В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зона конфликта на Северном Кавказе расширяется Назад
Зона конфликта на Северном Кавказе расширяется
`Зона конфликта на Северном Кавказе расширяется`, - так прокомментировали представители Правозащитного центра `Мемориал` случившееся в Ингушетии в ночь с 21 на 22 июня. На пресс-конференции 13 июля правозащитники представили журналистам результаты совместной миссии в Республику Ингушетия и Чеченскую Республику Правозащитного центра `Мемориал`, Московской Хельсинкской группы и Международной Хельсинкской Федерации.

`Весь последний год правозащитники с настойчивостью заевшей пластинки твердили, что конфликт расползается. Что многое из ранее наблюдаемого только в Чечне стало реальностью и для Ингушетии. `Исчезновения` людей, пик которых пришелся на март 2004 года, адресные операции, произвол силовиков, похищение помощника прокурора республики Рашида Оздоева, осмелившегося написать в Генеральную Прокуратуру РФ докладную записку о художествах УФСБ Ингушетии, машины с тонированными стеклами без номеров, экспансия кадыровцев, - все это напоминало Чечню`, - заявила программный директор Московской Хельсинкской группы Татьяна Локшина.

По мнению правозащитников, действия российских федеральных сил в Ингушетии накануне партизанской акции боевиков не отличалась от практики `исчезновений` и внесудебных казней задержанных, применяемых федералами в Чечне.

Председатель Совета Правозащитного центра `Мемориал` Олег Орлов, характеризуя каждодневную практику многочисленных силовых ведомств, действующих в Ингушетии, нашел возможным сказать о `нарастающем вале похищений и расправ` на территории республики. `Прокуратура республики по нашим сигналам и обращениям родственников похищенных возбуждает уголовные дела, но вскоре прекращает их, не будучи в состоянии найти виновных`, - добавил он.

После трагических событий 21-22 июня 2004 г. в Республике Ингушетия начались активные следственные мероприятия с целью выявить участников вооруженной акции и пособников боевиков. В компактных поселениях чеченских беженцев начались проверки, спецоперации и массовые задержания. На территории Ингушетии не осталось крупных палаточных лагерей, но сохранились места компактного проживания (МКП) вынужденно переселенных лиц (далее беженцы).

По свидетельству правозащитников, люди здесь живут в помещениях бывших сельскохозяйственных или промышленных предприятий, в щитовых домиках или палатках. После нападения боевиков на Ингушетию среди беженцев из ЧР господствовали панические настроения, вызванные как напряженным ожиданием повторения чего-то подобного, так и страхом, что гнев против участников и организаторов нападения на Ингушетию падет и на беженцев.

Правозащитным центром `Мемориал` был зафиксирован один случай проведения в месте компактного проживания беженцев `зачистки`, подобной тем, что постоянно производятся в ЧР. Это было 23 и 24 июня в месте компактного проживания беженцев в пос. Альтиево, где были допущены избиения, бессмысленная жестокость, неизбирательное задержание десятков человек.

Вместе с тем правозащитники признают, что операций, по грубости подобных `зачистке` в месте компактного проживания вынужденно переселенных лиц в пос. Альтиево, больше не было. Имели место случаи, когда сотрудники правоохранительных органов задерживали в местах компактного проживания беженцев, от одного до пяти человек, и увозили их в неизвестном направлении. Впрочем, вскоре поступала информация, что задержанные находятся в органах милиции. `Мемориал` не имеет информации об исчезновении кого-либо из задержанных в лагерях беженцев после 21-22 июня, большинство из задержанных освобождены.

По данным, приведенным правозащитниками, имело место прямое или косвенное давление местных властей и сотрудников миграционной службы Республики Ингушетия на обитателей мест компактного проживания беженцев с целью вынудить их выехать из Ингушетии в Чечню. В частности, правозащитники утверждают, что сотрудники Комитета по делам беженцев Правительства ЧР постоянно посещали места компактного проживания беженцев, уговорами и угрозами убеждали их обитателей возвратиться. По словам члена `Мемориала` Элизы Мусаевой, именно так `они это раньше проделывали в палаточных лагерях`.

По словам Татьяны Локшиной, для вытеснения беженцев из МКП власти республики отключают там свет, газ и воду. `Власти пользуются ситуацией, чтобы выпихнуть из Ингушетии максимальное число беженцев с минимальными затратами`, - сказала она.

По словам Элизы Мусаевой, беженцы полностью дезориентированы, они не знают, что может их ожидать завтра, каковы планы миграционных властей Республики Ингушетия, будут или нет закрываться места компактного проживания.

Олег Орлов отметил, что даже в тех МКП, где после событий 21-22 июня спецопераций не проходило, среди беженцев наблюдаются панические настроения. `Люди, в основном, не сомневаются, что в Ингушетии их не оставят. Многие семьи снимаются с места - пока можно еще получить `КамАЗы` для перевозки вещей - и возвращаются назад в Чечню, где им не предоставляется ни адекватного жилья, ни материальной помощи`, - сказал он.

По подсчетам Правозащитного центра `Мемориал`, за три недели из Ингушетии в Чечню уехало белее 2000 человек, из 36000, зарегистрированных на начало июня.

Правозащитники приводят данные о том, что ходе работы следственной группы Генпрокуратуры РФ имели место задержания лиц, проживавших в частном секторе, и факты жестокого обращения с задержанными. Так, утром 6 июля 2004 г. в г. Карабулак вооруженные люди в камуфляжной форме и в масках увезли в неизвестном направлении из своих домов ряд жителей города: Заура Муцольгова (1981 г.р.), Майрбека Гапархоева (1984 г.р.), Алисхана Пугоева (1978 г.р.), Адама (1974 г.р.) и Магомеда (1978 г.р.) Аушевых, Абубакара Баркинхоева. Вооруженные люди не предъявляли документов, не представлялись, не объясняли причины и правомочность своих действий. В домах указанных лиц вооруженные люди производили обыски без понятых и в отсутствии хозяев дома. Как заявляют родственники увезенных людей, вооруженные люди, ворвавшиеся в их дома, вели себя крайне грубо. В некоторых из указанных случаев после окончания незаконных обысков хозяева домовладений обнаружили пропажу ценностей.

По словам Олега Орлова, прокуратура г. Карабулак не была поставлена в известность о проведенной в городе операции, и достоверной информацией о местонахождении всех вышеуказанных задержанных прокуратура г. Карабулак не располагала.

В прокуратуре Республики Ингушетия, куда Правозащитным центром `Мемориал` было передано заявление о совершенных в г. Карабулак правонарушениях, ни председателю Совета Правозащитного центра `Мемориал` О.П.Орлову, ни члену Комиссии по правам человека при Президенте РФ С.А.Ганнушкиной, также не могли ничего сообщить о местонахождении задержанных. Родственники указанных лиц не получили официального извещения о том, где они находятся, и кто и на каком основании их задержал.

`Таким образом, в рамках описанной выше силовой операции, которая по форме и по содержанию ничем не отличается от многочисленных подобных операций, проведенных российскими силовыми структурами в Чеченской Республике, имели место грубейшие нарушений законных прав ряда жителей Республики Ингушетия. В то время как необходимость проведения правоохранительными органами мероприятий по выявлению и задержанию участников, организаторов и пособников нападения на Республику Ингушетия 21-22 июня не вызывает сомнения, несомненно и то, что такие мероприятия должны проводиться строго в рамках законодательства РФ. Данная же операция была проведена таким образом, что сама более всего напоминает бандитское нападение. При этом органы прокуратуры демонстрируют неспособность и/или нежелание пресечь грубейшие нарушения прав человека и привести виновных к ответственности. Проблемы произвола и безнаказанности сегодня становятся для Ингушетии не менее актуальны, чем для соседней Чеченской Республики, и это неизбежно влечет за собой крайне тяжелые для общества последствия. Это может привести к расширению зоны конфликта на Северном Кавказе`, - говорится в заявлении Правозащитного центра `Мемориал`.

2004-07-14

httр://www.iаmik.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205708
Опублик.: 15.07.04
Число обращений: 156


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``