-сирот, столовая для бедных, воскресная школа. В 1918 году Елизавета Федоровна была арестована и вместе с другими членами императорского дома расстреляна.

После Октябрьской революции и гражданской войны к середине 20-х годов в СССР было почти два миллиона бездомных.

По мере укрепления тоталитарного режима бездомность была запрещена. В стране `победившего` социализма бездомных и бродяг не должно было быть.

И их `не стало`. Существование без прописки и без официальной работы (для мужчин трудоспособного возраста) в 30-х годах начало преследоваться в соответствии с принятым Уголовным кодексом. Структуры помощи бездомным, созданные до революции, были разрушены. Скрытая бездомность существовала, но официально никто об этом не упоминал.

В 1991 году были отменены статьи 198 и 209 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривавшие уголовную ответственность для бездомных. Резко изменилась ситуация в стране во всех сферах жизни. Имевшаяся бездомность легализовалась, а кроме этого, создались условия для обвального увеличения армии бездомных.

Все эти несчастные люди оказались на улице, так как ни приютов, ни ночлежек не было. В Москве, например, первая ночлежка на 24 человека открылась в 1992 году.

Только к 1996 году стало отмечаться понимание властей, что бороться с бездомными бессмысленно, а надо предпринимать конструктивные меры. Появились приказы по организации медицинской помощи бездомным, стали создаваться ночлежки. К 1997 году в Москве создано шесть учреждений социальной помощи бездомным (дома ночного пребывания, социальные гостиницы и центр социальной адаптации), способных в целом принять до 1500 человек (все перечисленные учреждения предназначены только для бывших москвичей).

Несмотря на произошедшие изменения в отношении государства к бездомным, до сих пор остается много нерешенных проблем в сферах медицинской помощи и трудоустройства этой категории граждан.

Наиболее открытыми в плане трудоустройства бездомных оказались фермерские и крестьянские хозяйства. Однако и здесь возникает много сложностей, чаще всего связанных с регистрацией.

К началу 1998 года определился круг организаций, работающих с бездомными. Первое же собрание в январе показало, что только в тесном взаимодействии общественных организаций и государственных структур можно добиться наилучшего результата в создании системы медико-социальной реабилитации и трудовой адаптации бездомных граждан. Подобное понимание привело к созданию 26 мая 1998 года общественного движения `Координационный центр по проблемам бездомности`.


Как можно оказаться на улице


Бездомность, к сожалению, стала неотъемлемой частью нашей жизни. По данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тысяч, а по мнению независимых экспертов - от 1 до 3 миллионов человек. Для многих из них бездомность - не вина и наказание, а беда.

Прежде чем приступить к детальному анализу изучаемой проблемы следует дать качественную характеристику бездомности в Москве. По имеющейся у нас информации, в разных городах эти показатели значительно отличаются, хотя причины, порождающие само явление, идентичны.

Так как же можно оказаться в Москве на улице?

Почти половина (около 45%) людей, оказавшихся в Москве в положении бездомных, не являются лицами без определенного места жительства. Где-то есть жилье, прописка (теперь - регистрация)...

Среди всех обращающихся в медицинский пункт организации `Врачи без границ` 24-26% - москвичи, 54-56% - из других регионов России и около 20% - граждане стран СНГ.

Половина из временно бездомных передвигается по бывшему Советскому Союзу в поисках работы, а Москва - один из немногих регионов, где ее можно найти. Третью часть среди них составляют несчастные люди, которые оказались в Москве и их ограбили. Каждый десятый из временно бездомных приехал в Москву для решения каких-либо проблем (правовых, медицинских и т. д.). Около 15% среди временно бездомных - беженцы.

Собственно бездомных в общей массе московских `людей улицы` приблизительно 55%. Третья часть из них - бывшие заключенные.

Остальные собственно бездомные - либо продавшие или обменявшие свое жилье (многих обманули), либо оказавшиеся на улице из-за семейных проблем (разведенные, выгнанные родственниками, сбежавшие от пьющих родственников и т. д.), либо потерявшие ведомственное жилье в связи с сокращением рабочих мест или просто увольнением с работы. Последние три группы приблизительно равны по численности (около 20% каждая от общего числа собственно бездомных).

Самая малочисленная группа - это люди, для которых бездомность - жизненный выбор, однако именно они создают неприглядный образ бездомного.

Почти 90% бездомных - мужчины. Три четверти из них - люди в возрасте от 20 до 50 лет.

Вышеупомянутое процентное соотношение категорий бездомных характерно только для Москвы; в Санкт-Петербурге, например, бездомных-петербуржцев более 60% от общего числа обращающихся в медпункт организации `Врачи без границ`.

Москва - это `государство в государстве`. При тяжелейшем спаде производства практически во всех странах СНГ экономическое положение в Москве остается относительно благоприятным. Это привлекает безработных из различных регионов (в России около 7 миллионов безработных) и многих бывших республик СССР. Что делать отцу семейства, проживающему в городе, где есть одно-единственное предприятие - и то закрылось? Что делать бывшему военнослужащему (с 1993 по 1997 год из Вооруженных Сил уволено в запас 345 тысяч кадровых военных), проживающему в военном городке, где никогда не было других рабочих мест, кроме как в уже расформированной воинской части? Вопросов много, ответов нет, а есть слух, что в Московском регионе можно найти работу. Действительно, в Москве за счет перераспределения капитала всей страны и иностранных инвестиций (47% от всех иностранных вложений в экономику России, по заявлению Ю. М. Лужкова, попадает в Москву) создались условия для образования рабочих мест. Однако с целью ограничения доступа к ним иногородних граждан издается постановление Московского Правительства о порядке регистрации в Москве (кстати, первое постановление об обязательной регистрации и оплате пошлины прибывающими в Москву на работу было издано в 1843 году). Ежегодно милиция задерживает около 5 тысяч человек за нарушение правил регистрации, так как зарегистрироваться бездомному практически невозможно. В соответствии с вышеупомянутым постановлением материальную ответственность за отсутствие регистрации у работающего несет как нанимаемый (при первом задержании штраф до двух минимальных зарплат, а при повторном - до пяти), так и работодатель (штраф от 50 до 500 минимальных зарплат). Подобное положение породило огромное количество `незаконно` проживающих, бесправных людей в столице, что чрезвычайно выгодно многим нанимателям.

Москва - большой транзитный узел. Многие тысячи людей вынуждены проезжать через Москву, а здесь их подстерегает множество опасностей. Что делать приезжему человеку, у которого украли деньги и документы, побили так, что он оказался в больнице? Правоохранительные органы решить его проблем не могут. Даже если у него есть родственники где-то в России, не все способны найти необходимые деньги на дорогу при нынешней дороговизне. Если средства найдены, как получить перевод при отсутствии паспорта? Заработать на дорогу при существующем порядке регистрации весьма затруднительно. По опыту можно утверждать, что, если в первые же дни после несчастья пострадавший не находит способ отправиться домой, он может надолго застрять в `болоте` московской бездомности.

В Москве сосредоточены все головные учреждения, министерства и ведомства, в которые со всех концов России и даже, до сих пор, из ближнего зарубежья едут жаловаться, судиться, лечиться, учиться и т. д. Многие из прибывших в этом потоке в Москву недооценивают всей опасности и дороговизны столицы, что часто приводит их на `дно` общества, с которого очень трудно выбраться. Иногородний на место в ночлежке рассчитывать не может.

С самого начала образования СССР советским законодательством предусматривалось, что осужденные к лишению свободы лишались права на занимаемую жилую площадь. Таким образом, государство годами создает все новых и новых бездомных. Ежегодно из тюрем освобождается около 250 тысяч человек. Сейчас бывший заключенный имеет право на восстановление жилья, однако в стране с повальной приватизацией жилого фонда на реализацию этого права требуется длительный срок, часто годы. Бывшему заключенному очень сложно трудоустроиться, даже если ему удалось зарегистрироваться, скажем, в ночлежке. Как долго может выдержать психика человека, постоянно ощущающего презрительное и подозрительное отношение к себе? По данным финских психиатров, 80% пациентов психиатрических клиник - люди, лишившиеся работы, только работы, а не жилья. Порочная государственная политика лишения человека жилья, помимо законного наказания за совершенное преступление, создает условия для возвращения человека в преступный мир. Однако даже при таких чудовищных условиях большинство бездомных не преступает закон. По данным МВД России, из 350 тысяч задержанных в приемниках-распределителях страны в 1997 году менее 3% имели отношение к криминальной среде. В том же 1997 году в исправительных учреждениях отбывали наказание 2,5% взрослого мужского населения страны. Это еще раз доказывает, что бездомность - портрет современного российского общества в крайнем проявлении.

Пункт 2 статьи 37 ЖК РСФСР предусматривает выделять `жилые помещения... вне очереди по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей`. Однако закон - одно, а действительность - другое. Огромная масса сирот, имеющих право на `жилые помещения`, т. е. на полноценное жилье (комнату или квартиру), получают комнату в общежитии. При закрытии предприятия, которому принадлежит общежитие, пополняется армия бездомных. Таким же образом, потеряв место в общежитии, становятся бездомными и те тысячи разведенных мужчин (женщины встречаются редко), которые после развода оставляют жилье семье и устраиваются на работу с общежитием.

Советский Союз был страной всеобщей юридической неграмотности. Это характерно и для современной России. В государстве, где в течение 70 лет изживали чувство собственности, всем имеющим жилье его просто `подарили`, не предприняв ни единой попытки объяснить, как обезопасить себя от посягательств на него. Государство сняло с себя ответственность за жилищную безопасность своих граждан. В 1991-1993 годах страну захлестнула волна квартирных афер. До сих пор каждая тридцатая сделка с недвижимостью в Москве - криминальная (данные ГУВД г. Москвы). Даже если суд докажет факт аферы, нет никакой гарантии, что пострадавший вернется в свое жилье, так как, по официальной статистике, в нашей стране исполняется только около половины судебных решений.

Человек оказался на улице. Что послужило этому причиной: его собственные неразумные поступки или объективные предпосылки, созданные государственной системой, не так важно. Главное - это наши соотечественники, попавшие в беду. Протянув руку самому отверженному сейчас, каждый в какой-то степени обезопасит свое будущее и будущее своих детей.


`Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь` (из ст. 41 Конституции Российской Федерации)


Первыми из государственных структур, кто осознал, что растущую армию бездомных нельзя проигнорировать, были санитарные службы: в 1994 году в двух дезотделениях города стали бесплатно проводить санитарную обработку бездомных. Эта мера значительно улучшила санитарную обстановку в городе. Медицинский персонал наших медпунктов стал отмечать, что заметно улучшился внешний вид наших пациентов, стали быстрее заживать раны, количество больных с кожными инфекциями также уменьшилось.

Следующего шага городских властей в сфере организации медицинской помощи бездомным пришлось ждать два года. В мае 1996 года Департамент здравоохранения г. Москвы издал приказ N 328 `Об организации противотуберкулезной помощи лицам без определенного места жительства`, а в августе того же года - приказ N 535 `О медицинском обеспечении лиц без определенного места жительства`.

В соответствии с последним приказом все амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники и диспансеры) должны оказывать первую медицинскую помощь бездомным вне зависимости от наличия у них удостоверения личности и страхового полиса, так как на обслуживание этих лиц есть специальная статья бюджета. На самом деле большинство лечебных учреждений старается оградить себя от бездомных граждан, для этого и выделены во всех округах поликлиника и ряд диспансеров для обслуживания бездомных, однако и туда имеют доступ не все.

Почему во многих лечебных учреждениях избегают принимать бездомных? Да потому, что медицинские работники, как и остальные жители России, не обладают объективной информацией, запуганы публикациями в прессе о чудовищной распространенности многих страшных болезней среди бездомных. Иногда эта информация извращена, а часто просто неверна. По статистике организации `Врачи без границ`, в 1997 году из 30 тысяч проконсультированных бездомных инфекционные и венерические болезни были выявлены у 2,1%, туберкулез - у 4%, чесотка - у 2%. Это ненамного больше, чем среди граждан, имеющих жилье.

Проведенное исследование установило, что из всех амбулаторных учреждений самые доступные для бездомных - это противотуберкулезные диспансеры (всех округов) и кожно-венерологические диспансеры (в двух округах), которые действительно обследуют любого пациента с улицы без ограничений бесплатно. В остальные поликлиники и диспансеры, выделенные в округах для обслуживания бездомных, последние попадают либо из регионального отделения милиции, либо из регионального приемника-распределителя, либо из местного Дома ночного пребывания (последний доступен только бывшим москвичам при наличии у них удостоверения личности).

Проживающие в Домах ночного пребывания имеют регистрацию, но даже при этом по существующему положению не могут получить полис обязательного медицинского страхования. Директорам этих Домов приходится в каждом отдельном случае договариваться о специализированном лечении своих постояльцев. В Санкт-Петербурге эта проблема решена. Все бывшие петербуржцы могут получить полис медицинского страхования в поликлинике по последнему месту регистрации.

К счастью, служба скорой и неотложной медицинской помощи хорошо выполняет приказы Комитета здравоохранения. Именно она часто остается последней надеждой для серьезно заболевшего бездомного. Справедливости ради следует отметить, что в самом Комитете здравоохранения Москвы не отказываются от своих слов и оперативно реагируют на каждое наше обращение при возникновении затруднений в оказании медицинской помощи бездомным. Но невозможно же постоянно работать `пожарником`!

Из всего вышесказанного можно заключить, что при существующей системе для 75% бездомных, обитающих в Москве, амбулаторная медицинская помощь остается недоступной. Этот `провал` и пытается прикрыть организация `Врачи без границ`.


Власть и бездомные


Отношение власти к бездомным изменяется в зависимости от характера государства. При тоталитарных режимах (петровские времена, советский период) преобладают репрессивные подходы к решению проблемы бездомности. Либерализация правления (начало ХХ века, настоящее время) приводит к некоторому ослаблению репрессий и попыткам принятия конструктивных решений.

Каково же отношение власти к бездомным в современной России? В тюрьму бездомного на один-два года за отсутствие паспорта, штампа в паспорте о регистрации или проживание в любом регионе страны не посадят. Однако и жить по-человечески при наличии одного из вышеперечисленных условий не дадут.

Вроде бы власть не бездействует. Вкладываются миллиарды рублей в создание ночлежек, в содержание двухсот с лишним приемников-распределителей. На содержание одного бездомного в Доме ночного пребывания в Москве ежемесячно расходуется 1,5-2 миллиона неденоминированных рублей, а на одного задержанного в приемнике-распределителе в 1997 году - около 3 миллионов рублей. (Как уже говорилось, в 1997 году через приемники-распределители страны прошло 350 тысяч человек. Посчитайте сами, сколько денег затрачено!)

Наличие приемников-распределителей оправдывается высоким уровнем преступности среди бездомных. Опять неувязочка. Данные МВД РФ свидетельствуют, что 97% задержанных могли бы и не проедать в течение месяца бюджетные деньги в камерах. За те деньги, которые на них потратили, можно было бы создать современную систему связи между подразделениями МВД и в кратчайшие сроки идентифицировать личности задержанных.

Почему до сих пор преимущественно милиция занимается бездомными (у нее и без этого немало забот), а система социальной защиты ограничивается в лучшем случае созданием ночлежек? Да потому, что властные структуры прежде всего не обладают достоверной информацией о причинах бездомности и людях, оказавшихся на `дне` общества. Безусловно, не только информация влияет на характер принимаемых решений. (Бюджетникам зарплату платить нечем, а тут еще бездомные.)

Яркий пример незнания проблемы `наверху` - проект федерального закона `О социальной реабилитации лиц, оказавшихся без определенного места жительства и занятий` (газета `Ваше право`. 1997. N 39), подготовленного сотрудниками Минтруда, Минюста и Госстроя. По прочтении этого законопроекта складывается впечатление, что разработчики видели бездомных только в программах `Времечко` и `Криминальная хроника`. (Ни в коем случае не хочу умалить значение этих уважаемых передач, но они демонстрируют, в основном самые крайние проявления нашей жизни.)

Восприятие бездомных как бродяг, алкоголиков и попрошаек порождает и методы решения проблемы. Со злом надо бороться! Кому бороться? Милиции.

А затем? Трудоспособных - в ночлежки (если есть), нетрудоспособных - в дома-интернаты. А дальше? НИЧЕГО.

Работать-то эти лица, по мнению властей, не хотят. Неправда! Каждый второй обращается к социальному работнику организации `Врачи без границ` с единственной просьбой - помочь трудоустроиться. Остальные, в большинстве, трудоустраиваются вопреки всем препонам.

Перманентная борьба с бездомностью в Москве обостряется во время проведения массовых мероприятий (выборы Президента, празднование юбилея города, Всемирные юношеские игры - ВЮИ). В эти периоды в наших медпунктах резко уменьшается количество обращений, а передвижной медпункт либо прекращает работу (не по нашей инициативе), либо принудительно перемещается в другое, непривычное для пациентов место.

В этом году, в связи с ВЮИ, руководство УВД ЦАО г. Москвы оперативно определило новое место парковки медицинского автобуса, но, к несчастью, оно оказалось напротив храма Флора и Лавра в начале Дубининской улицы. Настоятель храма сказал нам буквально следующее: `Ваши бомжи на вокзале, там и оказывайте им медицинскую помощь. Рядом с храмом не надо`. Так что понятие `ближний` на Вас, гражданин бездомный, не распространяется. Милиция не захотела конфликтовать с церковью. Нашли передвижному медпункту другое место. В каком государстве мы живем? В светском или клерикальном?

Ни ночлежки, ни приемники-распределители проблему бездомности не решат. Изменение отношения власти к бездомным как к равноправным согражданам, оказавшимся в беде, - непременное условие для начала формирования системы их социальной реабилитации, обеспечивающей возвращение к нормальной жизни.


Взгляд бездомного


`Не требуется имитировать активность в искоренении или оказании помощи бездомным - нужна всего лишь дееспособность и правовой механизм в оценке причин бездомности. Должен быть рынок работ с оплатой по факту. Должна быть действительная отмена прописки, т. е. настоящее разрешение свободы выбора места проживания и трудоустройства. Это без милицейского усердия резко изменит всю ситуацию. Это самое простое средство снять с общества извечную заботу о бездомных. Сначала не плодите их и уже потом, в этом заколдованном круге, придите к ним на помощь - от доступной бани до доступных заработков. А уж какие #8222;хрущебы` отвести под бездомных - вопрос технический. Трудоустроенный бездомный превращается уже в работающего человека с нерешенной жилищной проблемой` - так смотрит на проблему бывший профессор МГУ, а ныне бездомный Александр Васильевич Островский.

Более емкого определения путей выхода из ситуации не приходилось слышать ни от кого.


Будет ли бездомность завтра?


Да. Какое-то количество бездомных будет всегда. Это будут именно те 5%, которые при любом режиме выбирают подобный образ жизни, но остальные 95%, борющихся за выживание сейчас и пытающихся сохранить внешний вид обычного `домашнего` человека, перестанут быть изгоями. Уверенность в выздоровлении общества вселяет наша история. На земле нашей многострадальной Родины никогда не было спокойно. Всегда были нищие и бездомные, и во все времена призыв Владимира Мономаха: `Всего же более убогих не забывайте` - находил отклик в сердцах наших соотечественников. Как бы ни было тяжело, сострадание и милосердие к самым обездоленным не иссякало. Сейчас таких миллионы. Эти несчастные имели жилье, учились, получали профессиональные навыки (до 70% бездомных имеют среднее образование, 20-22% - среднее специальное, 8-10% - высшее). Они могут еще вернуться к жизни, если общество от них не отвернется. Только под девизом замечательного доктора Ф. П. Гааза: `Спешите делать добро` - можно надеяться на возрождение России.

Алексей НИКИФОРОВ, координатор программы помощи
бездомным в Москве организации `Врачи без границ`


Автор: Алексей НИКИФОРОВ
Дата публикации: 27.07.2004


2004 БОМЖ.Руhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 206047
Опублик.: 28.07.04
Число обращений: 232


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``