В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий РЯЗАНСКИЙ: Страсти по автогражданке Назад
Валерий РЯЗАНСКИЙ: Страсти по автогражданке
Государственная Дума намерена вернуться к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) и внесет в него изменения.

С этой целью депутаты готовят рекомендации для Правительства и страховых компаний. О том, какие настроения на этот счет имеются сегодня в Думе, рассказывает заместитель руководителя фракции `Единая Россия` Валерий РЯЗАНСКИЙ.

- Совсем еще недавно, когда шла кампания по выборам в Государственную Думу, о пороках автогражданки не говорил, пожалуй, только самый ленивый претендент от оппозиции на место в парламенте. Пропагандистские копья ломались с треском. А нынче что-то тихо в Госдуме по этому вопросу. Хотя известно, что у самих автовладельцев, которые с 1 июля 2003 года обязаны под угрозой штрафа страховать своих железных коней, имеется немало серьезных замечаний к закону об ОСАГО. Вам, Валерий Владимирович, не кажется странной такая ситуация?

- Если честно, не кажется. Волна против закона об автогражданке была поднята отдельными политиками исключительно из популистских соображений. Фамилий я называть не буду, некоторые из них и сегодня заседают в Госдуме. Но после выборов их интерес к закону, о котором речь, иссяк. А он ведь действует вовсю. На настоящий момент договоров страхования ОСАГО заключено уже более 20 миллионов. Для сравнения: в октябре их было в четыре раза меньше. Хотя, конечно, замечаний к системе такого страхования в народе немало. Мы решили поднять этот вопрос в Государственной Думе.

- И можете даже поставить вопрос, необходима ли вообще система обязательного страхования? Ведь не секрет, что в обществе не все понимают, зачем нужна такая принудиловка. Жили, мол, раньше без нее, проживем и сейчас...
- Ставить такой вопрос было бы более чем странно. Сегодня, извините, даже ежу понятно, что гражданам и юридическим лицам необходима гарантия возмещения ущерба, который им может быть причинен при ДТП. А более эффективного инструмента, чем страхование, до сих пор не придумано. Между прочим, это понимали и в Советском Союзе. Знаете ли вы, что еще в 1924 году данный вопрос считался актуальным? Да-да, уже тогда он был поставлен в первый раз. Естественно, как бы мы сказали сейчас, - виртуально. Потом к нему возвращались на рубеже 60 - 70-х годов, а в 1992 году соответствующий закон был принят в первом чтении. Но дальше дело не пошло по известным причинам.

- Вот-вот, при советской системе вполне возможным было введение обязательного страхования. Тогда на демократию смотрели известно как. Иное дело сегодня. Вам не кажется, что введение обязательного страхования есть нарушение основ истинной демократии?
- Не кажется. Я отношу норму об обязательном страховании ответственности пользователей автомобилей как раз к завоеваниям демократии. Она защищает права пострадавших в ДТП, коих у нас ежегодно случается до четверти миллиона. Лишь с распадом советской системы и переходом к рыночной экономике положение и в этой области удалось приблизить к тому, что имеет место в остальном мире. К слову, на сегодня вне системы обязательного автострахования эксплуатируется всего 8 процентов мирового автопарка. В европейских странах вообще такого нет.

- Думаю, сравнение нас с Европой не совсем корректно. Там народ живет побогаче. Для них так называемая автогражданка не столь обременительна. У нас же получилось вообще, на мой взгляд, недопустимое. Правительство, внося законопроект об обязательном автостраховании, обещало, что владельцам `Жигулей` страховка обойдется в 300 - 400 рублей в год, собственникам подержанных иномарок в 1500 - 2000 целковых, новых - не более 4000. На деле же платить приходится в несколько раз больше! Вот и заворчали люди.
- Поэтому, как я сказал, мы и инициировали парламентские слушания для обсуждения ситуации с ОСАГО. Наша позиция сводится к следующему: сделать так, чтобы обязательное страхование автомобилей, как частных, так и принадлежащих предприятиям и учреждениям, было справедливым. Сегодня, должен признать, Правительство установило тарифы с заметным превышением. Произошло это потому, что автостраховщики, объединенные в ассоциации, умело пользуются лоббистскими приемами. Автолюбители же разобщены, и голоса их почти не слышны. А они, считаю я, должны выступать более жестко, потребовав для начала точную статистику доходов и расходов страховых компаний. Между прочим, есть информация, что пока расходы страховых компаний по ОСАГО составили за 6 месяцев 5 миллиардов рублей, в то время как страховые взносы автолюбителей - 10 миллиардов. Правда, сами страховщики отрицают такую статистику, указывая, что за полгода количество требований о страховых выплатах выросло в 10 раз.

- И все-таки на сегодняшний день какие рекомендации вызревают в вашей фракции? Что, по-вашему, следует поправить в законе об автогражданке?
- До получения объективных статистических данных о доходах и расходах автостраховщиков говорить об этом рано. Если убедимся, что доходы их и в самом деле значительно превышают расходы, а я думаю, что так оно и есть, - будем рекомендовать понизить тарифные ставки. К слову, надо критически посмотреть, кто должен устанавливать такие тарифы - Правительство своими решениями или Дума в законодательном порядке. Лично я считаю, что справедливее поручить это дело Думе. Будет меньше волюнтаризма. Пока же автостраховщики ведут себя явно нецивилизованно по той причине, что им это позволено Правительством.

- Какие еще меры можно рекомендовать?
- Из других моментов я выделил бы ситуацию с людьми престарелого возраста, с ветеранами и особенно инвалидами. Им нужно создавать льготные условия страхования. При этом, считаю, расходы здесь должно взять на себя государство, тем более по автомашинам, предоставленным инвалидам органами социальной защиты бесплатно. Кроме того, будет правильным дополнить закон нормой, предусматривающей возможность страхования по сезонам, так как часть автолюбителей не пользуется машинами зимой; многие используют машины лишь в летний период для поездок на дачи, садовые участки или просто на природу. А вот что касается действующей сейчас нормы, по которой размер тарифа зависит от водительского стажа, то, полагаю, сохранять ее едва ли следует. Не секрет ведь, что среди наших водителей-любителей есть такие, которые права получили еще в советское время, а за рулем фактически не сидели. Сомнительной считаю я и идею ввести режим выходного дня, чтобы страхование распространялось только на субботы, воскресенья и прочие дни отдыха.
В заключение скажу, что у депутатов партии `Единая Россия` есть твердый настрой не позволить автостраховщикам наживаться на законе об автогражданке.

Борис КРОТКОВ.
18 июня 2004 г.
Ежедневная транспортная газета http://nvolgatrade.ru/

Док. 206030
Опублик.: 27.07.04
Число обращений: 723

  • Рязанский Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``