В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Абрамовича побеспокоят Назад
Абрамовича побеспокоят
Владелец `Сибнефти` и чукотский губернатор Роман Абрамович пользуется нерядовым интересом правоохранительных органов давно. Однако, сейчас концентрация признаков внимания подходит к критической. После того, как в марте этого года налоговики предъявили счет `Сибнефти` на 1 млрд долларов в качестве недоимки за 2000-2001 годы, очередные обвинения, выдвинутые в среду Счетной палатой, прозвучали угрожающе.

Как заявил журналистам в понедельник аудитор Михаил Бесхмельницын, Счетная палата взялась за проверку двух десятков дочерних компаний `Сибнефти`. По предварительной информации, эти компании не доплатили налогов на сумму почти 10 млрд. рублей.

По словам Бесхмельницына, принадлежащие `Сибнефти` хозяйствующие субъекты, используя оффшорные зоны, обманули государство на 9,8 миллиарда рублей. Речь идет о 20 компаниях, зарегистрированных в Анадыре (Чукотский автономный округ). Окончательные выводы в отношении этих компаний сотрудники Счетной палаты намерены представить в сентябре этого года.

Еще весной информацию о проверке `Сибнефти` озвучивал глава Счетной палаты Сергей Степашин. `Сибнефть` использовала в оффшорных зонах труд инвалидов, а потому платила налог на прибыль по ставке 5,5% (при том, что ставка без льгот составляет 24%, из них 11% уходит в федеральный бюджет, 13% - местным властям). Опираясь на эту информацию, в марте 2004 года Министерство по налогам и сборам предъявило `Сибнефти` дополнительный счет на оплату около 1 миллиарда долларов в счет налоговой недоимки за 2000-2001 годы.

Институт финансовых исследований публиковал информацию о том, что используя различные, чаще даже законные схемы, нефтяные компании не доплачивают в бюджет огромные суммы в рамках `оптимизации налоговой базы`. По данным Института, шесть крупнейших российских нефтяных компаний не доплатили государству не менее 4-5 миллиардов долларов. В числе наиболее часто используемых схем упоминались механизм трансфертного ценообразования (продажа нефти дочерним предприятиям по заниженным ценам), регистрация нефтетрейдеров в оффшорных зонах и переработка давальческого сырья.

В частности, `Сибнефти` инкриминируется, что она в эти годы с помощью трансфертных цен превращала на бумаге прибыльные добывающие компании в убыточные, а прибыльными при этом получались торговые компании, зарегистрированные в оффшорных зонах с минимальным налогообложением. По приблизительным оценкам, только эта схема позволяла нефтяникам уменьшать налоговые отчисления в российский бюджет примерно вдвое.

Сергей Степашин прокомментировал весной эти данные так: `Эти средства уходили по закону, но сегодня закон изменен`. Действительно, система налогообложения нефтянки в корне изменилась, когда был введен налог на добычу полезных ископаемых, заменивший налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, одновременно ввели плату за пользование недрами (роялти) и акциз на нефть. Но эти изменения произошли в 2002 году.

Получается, что к `Сибнефти` по букве закона придраться все-таки не за что. Ведь нет никаких указаний на то, что труд инвалилов был использован незаконно, то же можно сказать и о регистрации трейдеров в оффшорных зонах. Однако, при всей своей непубличности Роман Абрамович персона настолько яркая, что привлекает внимание не только правоохранительных органов, но и дает много пищи для обсуждений в обществе уже с тех пор, когда его объявили главным финансистом `семьи`. Чего стоит его покупка английского футбольного клуба `Челси`, которая не дает покоя многим. Мало того, что ему сделал строгое заочное замечание Сергей Степашин, либеральный министр Герман Греф высказался в том духе, что если это так задело общество, то есть основания говорить о моральных обязательствах олигарха перед страной.

Так что же может дать проверка Счетной палаты, у которой нет полномочий расследовать дела и выносить вердикты с правовыми последствиями? Но на выводы Сергея Степашина может отреагировать Генеральная прокуратура и начать свое расследование. И в этом случае результат может оказаться совсем другим. Ведь грань между так называемой минимизацией налогов и уклонением очень тонкая, и если правоохранительные органы пролучат доступ к внутренней информации компании, то вполне можно будет обнаружить реальные нарушения. Например, как это случилось по делу Михаила Ходорковского, когда выяснилось, что, скажем, при доходах в 5 млн. долларов были уплачены налоги в 4 тыс. рублей, а при проведении аукциона на `Апатит` все претенденты дружно отказались в нем участвовать, и победила компания, предложившие наихудшие условия. Иными словами, поработать есть с чем.

Не стоит забывать, что не так давно власти причислили налоговые преступления к разряду самых тяжких.

В настоящее время Счетная палата России проверяет и другие нефтяные компании. Так, до конца текущего года должна завершиться проверка финансово-хозяйственной деятельности компании `Лукойл` за 2002-2003 годы и истекший период 2004 года. Ранее руководители этой компании уже каялись публично в том, что формально занижали прибыль, но впредь обещали платить налоги полностью. `Лукойлу` уже приходилось ранее выплачивать `сэкономленные` налоги. Тщательно проверяются даже государственная `Роснефть` и `Транснефть`. Основная цель проверки - выявление добросовестности этих налогоплательщиков и определение новых схем ухода от налогов. Тем не менее, три перечисленные компании сегодня относятся Счетной палатой к `белому списку` - найти у них такие же злоупотребления, как у `Сибнефти`, аудиторы не ожидают.



Николай Чеховский
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205709
Опублик.: 15.07.04
Число обращений: 152


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``