В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.А. Мунтян: Постиндустриальное общество и глобальная цивилизация Назад
М.А. Мунтян: Постиндустриальное общество и глобальная цивилизация
МОНОГРАФИЯ

МОСКВА 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема мирового развития уже достаточно длительное время предстает в качестве центральной теоретической загадки обществоведения всех стран и народов. Сотни ученых пытаются заглянуть за кулисы истории, чтобы возвестить грядущее в сколько-нибудь определенной интерпретации и тем самым обуздать естественный страх людей перед неведомым. Одни из них выдвигают идеи, формулируют концепции, создают социальные проекты, экстраполируют в будущее тенденции, определяющие содержание дня сегодняшнего, пытаются предугадать явления, которые еще не случались в жизненной практике человечества, задабривают будущее дежурным оптимизмом, оставаясь в рамках научных воззрений. Другие из-за нехватки воображения или его чрезмерного избытка запросто объявляют о `конце истории`, об апокалиптическом финале грозных глобальных проблем и т.п. И все же среди множества интерпретаций различных путей продвижения человечества в свой завтрашний день выделяются две идеи, две научные концепции второй половины ХХ столетия - устойчивого развития и постиндустриальной цивилизации. У обеих есть многочисленные последователи и приверженцы, но есть и немалое число критиков. Как это часто бывает в жизни, родившись почти одновременно, сосуществуя в едином времени и в одном и том же творческом пространстве, обе идеи-концепции так были заняты собственным укоренением в науке и так стремились доказать свою потребность самой жизни, что мало обращали внимания друг на друга. Их адепты же ревниво прорывали на всякий случай разделительные рвы.

Сравнительный анализ этих концепций, вероятно, казался неуместным из-за разноприродности истоков лежавших в их основе идей: устойчивое развитие вело свою родословную от заключения Дж.- С. Миля, одного из родоначальников либерализма, о необходимости `совмещения экономики и естественных пределов Земли`, концепции `равновесного мира` Л. Мэмфорда, а в России - от мечты К.Э. Циолковского о бессмертии человеческого рода и становлении сферы разума В.И. Вернадского, в то время как основатели теории постиндустриализма Д. Белл и Э. Тоффлер сами называли себя `постмарксистами`, Д. Харвей утверждал, что `логику развития постиндустриализма нельзя объяснить без марксизма`, Г. Маркузе и А. Турен принадлежали к левоориентированным кругам европейских интеллектуалов и т.д. Сопоставление двух концепций осложнялось еще и тем, что устойчивое развитие было рекомендовано представителями 179 государств мира, участвовавшими в Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в качестве `кодекса экологического поведения` для всех субъектов международных отношений, в то время как концепцию постиндустриального общества каждый автор формулирует и трактует так, как ему кажется правильным и справедливым: Дж. Лихтхайм назвал его `постбуржуазным обществом`, Р. Дарендорф и П. Дракер - `посткапиталистическим`, Г. Кан и Г. Маркузе - `постэкономическим`, С. Алстром - `постпротестантским`, Р. Сейденберг - `постисторическим`, Г.Х. Попов - `постсоциалистическим`, А. Турен - `программированным обществом`, М. Понятовски - `телематическим` и т.д.
Настоящая работа представляет собой первую попытку сравнения устойчивого развития и постиндустриального общества как идей, научных концепций и конкретных проектов сознательного вмешательства человека в объективно стихийный процесс мирового развития, сталкивая уже существующие на этот счет точки зрения и суждения, но прежде всего выискивая моменты и элементы совпадений, тождества, схожие реакции на реалии современного мира, однородные исходные теоретические позиции. Анализ возможностей рассмотрения двух научных концепций в единой теоретической системе, начатый в рамках настоящей работы, создает перспективное поле для будущих научных исследований, которое будет `окультурено` учеными-обществоведами уже в ХХI веке. Настало время осуществления некоего теоретического синтеза этих и многих других теорий в единую социально-гуманитарную концепцию, прогнозирующую реальную возможность продолжения бытия человечества в новом тысячелетии. Необходимость формирования единой обществоведческой концепции на базе множества ныне существующих теоретических построений диктуется не только внутренними интегративными тенденциями развития социально-гуманитарной научной мысли. Это стремление к единству отображает и необходимость выживания человечества и сохранения биосферы в ходе решения глобальных проблем для обеспечения последующего развития на планете. Эти цели могут быть реализованы лишь в глобальном ракурсе и при условии единения всего мирового сообщества и гармонизации его взаимоотношений с окружающей природной средой.

viperson.ru http://nvolgatrade.ru/

Док. 205741
Перв. публик.: 16.07.04
Последн. ред.: 15.11.11
Число обращений: 1188

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``