В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Общественные организации
1. Правозащитные организации
2. Женские организации
3. Детские организации
4. Экологические организации
5. Патриотические клубы
6. Культурные и творческие союзы
7. Профессиональные союзы
8. Организации по месту жительства и местного самоуправления
9. Научные и образовательные организации
10. Ветеранские организации
11. Молодежные организации
12. Спортивные организации
13. Общественные религиозные организации
14. Другие некоммерческие (ассоциации, организации вкладчиков и т.д.)
15.Организации соотечественников и граждан России, находящихся за рубежом
16.Международные организации
17.Представительства России за рубежом
18.Зарубежные представительства в Москве
19. Независимые Российские СМИ
20. Благотворительные организации
21. Организации инвалидов
Информация о центре содействия реформе уголовного правосудия Назад
Информация о центре содействия реформе уголовного правосудия
Центр содействия реформе уголовного правосудия - старейшая правозащитная организация, которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания.

Центр был создан в 1988 году бывшими политзаключенными, при горячей поддержке академика Андрея Сахарова, который до последних дней своей жизни (декабрь 1989) активно сотрудничал с нами.

Наша главная цель
Основатели Центра знали о бесчеловечных условиях существующих в наших тюрьмах и лагерях не понаслышке и понимали, что переход от тоталитаризма к демократии в нашей стране невозможен без преодоления наследия ГУЛАГа. К 1991 г. Центр разработал программу законодательных и других предложений, направленных на гуманизацию условий содержания заключенных, проведение тюремной и судебной реформ. Но прежде всего надо было начать процесс сокращения численности тюремного населения Россия, ведь и государству с более благополучной экономикой было бы трудно обеспечить условия для простого выживания такой огромной армии заключенных и сотрудников пенитенциарных служб (сейчас около полутора миллионов).

Успехи и неудачи реформ
В 1992 году Верховным Советом РСФСР был принят закон о внесении изменений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР). В этом законе были учтены основные предложения Центра, направленные на значительное смягчение условий содержания заключенных.

Закон предусматривал:


отмену жестоких дисциплинарных наказаний и неоправданных ограничений (таких наказаний, например, как лишение свиданий с родственниками, посылок и передач, права приобретать на заработанные заключенным деньги продукты в магазине учреждения; права самому решать - стричься ли заключенному наголо, иметь свой радиоприемник и т.п.);
запрета на посещение пенитенциарных учреждений активистами неправительственных организаций (НПО), журналистами, священниками;
право на свободу вероисповедания и личную безопасность;
право на отпуск и телефонные переговоры и т.п. (такое право до сих пор имеют заключенные далеко не всех стран).
В последующие годы сотрудники Центра участвовали в работе и над другими законами в сфере уголовного правосудия и исполнения наказания, в проведении судебной реформы. Центр немало способствовал первым успехам судебной реформы в нашей стране. В 1994 г. директор Центра Валерий Абрамкин был назначен членом Совета по судебной реформе при Президенте РФ. К сожалению, в последние 5 лет процесс судебной реформы не только замедлился, но и пошел вспять. Во многом, это было связано с тем, что реформы встретили ожесточенное сопротивление со стороны консервативных политических сил и ведомств (Прокуратуры, МВД и др.). В условиях роста преступности позиция консерваторов находила поддержку у значительной части общества: многие люди считают, что единственно эффективное средство борьбы с преступностью - тюрьма. С 1991 по 1998 годы количество заключенных в России выросло в полтора раза, перевалив за миллион человек. Это привело к ухудшению положения заключенных и расширению туберкулезной эпидемии, средств на борьбу с которой у государства не было.

Организация общественной поддержки реформ
Преступность и проблемы, связанные с ней, во всех странах мира представляют собой предмет острого интереса и беспокойства населения, СМИ, политиков. Как показывает международный опыт, программы преобразований, направленные на смягчение уголовной политики, гуманизацию уголовного наказания, обречены на провал без проведения активной пропагандистской и информационной работы, организации широкой общественной поддержки реформаторским силам.

Именно поэтому одно из главных направлений деятельности Центра: организация широкой политической и общественной поддержки реформаторским силам в России. Задачи этого направления: привлечь внимание СМИ, всего общества органов власти к тревожному положению, сложившемуся в пенитенциарной системе, дать точное представление о тех глобальных катастрофических последствиях, которыми грозит промедление в проведении реформ. В рамках решения этих задач Центр выпустил сотни книг, брошюр, буклетов, листовок и плакатов, подготовил более тысячи публикаций, аудио и видео сюжетов для СМИ.

Важную роль в просветительской и пропагандистской работе Центра играет еженедельная радиопередача о проблемах заключенных `Облака`, которая выходит на волнах государственной радиостанции `Радио России` с 1992 года и принимается на всей территории нашей страны. По опросам, проведенным фондом `Общественное мнение`, эту передачу слушает 25% взрослого населения России, не считая заключенных.

Большой общественный резонанс вызывает выставка Центра `Человек и тюрьма`, которая дважды экспонировалась в Государственной Думе, в различных залах Москвы и о многих других городах. В 1998-2001 гг. выставку посетило более 100 тысяч человек.

Сегодня значительная часть населения России уже понимает: последствия проводимой уголовной политики, абсурдные способы `борьбы с преступностью` стали страшнее самой преступности. Мы знаем об этом по десяткам тысяч писем, которые приходят в Центр, по результатам социологических исследований. Так, 65% опрошенных фондом `Общественное мнение` в десятках регионов России считают, что улучшение условий в тюрьмах является важнейшей государственной задачей.

Наши сегодняшние планы
Изменения, произошедшие в общественном сознании в последние годы, оказали существенное влияние на политиков, функционеров федеральных и региональных органов власти. После перехода СИЗО и колоний из МВД в Министерство юстиции РФ (1998 г.), руководство этого министерства выступило инициатором кардинального изменения уголовной политики российского государства. Разработана программа мер по сокращению численности заключенных. Конкретные шаги, предпринятые Главным управлением по исполнению наказаний (ГУИН) Минюста, уже принесли первые положительные результаты: в 2000 г. тюремное население России уменьшилось на 140 тысяч человек. Впервые со времен сталинского ГУЛАГа Россия уступила место тюремного лидера США. Теперь в России 640 заключенных на сто тысяч населения, а в США более 700.

В марте 2001 года Президент РФ подписал Федеральный Закон `О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации`. Он направлен на дальнейшее сокращение количество заключенных в России. Проект закона был разработан ГУИН Минюста РФ, и активно поддерживался российскими НПО.

Российские исправительные учреждения становятся все более проницаемыми и открытыми для правозащитников и журналистов. Руководство ГУИН хорошо понимает, что реализация задуманных преобразований требует не только законодательных изменений, но и социальной реформы. А она невозможна без включения в процесс реформ институтов гражданского общества. Позиция ГУИН находит понимание у неправительственных организаций. Совместно с другими НПО Центр проводит общественную кампанию в поддержку судебной и тюремной реформы.

Одна из важных задач - сотрудничество с персоналом пенитенциарных учреждений. Мы хорошо понимаем, что законодательные новшества сами по себе в жизнь не входят, для этого прежде всего нужны работники, способные их не только понять, но и принять. В последние годы, особенно после перехода учреждений УИС в ведение Министерства юстиции, среди руководителей региональных управлений по исполнению наказаний и сотрудников пенитенциарных учреждений такие люди появляются.

Еще одно направление деятельности Центра - создание государственных и общественных служб допенитенциарной и постпенитенциарной помощи. Понятно, что процесс сокращения численности заключенных только за счет смягчения уголовной политики не может стать долговременным и устойчивым. Сокращение потока на входе в тюрьму и увеличение потока на выходе из нее приведет к увеличению численности людей, положение которых заставляет их совершать преступления, и росту преступности. В этом случае, нетрудно предугадать реакцию населения, а вслед за ним - и политиков, на смягчение уголовной политики. Именно поэтому уже сейчас российскому государству и обществу необходимо принимать срочные меры по созданию сети служб, которые будут способны оказывать действенную помощь осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и освобождающимся из мест лишения свободы.

* * *

Центр работает также в области правового просвещения населения, выпуская брошюры и буклеты в помощь заключенным, их родственникам, сотрудникам уголовно-исполнительной системы (серия `Знай свои права!`), мониторинга прав человека и текущего законодательства, оказания благотворительной помощи заключенным, проводит социологические исследования и др.



Директор Центра Валерий Абрамкинhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205978
Опублик.: 26.07.04
Число обращений: 555


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``