В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Молдавии террористов назвали национальными героями Назад
В Молдавии террористов назвали национальными героями
Страсбургскому суду предстоит пройти проверку на объективность.Недавно он обязал Россию выплатить 600 000 евро, а Молдову - 200 000 евро людям, над которыми по нормам международного права необходимо организовать трибунал за совершенные ими преступления. Сейчас же в Страсбургском суде решается судьба жалобы против Молдавии и Румынии, поданной Людмилой Гусар - женой человека, убитого членами террористической группы `Бужор`. Как рассказала обозревателю Страны.Ru Филиппу Стеркину адвокат Татьяна Боголюбская, представляющая интересы г-жи Гусар, пока вопрос о приемлемости этой жалобы не решен, хотя нарушение прав ее доверительницы налицо: представители молдавской прокуратуры не только не провели расследование убийства Александра Гусара, но в беседах с ней называли Илие Илашку национальным героем. В ближайшее время Страна.Ru также опубликует интервью с вдовой убитого.

- Татьяна Валентиновна, расскажите, как был убит Александр Гусар?

- Гусар был санитарным врачом, общественным деятелем, этническим русским и выступал против вооруженной агрессии Молдовы. Его убили 8 мая 1992 года, а незадолго до этого ему несколько раз угрожали по телефону, говорили, что на 9 мая его семья получит подарок, от которого умоется кровью. Ранее было совершено еще и покушение - во двор его дома бросили гранату.

К преступлению Илашку и его сообщники (Гарбуз, Лешку, Иванцок, Петров-Попа и Годияк - ред.) готовились очень тщательно. Илашку был идейным вдохновителем и организатором. Они были на машине, но решили подстраховаться и захватить еще одну. Для этого они остановили машину с молдаванином по фамилии Чернов, который возвращался из роддома, куда только что отвез свою жену. Зная, что Гусар имеет привычку помогать водителям, у которых поломалась машина, Гарбуз остановился, открыл капот и сделал вид, что он копается в двигателе.

Гусар действительно остановился и вышел из машины. Как только он подошел к Гарбузу, его ударили прикладом по голове и затолкали в машину. В машине через какое-то время они выстрелили ему в голову, а тело потом сожгли. Но эксперты не смогли однозначно ответить на вопрос, был ли еще жив Гусар, когда они подожгли его.

Потом они стали думать, что делать с Черновым. Свидетели им были не нужны и спасло его только то, что он вовремя догадался перейти с русского на молдавский. Поняв, что перед ними молдаванин, они позвонили Илашку и спросили, как поступить. Он не сразу принял решение, но потом приказал отпустить Чернова. Однако его заставили написать заявление о добровольном сотрудничестве с Министерством внутренних дел Молдовы. И только его показания впоследствии помогли изобличить их. Они планировали и другие преступления, и лишь их арест позволил предотвратить теракты - взрыв моста, Дома советов в Тирасполе и нефтепровода. Все это они делали, чтобы деморализовать население Приднестровья.

- Илашку и его сообщники утверждают, что арестовали их военнослужащие российской 14-й армии. Это действительно так? Ведь этим утверждением во многом было обусловлено то, что Страсбургский суд признал Россию надлежащим ответчиком.

- В деле нет ни одного доказательства участия в задержании членов группы `Бужор` (`пион`, по-молдавски - ред.) военнослужащими 14-й армии. Илашку и его сообщники были арестованы оперативными работниками. При аресте велась фотосъемка и видно, что арестовавшие его были в милицейской форме. В протоколах задержания сотрудники 14-й армии также не фигурируют.

- Почти все участники этого преступления, кроме Илашку и Лешку, признались в убийстве Гусара. Но потом они отказались от своих показаний. Как вы считаете, было ли оказано на них давление в ходе следствия?

- Я его не вела и не могу утверждать что-либо. Но когда я приняла поручение от Людмилы Гусар, то попросила ее представить мне копии расследовавшегося в Тирасполе уголовного дела об убийстве Гусара и Остапенко (председатель исполкома - ред.) и о причинении тяжких телесных повреждений водителю Остапенко Калошину. Я 30 лет в общей сложности работала следователем, народным заседателем, адвокатом и могу сказать, что следствие было проведено в основном качественно и добротно. В материалах были достаточные основания для того, чтобы сделать вывод о том, что Илашку и его сообщники причастны к этим убийствам. Все подозреваемые за исключением Илашку и Лешку давали признательные показания, которые были записаны на видео. Очень подробные показания дал Гарбуз, который принимал активное участие в убийстве Гусара. Судя по его поведению на следствии и в суде, он раскаялся и не стал обращаться в Страсбургский суд. Во время видеосъемки на начальном этапе расследования они не производили впечатления людей, на которых оказывали сильное давление, пытали или били. В результате изучения представленных мне Людмилой Гусар копий материалов уголовного дела и видеоматериалов лично у меня сложилось убеждение, что убийство Остапенко и Гусара совершили арестованные приднестровскими властями члены группы Илашку.

Тут есть еще один любопытный факт. К делу была приобщена их переписка в тюрьме, которую удалось перехватить. Из этих писем видно, что Илашку был взбешен, узнав, что его сообщники дали признательные показания. А одного из них - Иванцока, который подробно рассказал об убийстве Остапенко, он и вовсе пытался довести до самоубийства. Есть заключение психиатра, который подтвердил, что Илашку склонял его к суициду.

- Как вам кажется правовым или политическим было решение Страсбургского суда по делу Илашку?

- Я не видела материалов этого процесса, и не могу судить, насколько обоснованным было постановление Страсбургского суда. Но я считаю, что это было политическое решение. Ведь ту же Людмилу Гусар отказались допустить в процесс в качестве третьей стороны. Ее просто не пустили на заседание, когда суд два года назад приезжал в Тирасполь. Хотя ее стоило бы заслушать как свидетеля, который присутствовал на всех судебных заседаниях по делу Илашку и участвовал в деле на этапе предварительного расследования.

- Вы ведь тоже подали жалобу в Страсбургский суд?

- Да, наша жалоба была направлена против Молдовы и Румынии 19 августа 2002 года. Пока мы получили только письмо о присвоении нашей жалобе номера.

- А при чем тут Румыния?

- Оружие и боеприпасы были румынского производства. Что касается Молдавии, то в деле есть доказательства того, что Илашку инструктировали в Министерстве нацбезопасности Молдовы, и именно там он получил деньги, которыми потом расплачивался с сообщниками. Гарбуз показал, что 12 мая 1992 года группа `Бужор` приехала в Кишинев, где в здании МНБ Молдовы их встретил советник министра нацбезопасности Харя Валириу. Харя тогда прямо сказал, что они не должны были оставлять в живых свидетеля Чернова. Там перед ними и поставили задачи по совершению новых терактов. Потом они тренировались в тире, им выдали форму гвардейцев и оружие. Илашку также рассказал своим соучастникам, что встречался с министром нацбезопасности Молдовы, и они обсуждали с ним доставку из Румынии в Молдову четырех авиационных бомб для взрывов.

- А на нарушение каких статей Европейской конвенции о защите прав человека вы жалуетесь?

- На нарушение ст. 2 `Право на жизнь` и ст. 13 `Право на эффективное средство правовой защиты`. Мы считаем, что молдавские власти отказали нам в правосудии, отказавшись расследовать дело об убийстве ее мужа.

Представители официального Кишинева говорят, что они не могли проводить следственные действия на территории мятежного Приднестровья. Но власти ПМР, как я говорила, провели свое расследование. Следователи пришли к выводу, что некоторые сотрудники силовых ведомств Молдавии причастны к этому убийству. Они направили запрос в прокуратуру Молдовы с просьбой произвести выемку в МНБ пропусков, по которым Илашку, Гарбуз, Иванцок и другие члены `Бужора` проходили в здание министерства, а также допросить сотрудников МНБ. Но ответа не последовало.

- Но ведь дело по факту убийства Гусара было возбуждено и в Кишиневе?

- Да, но в 2000 году оно было приостановлено на основании того, что не было установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого. И это при том, что в это время подозреваемые находились под арестом в Тирасполе.

Зато 3 февраля 1994 года Верховный суд Молдовы отменил приговор Тираспольского суда Илашку и его соучастникам, и направил дело на новое рассмотрение в прокуратуру. Разумеется, это решение не было исполнено, и все подсудимые остались в тюрьме. Но и молдавская прокуратура никакого расследования не провела. Кроме того, в этом решении суда об Илашку и остальных фигурантах говорили как о политзаключенных. А Людмилу Гусар как потерпевшую в нарушение действовавшего тогда УПК Молдовы не вызвали для участия в процессе.

Всего Людмила Гусар направила в Генпрокуратуру 3 жалобы. В марте прошлого года я приезжала в Генеральную прокуратуру Молдовы, чтобы узнать, чем закончилось расследование. Но в Генеральной прокуратуре нам сказали, что Илашку - национальный герой Молдавии, а жалобы из Приднестровья они вообще не регистрируют. Однако я все же заставила их зарегистрировать жалобу. Я пыталась пробиться на прием к кому-нибудь из руководства прокуратуры, но все они внезапно заболели или уехали по каким-то срочным делам. И лишь когда я сказала, что мы подаем жалобу в Страсбургский суд, меня все-таки приняли. И опять я услышала, что Илашку - герой.

Таким образом, в производстве Генпрокуратуры Молдовы находятся 2 уголовных дела по факту убийства Гусара: возбужденное в Молдове и второе - в Приднестровье, по которому был принесен прокурорский протест на решение Верховного суда ПМР. И ни по одному из них власти Молдовы не произвели надлежащего расследования. Хотя реакции прокуратуры требовал уже сам факт издания Илашку в 1990 году так называемого постановления N 6, в котором он говорит о `ликвидации врагов молдавского народа`.

- А какую сумму требует Людмила Гусар в качестве компенсации?

- 49 500 евро. Но после такого решения Страсбургского суда по жалобе Илашку мы значительно увеличим наши требования.

- Почему родственники Остапенко и сам Калошин не захотели обращаться в Страсбургский суд с жалобой на бездействие молдавских властей?

- Их попросту запугали. Людмиле Гусар тоже угрожали и продолжают угрожать, но она женщина не робкого десятка и решила идти до конца. Несколько раз оскверняли могилу Гусара.

- Сейчас Людмила Яковлевна живет в Приднестровье?

- Да, она продолжает жить там со своей семьей и по сей день. Она гражданка России. Людмила очень хрупкая, но очень сильная духом женщина, которая поставила целью своей жизни добиться справедливости в деле об убийстве ее мужа, чтобы международное сообщество дало оценку этому преступлению.

Она стала инвалидом после смерти мужа. Вы знаете, это, конечно, не имеет отношения к делу. Но Илашку - человек, с которым смерть идет рука об руку. На следующий день после убийства Гусара умерла мать Александра. А уже после того, как Илашку освободили, и он стал румынским сенатором, он сбил человека.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205710
Опублик.: 15.07.04
Число обращений: 151


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``