В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Исаев: `Мы надеемся снять большинство страхов, которые остаются у избирателей` Назад
Андрей Исаев: `Мы надеемся снять большинство страхов, которые остаются у избирателей`
Принятие Государственной думой в первом чтении законопроекта, предполагающего иной порядок финансирования льгот, вызвало бурю эмоций в обществе. Одни утверждают, что речь идет об отмене льгот, другие - об увеличении их финансирования. Страна.Ru обратилась за разъяснениями к председателю думского комитета по труду и социальной политике Андрею Исаеву.

- Андрей Константинович, идея перевода натуральных льгот в денежную форму в правительстве родилась не сейчас и, даже не в этом году. Первым о ней высказывался в 1999-м году тогдашний министр труда Сергей Калашников. Однако, к ее реализации государство приступило только сейчас. Почему?

- Да, это именно так. И причиной того, что к этой работе мы приступили только через пять лет, стали несколько факторов. Тогда отсутствовала политическая стабильность в обществе, и было понятно, что такие решения всколыхнут общественное мнение. И для того, чтобы проводить подобную социальную реформу, власть должна быть достаточно уверена в себе.

Во-вторых, социально-экономическая ситуация в стране тогда была неблагоприятной. Ведь на самом деле монетизация льгот ведет не к сокращению социальных расходов государства, а к их увеличению. В первую очередь, речь идет о расходах федерального бюджета. И сейчас для такой реформы, которая приведет к улучшению качества жизни социально незащищенных слоев населения, условия созрели. Расходы федерального бюджета на обеспечение льгот в результате этой реформы возрастут с 40 до 171 млрд. рублей.

- А на сколько возрастут расходы регионов? Ведь оплата части льгот передается на их уровень?

- Расходы региональных бюджетов должны будут остаться либо неизменными, либо вырасти менее значительно, чем расходы правительства. Основные льготы, которые будут оплачивать субъекты Федерации - ветеранам труда и труженикам тыла - и сейчас предоставляются регионами. Наша задача, как депутатов Государственной думы - проследить за тем, чтобы у региональных бюджетов было достаточно денег, и эти льготники получили бы то, что им положено не в меньшем объеме, чем получают сейчас. Будут ли они при этом получать деньги, или их льготы сохранятся в натуральном виде, каждый субъект Федерации будет решать самостоятельно.

Закон о федеральном бюджете на будущий год правительство сейчас только готовит. И я думаю, что он должен приниматься только с учетом тех новых обязательств, которые появляются в регионах в связи с переводом льгот в денежную форму. Он должен включать в себя возможность регионов обеспечить выплаты льготным категориям, а также обеспечивать возможность регионов полностью выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы с учетом ее индексации с 1 января 2005 года.

- Однако оппозиция этому законопроекту достаточно жесткая. Многие пенсионеры просто напуганы.

- Вы абсолютно правы. Правительство перед внесением законопроекта провело очень плохую разъяснительную работу. Более того, понятно, что основная масса россиян сегодня ничего хорошего от власти не ждет. И если власть занимается таким чувствительным вопросом, то все ожидают каких либо неприятностей. Я могу сказать, что в первоначальной редакции законопроект действительно таил в себе серьезные угрозы и для льготников и для работников бюджетной сферы. Но месяц, который прошел между моментом внесения и первым чтением, был использован нами для проведения широких консультаций с профсоюзами, общероссийскими объединениями инвалидов, ветеранов. Поправки, которые были приняты нами в постановлении, закрепили те изменения, которым должен подвергнуться закон при подготовке ко второму чтению. Это дает нам основание надеяться на возможность снятия большинства вопросов и страхов, которые остаются у наших избирателей.

После вступления закона в действие наша партия намерена проводить постоянный мониторинг ситуации, и, в случае необходимости, оперативно вносить в закон поправки. Скажу больше, мы будем добиваться от правительства сбалансированной социальной политики на всех уровнях. Мы и к третьему чтению закона готовим постановление, в котором будем рекомендовать нашим коллегам в субъектах Федерации определенные меры, которые должны быть направлены на реализацию мер социальной защиты населения.

- Оппоненты законопроекта говорят о том, что речь идет не о монетизации льгот, а о фактической их отмене. При этом они апеллируют к тем расчетам стоимости натуральных льгот, которые представило министерство финансов при внесении законопроекта в Думу. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Во-первых, мы уже потребовали от министерства финансов более подробных и точных расчетов. Это зафиксировано в постановлении Государственной думы. И пока Минфин их не представит ко второму чтению, закон не будет принят. Пока мы не убедимся, что механизм реально заработает, голосовать за него мы не будем. Во-вторых, я могу сказать, что если бы закон был бы принят в том виде, в каком изначально предлагало правительство, то, конечно, могла возникнуть ситуация, при которой денежная компенсация была бы неадекватна реальной стоимости натуральных льгот. Особенно в крупных городах. В первую очередь это касается приобретения льготниками лекарств.

Фракция `Единая Россия` настояла на том, чтобы в законе появилось понятие `социальный пакет`. Мы записали это требование в постановление Госдумы. Этот пакет будет включать в себя предоставление по-прежнему в натуральном виде наиболее дорогостоящих льгот: таких, как право на бесплатное получение лекарств, санаторно-курортное лечение и проезд в пригородном транспорте. Цена этого пакета должна быть не дороже 440 рублей в месяц.

- Вы считаете, что на эти 440 рублей можно приобрести лекарства и съездить на курорт?

- Я считаю, что да. Потому что здесь должен сработать механизм, который является обычным в системе страхования. Далеко не все пользуются лекарствами, правильно? Но, заплатив из своей компенсации 440 рублей, льготник будет иметь право на получение бесплатных лекарств. И это создаст возможность `перебрасывать` деньги тем, кто действительно нуждается в тех же лекарствах или в санаторно-курортном лечении. Кроме того, и по отношению к железной дороге, и по отношению к фармацевтическим фирмам государство выступает в качестве оптового покупателя их продукции и услуг. А это создает возможность для существенного снижения цены.

В 2005 году социальный пакет предполагается предоставить всем федеральным льготникам в обязательном порядке. Соответствующая сумма будет удержана из сумм компенсаций. И это будет означать, что льготы, заложенные в социальный пакет, сохранятся в натуральном виде. А начиная с 2006 года, гражданам будет предоставлено право выбора: или социальный пакет, или деньги.

- Цена социального пакета будет каждый год индексироваться, или вы намерены жестко ее зафиксировать?

- Нет, она, конечно, будет индексироваться в соответствии с инфляцией. Более того, точно так же будут индексироваться каждый год и суммы льготных выплат. При этом имейте в виду: рост цены социального пакета не должен опережать рост размера денежных льгот.

- А формула индексации будет зафиксирована законом?

- В законодательстве будет зафиксировано, что социальные выплаты будут индексироваться одновременно с базовой пенсией. А формулу будут разрабатывать правительство вместе с Государственной думой. Дело в том, что суммы социальных выплат будут зафиксированы в законе. И изменить их можно будет только путем соответствующих записей в сами законы.

Константин Угодников
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205565
Перв. публик.: 06.07.04
Последн. ред.: 07.07.04
Число обращений: 648

  • Исаев Андрей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``