В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Програмное заявление Российской объединенной социал-демократической партии Назад
Програмное заявление Российской объединенной социал-демократической партии
ПРОГРАММНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ОБЪЕДИНЕННОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
ПРИНЯТО НА ВТОРОМ СЪЕЗДЕ РОСДП 9 ДЕКАБРЯ 2000 ГОДА

В марте 2000 года делегаты региональных социал-демократических организаций собрались на съезд, который учредил Российскую Объединенную социал-демократическую партию (РОСДП).
РОСДП является открытой массовой политической организацией граждан Российской Федерации, признающих и желающих претворять в жизнь принципы и положения настоящего Программного заявления.
Мы хотим утвердить за каждым гражданином России его право жить счастливо и безопасно, в гармонии с природой, в согласии со своей совестью, традициями и законами страны, в мире с другими людьми, самому распоряжаться своей судьбой и плодами своего труда. Мы верим в свободное и демократическое будущее своей Родины.
Созданная нами партия во всей своей деятельности будет руководствоваться гуманистическими идеалами и основополагающим принципом социал-демократии: `Свобода, Справедливость, Солидарность`.
Наша партия выступает:
- за гуманизм, то есть за ценность жизни каждого человека независимо от его общественного положения, за человечность отношений между людьми и наиболее полную реализацию их способностей в труде, познании и творчестве; мы против любых форм деспотизма, угнетения, эксплуатации и дискриминации;
- за свободу, то есть право каждого человека жить и действовать в соответствии со своими убеждениями в условиях развития и укрепления демократии; мы против ущемления законных прав и свобод граждан;
- за справедливость, то есть за такое распределение благ и ресурсов, которое обусловлено трудом, талантом, инициативой и способностями человека, за то, чтобы на деле осуществить принцип равенства возможностей людей независимо от их социальных, национальных, расовых и религиозных различий; мы против незаслуженных привилегий;
- за солидарность, то есть за основанную на добровольных началах взаимную помощь и взаимную ответственность людей в отстаивании общих интересов, готовность каждого защищать достоинство и права другого человека как свои собственные, совместно противостоять злоупотреблениям власти и капитала, оказывать помощь и поддержку тем членам общества, которые находятся в бедственном положении и лишены возможности удовлетворять свои насущные потребности.
Наша цель - создание общества свободных и равных людей, основанного на соединении и уважении общечеловеческих, социалистических и либеральных ценностей. Такое общество должно гарантировать своим гражданам высокий экономический, социальный и культурный статус, возможность полного и свободного развития человеческих способностей.
Мы хотим привести Россию к благоденствию и процветанию конституционным путем.
РОСДП и ее сторонники будут последовательно стремиться к этой цели, сообразуясь с российскими условиями и кардинальными переменами, происходящими в современном мире.

Уроки истории
С появлением РОСДП окончательно восстанавливается разорванная нить традиций социал-демократии, у истоков которой стоял Г.В. Плеханов. Отечественные социал-демократы не отказываются от своего происхождения и своей истории, они осмысливают ее, извлекая соответствующие уроки.
ХХ век в России начался с демократической революции. После падения царского самодержавия и Временного правительства, оказавшегося неспособным осуществить демократические преобразования, власть перешла в руки Российской партии большевиков, провозгласившей общедемократические лозунги о земле и мире.
Однако, являясь леворадикальным крылом российской социал-демократии, она сделала ставку на усиление классовой борьбы, диктатуру, слом государственно-политических и социально-экономических структур общества, разрушение традиционного уклада жизни народа. Практическая реализация этих установок встретила сопротивление значительной части населения, чем воспользовались монархические и другие политические силы, развязавшие Гражданскую войну. Тяжелые последствия этой войны, соединенные с левацкой политикой военного коммунизма, резко ухудшили жизнь народа, вызвали его выступления против большевиков под лозунгом `Советы - без коммунистов!`.
Под давлением народных масс В.И. Ленин провозглашает НЭП, который, по сути, был воплощением социал-демократической политики, конвергенцией идей капитализма и социализма. Осуществление этой политики вывело страну из кризиса в кратчайшие сроки.
Однако после смерти В. И. Ленина И. В. Сталин фактически возрождает политику военного коммунизма, которая в итоге приводит к формированию тоталитарного режима. Проводимые им экономические преобразования сопровождались насилием и репрессиями, огромными неоправданными жертвами.
Несмотря на это, советские люди продолжали верить в демократические идеалы и лозунги революции. Этим в значительной мере объясняется то, что в 30-40-е годы они осуществили модернизацию промышленности, ликвидировали неграмотность, прорвали международную изоляцию страны и одержали победу в войне с фашистской Германией. Это были великие завоевания народа. Но за них он заплатил непомерную цену.
После смерти И. В. Сталина руководство страны во главе с Н. С. Хрущевым осудило культ личности, предприняло попытки придать более демократический вид существующей власти, изменило методы управления экономикой, внешнюю политику. В результате политический режим стал менее репрессивным. Однако и здесь давали о себе знать тоталитарные методы управления, проявившиеся в неоправданных экспериментах в политической сфере, промышленности и сельском хозяйстве, в гонениях на представителей творческой интеллигенции.
Приход к власти Л. И. Брежнева ознаменовался рецидивами неосталинизма. Но возврат к сталинскому прошлому был уже невозможен: изменился мир и изменились люди - в атмосфере `хрущевской оттепели` сформировалось целое поколение шестидесятников. В эти же годы предпринимаются попытки по развитию рыночных отношений в экономике (косыгинские реформы), улучшению жизни людей, делаются шаги в целях разрядки международной напряженности. Но это не привело к радикальным переменам в обществе. Ограничение демократии, прав и свобод человека, тотальный контроль над обществом, подавление инакомыслия были характерными чертами того времени. Общество фактически задыхалось в несвободе. Социальная энергия его граждан ограничивалась, а то и подавлялась. Существующая мобилизационная модель экономического развития себя исчерпала, наступил глубокий всеобщий кризис. Однако руководство страны оказалось неспособным осуществить глубокую структурную перестройку, дать ответ на вызов научно-технической революции, в то время как в мире начались структурные реформы.
К середине 80-х годов внутренние противоречия приобрели острый характер. В повестку дня встало проведение кардинальных реформ. Политика перестройки, начатая новым руководством страны во главе с М.С. Горбачевым, была выражением назревших потребностей. Она открыла СССР путь к свободе и демократии. Была осуществлена политическая реформа, проведены свободные выборы, последовательно осуществлялись меры по утверждению политического и экономического плюрализма, духовной свободы, инакомыслия, свободы прессы, что в конечном счете привело к ликвидации тоталитарного режима. Осуществление инициативной внешней политики на основе нового политического мышления явилось решающим вкладом в ликвидацию холодной войны. Перед страной открывалась перспектива постепенного перехода к рыночной, социально ориентированной экономике, углублению демократических преобразований.
Однако вследствие острой борьбы между различными политическими силами за власть, роста социальной напряженности в обществе, в том числе вследствие допущенных ошибок и просчетов в реализации политики перестройки, она сама оказалась прерванной. Силы, сделавшие ставку на Б.Н. Ельцина, подвергли ревизии стратегию перестройки и навязали России авантюристический политический курс, приведший к ликвидации СССР, разрушению социально-экономического и научного потенциала, обнищанию десятков миллионов граждан.
Начавшиеся под знаменем демократии так называемые радикальные реформы выродились в авторитарное навязывание обществу крайнего варианта неолиберализма, противоречащего историческим условиям России. Введение свободного рынка обернулось закрытием тысяч предприятий, массовой безработицей. Либерализация цен обесценила вклады населения. Приватизация свелась к бесконтрольной раздаче государственной собственности узкому кругу лиц, приближенных к власти, невиданному доселе бегству капитала из страны. Провозглашенная цель реформ - создание многочисленного слоя собственников - не была достигнута. Напротив, общество разделилось на меньшинство сверхбогатых олигархов и десятки миллионов бедных людей.

Современный кризис российского общества
Последнее десятилетие ХХ века для России оказалось временем упущенных возможностей. Страна находится в состоянии системного кризиса. Экономика поражена монополизмом и протекционизмом, государство - коррупцией, общество - организованной преступностью. Появившееся в годы перестройки малое и среднее частное предпринимательство обложено несправедливыми поборами и налогами, бандитскими `крышами` и вымогательством чиновников.
Подорваны основы социального обеспечения населения страны. Средства, выделяемые государством на науку, культуру, образование, здравоохранение, практически не обеспечивают не только их нормальное функционирование, но даже простое выживание. Доходы работающих недостаточны для нормальной жизни людей. Рабочие места постоянно сокращаются. Бедность и обнищание миллионов людей сказываются на их моральном и физическом здоровье, продолжительности жизни.
Никогда ранее не было столь откровенного и циничного сращивания власти и хищного непроизводительного капитала, пренебрежения насущными интересами граждан и даже самой их жизнью. Социальный слой, именуемый элитой, оказался в состоянии глубокого морального кризиса, хотя при этом и претендует на право определять судьбу страны. Полномочия исполнительной власти непомерно раздуты, а деятельность органов местного самоуправления попросту парализована. Мало что могут сделать Федеральное собрание и региональные законодательные органы, статус которых после принятия Конституции 1993 года низведен до недопустимого уровня.
В плачевном состоянии находятся права и свободы граждан, судебная власть беспомощна, зависима от произвола исполнительной власти. А принадлежность средств массовой информации государству или крупным финансовым группам лишь подчеркивает остроту ситуации.
То, что в такой обстановке становление демократических и рыночных институтов России все же продолжается, РОСДП относит на счет глубокой приверженности граждан страны к свободе и справедливости, их невероятному терпению, предприимчивости, способности и стремлению вопреки безответственности прежней власти жить в условиях свободной, демократической России.
Новое российское руководство получило в наследство тяжелую ситуацию в стране. РОСДП считает, что в основе системного социально-экономического кризиса лежат допущенные ошибки в выборе стратегии, отрыв власти от народа, ее глубокий моральный и интеллектуальный кризис. Властями подавляется инициатива людей, порождая экономическую и социальную пассивность, неверие в демократию. Если эта порочная тенденция не будет преодолена объединенными, солидарными усилиями большинства граждан, Россия будет обречена прозябать на задворках цивилизации.
Без смены курса страна не сможет выбраться из кризиса. В решающей мере это зависит от политики и практических действий президента В.В. Путина. Социал-демократы поддерживают его усилия по стабилизации экономики, укреплению российской государственности, активизации внешней политики. Они надеются, что за этим последуют действия, направленные на решение долгосрочных задач, обеспечивающих модернизацию и развитие страны.
Успех новой власти будет во многом зависеть от того, насколько ей удастся дистанцироваться от прежнего руководства, завершить создание дееспособной команды, ориентирующейся на интересы народа, включить в политику социально активные слои общества. В противном случае наступит разочарование людей нынешней властью, сократится социальная база ее поддержки.
В этих условиях РОСДП предлагает не только своим политическим сторонникам, но и всему обществу, всем гражданам социал-демократическую альтернативу развития страны.

Социал-демократическая альтернатива
Перед Россией сегодня остро стоит проблема выхода из кризиса и необходимость достойного ответа на вызовы глобального информационного общества. Осознать эти вызовы и дать на них ответ - задача любой политической партии, серьезно и ответственно претендующей на власть. Масштаб вызова колоссален и сопоставим только с демократическим вызовом начала ХХ века. Ответ на него осложняется тем, что многие структуры жизнеобеспечения общества разрушены и много потеряно времени.
Вместе с тем РОСДП считает, что Россия еще имеет потенциальные возможности развития. Эти возможности не были реализованы только из-за политической несостоятельности прежней власти, отсутствия у нее внятной и последовательной социально-экономической стратегии, необходимого доверия граждан.
Политика Социал-демократической партии кардинальным образом отличается от политики леворадикальных партий, которые так и не смогли освободиться от реваншистских настроений, от попыток возврата к прошлым порядкам.
Мы - решительные противники либерального фундаментализма, реализация которого в последние десять лет привела страну к упадку. Мы расходимся с правыми либералами в главном - в отношении к человеку. Для нас неприемлемо преклонение перед правом сильного эксплуатировать слабых, перед рыночной стихией, которая часто противоречит демократии, порождает социальную конфронтацию и подрывает моральные устои общества.
Опыт истории показал, что стратегия догоняющего развития для России неприемлема. РОСДП считает, что единственной альтернативой является опережающее развитие страны через реализацию стратегии прорыва. Возрождение России как великой державы может быть достигнуто путем воспроизводства человеческого капитала, демократизации социальных и производственных отношений, разработки и осуществления эффективной промышленной политики, развития социальной сферы, задействования интересов широких слоев общества.
РОСДП считает вложения в развитие человека и социальные программы не благотворительностью, а важнейшим средством модернизации, экономического роста и достижения прогресса общества.
Опыт развитых стран показывает, что решающим фактором стабильности экономического развития, полигоном для внедрения научно-технических новаций является малый и средний бизнес. В целях опережающего развития общества партия делает ставку на поддержку малого и среднего бизнеса, который будет формировать подлинно народный характер экономики России, явится источником быстрого его роста, приведет к созданию рабочих мест и увеличению доходов населения, развитию внутреннего рынка страны.
РОСДП выступает за проведение промышленной политики, нацеленной на восстановление позиций России как одной из ведущих научно-промышленных держав мира.
РОСДП полностью осознает реалии быстро глобализирующегося мира и является принципиальным противником изолированного развития России от мирового хозяйства. Мы убеждены, что за достойное место в этом мире нужно бороться при помощи такой промышленной политики, которая будет использовать возможности как государства, так и крупного бизнеса для развития научно-технического прогресса.
Страна нуждается в развитом инновационном секторе экономики, отвечающем вызовам времени и информационной эпохи. Для его создания потребуется поддержка всех организаций, производящих ноу-хау, начиная от Российской академии наук и кончая отраслевыми НИИ.
Следует предоставить инновационному сектору налоговые льготы, способствовать созданию специальных венчурных фондов как важного механизма их финансирования.
РОСДП считает, что условием опережающего развития страны в противовес догоняющей модернизации является использование потенциала науки и образования, их интеграция и приоритетное развитие. Инвестиции в образование и науку являются прямыми инвестициями в человека, не носят затратного характера, а в долгосрочной перспективе - одни из наиболее экономически выгодных.
Реализация стратегии прорыва лежит через превращение России в один из мировых центров разработки и экспорта новейших технологий, научных и образовательных услуг.
Необходимо способствовать концентрации усилий в тех областях, где Россия традиционно имеет преимущество, - в ядерной физике и ядерной технике, в технологиях сверхвысокой очистки элементов и изотопов, в авиационной промышленности, ракетной технике, информатике, биотехнологии и т.д. Нужна государственная система финансирования перспективных научно-исследовательских и конструкторских работ, а также инфраструктурных предприятий, то есть операторских, информационных, эксплуатационных и сервисных компаний.
В этих целях должен быть использован в полной мере потенциал наукоградов и других территорий перспективного научно-технического развития. Они могут и должны стать `точками роста` инновационной экономики. Необходимы режим наибольшего благоприятствования для развития вузовской науки и научного книгоиздания, беспошлинный и безналоговый ввоз через границы научной и учебной литературы, оборудования, расширение возможностей взаимных обменов учеными, заказами и информацией.
Необходимы продуманная конверсия оборонной промышленности, создание технологий двойного назначения, позволяющих держать на должном уровне военное и гражданское производство.
Мы за то, чтобы всячески поддержать `молодежную экономику` - создание на базе ведущих университетов и научных институтов технопарков и инновационных центров для молодежи. Тут важно все: упрощение процедуры их создания, нормативно-правовая база, предоставление льгот и преференций.
Может возникнуть вопрос: а есть ли у страны соответствующие финансовые ресурсы, чтобы осуществить стратегию прорыва? Мы уверены, что эти ресурсы появятся, если общество сумеет целесообразно распорядиться природной рентой.
Основные природные и культурные ценности должны быть достоянием всего общества. Природную (сырьевую) ренту нужно использовать в интересах всего народа. Способы возврата могут быть разными. Можно национализировать сырьевые отрасли, можно поставить на них эффективных управляющих, можно увеличить налоги. Но так или иначе ее нужно вернуть обществу и направить на цели развития: новые технологии, образование, науку, культуру, на поддержку малого и среднего бизнеса.
Перераспределение сырьевой ренты в пользу общества подведет под социальную политику государства реальную экономическую основу.
Реализацию стратегии прорыва невозможно осуществить только усилиями государственных органов, без поддержки институтов гражданского общества. Опережающее развитие страны должно опираться на широкую поддержку народа, реальное вовлечение в этот процесс наиболее активных слоев общества, освобождение их творческой энергии. Партия убеждена в том, что талант, инициатива и предприимчивость нашего народа смогут обеспечить опережающее развитие страны, позволят осуществить ее стратегию прорыва в новое информационное общество.

Наша социальная опора
РОСДП считает развитие социальной сферы важнейшей политической задачей. Без обеспечения каждого гражданина жильем и необходимыми средствами к существованию все провозглашаемые свободы становятся для него пустой декларацией. Без свободного доступа к системам образования и здравоохранения, достижениям культуры и глобальному информационному пространству невозможны нормальное развитие личности, прогресс общества и новая Россия.
Среди общественных сил, которые реально способны создать новую Россию, РОСДП выделяет большой социальный слой, состоящий из людей, обладающих достаточным образованием, профессионализмом и мотивацией, тот самый вожделенный средний класс, который так и не нашли российские реформаторы. Для того чтобы он был полностью востребован обществом и реализовал себя в этом качестве, необходимо привести условия жизни ученых, учителей, врачей, государственных служащих, менеджеров среднего звена, офицеров в соответствие с той ролью, которую они призваны играть в обществе.
Самоорганизация этого среднего класса, целенаправленное и последовательное формирование условий его роста являются наряду с традиционной поддержкой наемных работников важнейшим социально-политическим приоритетом РОСДП. Она опирается на эти силы и рассчитывает на их поддержку в реализации своей политики. Важнейшая задача партии - помочь им войти во власть, используя ее для реформирования страны и общества, гуманизации всех социальных отношений.
Более половины населения России составляют женщины. РОСДП выступает за их более широкое, реальное участие в жизни общества и управлении страной. Необходимо добиться на деле равных прав женщин с мужчинами, разработать и осуществить все необходимые социальные, культурные и политические меры, реально обеспечивающие эти права. Женские ум и способности - гигантский, еще не до конца оцененный ресурс. Женщины от природы более добры, чем мужчины. Они стабилизируют общество, привнося в него ощущение счастья и спокойствия. Они более рассудительны и ответственны и потому нужны во власти. Партия будет активно привлекать женщин в свои ряды, добиваться, чтобы в ее руководстве они играли ведущую роль. РОСДП намерена способствовать повышению роли женщин в управлении обществом, отстаивать квотный принцип их представительства в органах власти.
Мы также считаем, что в стране должна последовательно проводиться государственная политика по отношению к молодежи. Молодые люди особенно сильно испытывают на себе негативные последствия безработицы. Среди них высокий процент алкоголизма, наркомании, преступности. РОСДП считает, что общество обязано предоставлять молодым людям возможность получения первого места работы, доступность образования и занятий физкультурой и спортом. Молодая семья должна иметь право на получение ипотечного кредита на жилье с рассрочкой 25-30 лет, с установлением предельной ставки процента, сроков погашения и гарантий. Такая политика будет способствовать воспроизводству и развитию человеческого капитала страны.
Необходимо выделять средства из государственного федерального и местных бюджетов на дополнительное финансирование обучения наиболее талантливой молодежи, а также нуждающейся молодежи и стимулирование научной работы учащихся и студентов. РОСДП поддерживает развитие университетской автономии и самоуправления научных коллективов.
РОСДП видит в трудящихся основу общества, его поступательного развития. Социал-демократы считают недопустимым для цивилизованного общества высокий уровень безработицы в стране. Они будут добиваться увеличения количества рабочих мест и пособий по безработице. Сохранение существующих и создание новых рабочих мест, переквалификация и трудоустройство потерявших работу - наши безусловные приоритеты. Партия считает необходимым в возможно короткий срок приблизить минимальный уровень заработной платы к реальному прожиточному минимуму.
Должны быть поставлены практические задачи: контроль над ценами на жилье, коммунальные услуги, электричество, газ, транспорт и т.п.; включение этих расходов и расходов на образование в расчет прожиточного минимума.
Законодательство о труде (КЗОТ) должно, с одной стороны, соответствовать новым рыночным условиям, а с другой - обеспечить защиту работников от произвола работодателей, незаконных увольнений, невыплат зарплаты, других нарушений их прав. Должны быть найдены соответствующие новой ситуации механизмы, поощряющие работодателей улучшать условия труда работающих.
Партия будет тесно сотрудничать с профсоюзами, вместе с ними защищать законные права наемных работников, поддерживать забастовочное движение там, где другие средства исчерпаны.
РОСДП поддерживает предпринимательство, считает представителей малого и среднего бизнеса своими естественными союзниками. Партия будет сотрудничать с предпринимателями и их организациями по всем направлениям и прежде всего в поиске инвестиций и обеспечении доступности кредитов.
Важной политической задачей РОСДП считает защиту предпринимателей от рэкета, произвола чиновников, злоупотребления властью со стороны налоговых и правоохранительных органов, недобросовестной конкуренции и монополистов, разработку программы помощи малым и средним предприятиям
РОСДП совместно с профсоюзами и союзами предпринимателей проведет кампанию против фиктивных банкротств, за то, чтобы в этих случаях собственность предприятия передавалась трудовым коллективам, в первую очередь удовлетворялись иски индивидуальных вкладчиков.
Партия считает, что должны быть созданы благоприятные условия для тех, кто обрабатывает землю независимо от формы собственности и формы организации производства. Партия выступает за равные экономические предпосылки (налоги, кредиты и т.п.) для всех производителей сельскохозяйственной продукции.
Первоочередной задачей партии является защита крестьянина от коррумпированных чиновников, перекупщиков, владельцев рынков и т.п., открытие пути производимой крестьянином сельскохозяйственной продукции к потребителю. Для этого мы намерены помогать образованию самоуправляющихся ассоциаций производителей сельскохозяйственной продукции в районах, регионах и в масштабе Федерации.
Партия считает, что необходимо резко изменить отношение государства к работникам образования. Нищенский уровень жизни учителей школ и преподавателей вузов общество далее терпеть не может. Нельзя забывать, что образование является основным условием общественного прогресса. Оно должно быть качественным, непрерывным и доступным на протяжении всей жизни человека. Этого нельзя добиться, не улучшив материальных условий жизни работников народного образования.
Государство должно гарантировать бесплатное полное среднее и - для прошедших по конкурсу - бесплатное высшее образование. Для получения дополнительных знаний должны привлекаться личные средства, которые не должны облагаться налогами.
Необходимо разработать и осуществить обеспеченную ресурсами программу подготовки необходимых современному обществу и промышленности специалистов. Образовательная реформа должна ориентироваться на общественные потребности сегодняшнего и завтрашнего дня, а не на нашу сегодняшнюю бедность.
РОСДП считает, что интеллектуальный прогресс в обществе опирается на взаимодействие передовой системы образования и науки, где высшая школа и наука должны действовать как единое целое. Основное финансирование науки должно обеспечиваться из государственного бюджета по стандартам развитых стран. Необходимо предусмотреть льготы по налогам для жертвователей денег учреждениям образования, науки, культуры и спорта.
Для прекращения `утечки мозгов` из страны необходимо, чтобы условия работы и оплата труда ученых соответствовали нормам, принятым в цивилизованных странах.
Сохранение и развитие культурного наследия России во всем его многообразии должно быть основой государственной культурной программы. РОСДП считает первостепенной заботой государства создание условий для свободного развития всех этносов, культур и языков России.
Партия считает, что межнациональные отношения в стране должны формироваться на принципах интернационализма, при строгом соблюдении закона. Она решительно выступает против расизма, ксенофобии, пропаганды национальной исключительности, антисемитизма. Мы считаем разжигание национальной и религиозной розни тягчайшим преступлением.
Все граждане, и прежде всего русские, притесняемые по национальному признаку и желающие жить в России, по мнению РОСДП, должны получить соответствующую политическую, экономическую и законодательную поддержку.
Государство должно взять на себя ответственность за систему пенсионного обеспечения независимо от формы, в которой оно осуществляется, пересмотреть пенсионное законодательство и изменить его в соответствии с реальной ситуацией в обществе, обеспечить своевременное и регулярное получение пенсий, их индексацию в соответствии с уровнем инфляции.
Партия уважает религиозные убеждения верующих. Она с должным вниманием относится к истории и общественной роли Русской православной церкви, другим признанным в России конфессиям, их объединениям и учреждениям, взаимодействует с ними, отстаивая вместе с тем светский характер государства.
Партия будет добиваться, чтобы государством были приняты чрезвычайные меры по преодолению демографического кризиса в стране, приведшего к падению рождаемости. Она выступает за то, чтобы для каждого региона страны была разработана соответствующая программа здоровья населения. РОСДП будет настаивать на немедленном введении профилактических осмотров населения, а также адресной поддержке хронически больных. Государство должно поддерживать на достаточном уровне медицинскую науку, непрерывно совершенствовать подготовку медицинского персонала.
Нужны чрезвычайные меры по преодолению высокой смертности населения, координируемые президентом и предполагающие комплекс мер по поддержке материнства, восстановлению системы общественного воспитания детей-сирот и др.
Эффективные системы государственного страхования здоровья должны действовать независимо от формы собственности работодателя и социальной принадлежности человека. Налоговая политика должна стимулировать работодателя заботиться о здоровье работающих.
РОСДП - решительный сторонник защиты и сохранения природы. С этой целью она будет поддерживать активные связи и сотрудничать с государственными экологическими структурами и объединениями общественности в защиту экологии. Партия будет добиваться всесторонней информации населения о состоянии окружающей среды как в отдельных городах и регионах, так и в целом в стране.
Мы выступаем за тщательную государственную независимую экспертизу всех хозяйственных проектов и регулярный контроль за деятельностью предприятий всех форм собственности с целью выяснения выполнения ими экологических требований.
РОСДП в необходимых случаях будет выступать с инициативой разработки природоохранных законодательных актов.
Миллионы людей оказались обманутыми государством в ходе политики либерализации цен. Государство обязано вернуть им обесцененные вклады, ликвидировать долги перед бюджетниками по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям.
Мы убеждены, что средства, получаемые от госмонополии на производство и торговлю алкоголем, должны использоваться в первую очередь на социальные программы.

Рынок в интересах человека
Позиция российских социал-демократов по экономическим вопросам состоит в следующем.
Во-первых, мы исходим из того, что переход к рыночной экономике может обеспечить в современных условиях подчинение производства задачам удовлетворения многообразных потребностей страны, создать условия для мобилизации трудовой активности населения и эффективного использования имеющихся у общества ресурсов.
Вместе с тем мы считаем, что упрощенчество и авантюризм, проявленные в ходе так называемых радикальных реформ, привели к тому, что в России сформировалась глубоко деформированная хозяйственная система. Финансовая сфера существует сама по себе, производственная - сама по себе. Предприятия задыхаются от нехватки оборотного капитала в то время, как коммерческие банки не имеют объектов для эффективного вложения аккумулированных у них сбережений. Во многих случаях директорат предприятий или их крупные акционеры ориентированы не на созидательные цели, а на растаскивание ранее созданного. В таких условиях обычные для рыночной экономики меры кредитно-денежной и бюджетной политики сплошь и рядом приводят к негативным результатам. Сами органы государственной власти (как на федеральном, так и региональном уровне), не имея других возможностей для решения острейших текущих задач, прибегают к не допустимым для рыночного хозяйства мерам вроде неоплаты госзаказов и выпуска разного рода денежных суррогатов. В конечном счете это еще более усугубляет ситуацию.
Именно поэтому российская социал-демократия выступает сегодня за последовательные действия, направленные на перевод нашей экономики из `псевдорыночного` в нормальное рыночное состояние. Это значит, что мы - за наведение такого порядка во взаимоотношениях собственников капитала, управляющих и наемных работников, который направил бы их усилия на созидательные цели.
Мы - за незамедлительное налаживание эффективного механизма управления остающимися в собственности государства активами, поскольку наличие крупной бесхозной собственности является мощнейшим фактором, деформирующим экономическое поведение.
Мы - за экстраординарные меры по расчистке балансов всех участников экономической деятельности, ибо в неденежной экономике рыночные механизмы нормально действовать не могут.
Во-вторых, признавая безальтернативность рыночной системы, социал-демократы отнюдь не склонны к идеализации последствий ее функционирования, к своеобразному `рыночному фетишизму`.
Известно, что в ряде случаев рынок в принципе не в состоянии выявлять потребности общества, тогда как в других его функционирование приводит к результатам, которые оцениваются населением страны как неблагоприятные.
Социал-демократы традиционно выступают за социальную направленность рыночной экономики. В современных российских условиях это означает, что важен не только экономический рост, но и справедливое распределение его плодов.
В этой связи современную роль государства мы видим в выработке политических и правовых основ развития предпринимательства, решительной борьбе с коррупцией и засильем бюрократизма, создании необходимой инфраструктуры. Государство должно обеспечить формирование таких условий, при которых все граждане страны независимо от их материального благосостояния имели бы доступ к услугам сфер образования, медицины и культуры на уровне, отвечающем стандартам современного цивилизованного общества.
Нужна политика, ориентированная на минимизацию безработицы, борьбу с бедностью, обеспечение достойных условий жизни в старости.
Следует активно содействовать участию наемных работников в управлении производством.
Словом, мы выступаем за то, чтобы рынка было столько, сколько возможно, а государства - сколько необходимо.
В-третьих, РОСДП будет добиваться снижения налогового бремени для предприятий малого и среднего бизнеса, предоставления им налоговых льгот на период их становления и упрощенной регистрации. Они должны иметь доступ к дешевым кредитам, опираться на государственную систему страхования предпринимательских рисков, систему так называемых бизнес-инкубаторов, способствующих их становлению. Беспрепятственно должны решаться вопросы, связанные с арендой помещений и оборудованием.
В-четвертых, социал-демократы убеждены в том, что Россия немыслима без современного сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Мы исходим из того, что выбор форм хозяйствования на земле должен быть делом самих крестьян, а не идеологизированных теоретиков как правого, так и левого толка.
Партия считает, что в перспективе земля может свободно покупаться и продаваться. Однако в настоящий момент полное осуществление этого принципа может нанести существенный вред производственным отношениям, способствовать росту спекуляции земельными богатствами страны, возрождению батрачества. Частная собственность на землю должна занять свое место среди других форм собственности. Она должна вводиться постепенно, по мере разработки и принятия соответствующего законодательства, регулирующего земельные отношения.
Первоочередную обязанность государства мы видим в развитии сельской инфраструктуры, обеспечении нормальных условий для работы крестьян на земле, преодолении монополизма заготовителей и переработчиков сельхозпродукции, защите сельхозпроизводителя от недобросовестной иностранной конкуренции. Целесообразно возродить на селе деятельность агропромышленных центров по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию различных услуг.
В-пятых, РОСДП за то, чтобы не на словах, а на деле уйти от противопоставления Центра и регионов. Этого можно добиться, если Центр будет полностью финансировать инфраструктурные проекты и деятельность общегосударственных структур (суды, прокуратура, армия, органы безопасности и т.п.). С учетом этого и должны распределяться бюджетные поступления между органами регионального и федерального бюджета.
В целях развития рыночных отношений и модернизации экономики РОСДП выступает за сотрудничество с развитыми странами и прежде всего с членами Европейского союза. Она является последовательным сторонником обмена опытом в этой области.
Сознавая большую роль рынка в становлении современной экономики и модернизации страны, российские социал-демократы считают, что он должен быть подчинен потребностям общества.

Развитие демократии и государства
В условиях поиска наиболее эффективного пути выхода из системного кризиса в центре внимания снова оказываются споры о структуре, полномочиях и форме власти, об отношениях государства и общества. При этом одни видят спасение России в создании `сильного государства` авторитарного типа, другие вообще требуют ухода государства из социально-экономической сферы. Мы считаем, что сильное государство должно находиться в постоянном диалоге с гражданским обществом, опираться на широкое самоуправление граждан. Демократия для нас - это полный и действенный контроль общества над политической властью.
Позиция социал-демократов состоит в признании того, что полноценное развитие общества возможно лишь в условиях укрепления демократического правового федеративного государства.
Социал-демократы считают, что сегодняшняя Россия нуждается в сильном государстве, где надежно и эффективно функционируют демократические институты, идет процесс становления гражданского общества, где власть пользуется поддержкой граждан. Ставка на авторитаризм - это опасный проект даже в том случае, если находятся люди, которые готовы его поддержать.
Мы выступаем за то, чтобы личная свобода, политические и социальные права были гарантированы государством всем в равной степени. Они не могут быть разделены и противопоставлены друг другу. Права и свободы одного человека могут быть ограничены только правами и свободами других людей.
Государство должно служить гражданам, действовать в их интересах. Мы категорически против использования государства как инструмента подавления свободы и справедливости.
РОСДП считает одним из существенных направлений демократического развития общества низовые структуры, включающие в себя институты местного самоуправления, производственную демократию, гражданские инициативы, просветительские и другие организации, способные осуществлять контроль за деятельностью власти. Партия будет оказывать помощь таким организациям. Она считает, что этим организациям необходимо дать право законодательной инициативы.
Мы выступаем за конституционную реформу, преобразующую Россию в реально действующую демократическую федеративную республику, в которой члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы избираются путем прямых выборов. Федеральные и региональные правительства должны опираться на парламентское большинство, что обеспечит их эффективную деятельность, повысит ответственность парламента и усилит его контрольные функции. Мы выступаем за сохранение существующего порядка избрания президента РФ, за уточнение распределения полномочий между ним и парламентом.
Другим необходимым элементом демократической политической системы РОСДП считает политические партии, которые должны стать основным механизмом формирования парламента страны. Кандидаты на парламентских выборах должны выдвигаться только от партий. Повышению роли политических партий на выборах всех уровней будет способствовать исключение из избирательной системы сбора подписей и залога, платной агитации и т.п.
Мы за то, чтобы законодательно были закреплены открытость и прозрачность финансирования политической деятельности. Такой подход, касающийся роли партий, в конечном счете должен дать возможность гражданам не только избирать, но и контролировать деятельность тех, кому они вручили мандат доверия.
РОСДП придает исключительно большое значение судебной реформе, призванной обеспечить действительную независимость судов через механизмы их формирования и финансирования. Суд должен стать независимым, принимать свои решения исключительно на основании законов и пользоваться доверием народа. Проведение судебной реформы должно обеспечивать избрание на должность судей людей компетентных, авторитетных и уважаемых. Необходимо гарантировать безопасность судей и достойную оплату их труда. Но при этом следует повысить ответственность судей за принимаемые ими решения. Всякий случай неправового решения должен стать предметом специального разбирательства.
Необходимо конституционным образом узаконить создание федеративных округов, создать в них представительства органов федеральной исполнительной власти. Это будет шагом на пути к восстановлению единого политического, правового и экономического пространства страны, дееспособной судебной системы. При этом полномочия представителей президента должны жестко ограничиваться конституционными рамками и установленными полномочиями. В их деятельности не должно быть ни дублирования, ни подмены региональных органов власти.
Правовое государство должно включать как важный элемент четкое разделение полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов, исключать любое вмешательство в их компетенцию.
Нужно дать органам власти субъектов Федерации большую самостоятельность в социально-экономической сфере, поставив их при этом под более жесткий судебный и финансовый контроль. Местное самоуправление должно получить широкие экономические полномочия в решении местных вопросов и финансовую самостоятельность.
РОСДП выступает за то, чтобы были созданы механизмы, обеспечивающие подконтрольность аппарата всех уровней власти. Необходима эффективная борьба с бюрократизмом и взяточничеством.
Нужна новая кадровая политика, включающая систему подготовки государственных и муниципальных служащих, обеспечивающая независимый, конкурсный отбор и новые модели организации труда чиновничества. Целенаправленные действия в этом деле должны обеспечить понимание в обществе того, что любая должность в аппарате управления - это не `кормушка`, а служение гражданам, обществу.
Важной задачей государства является осуществление безопасности общества и личности. Необходимо усилить меры уголовной ответственности за тяжкие преступления, качественно улучшить работу органов внутренних дел путем усиления профессиональной подготовки и воспитания личного состава.
Нуждаются в кардинальном совершенствовании все силовые структуры общества и прежде всего армия. Социал-демократы считают, что необходима реформа армии, которая позволит осуществить `достаточную` и эффективную оборону страны от возможных агрессоров и международных террористов. Давно обсуждаемые вопросы о профессиональной армии и альтернативной службе должны быть решены.
Мы считаем, что необходимо разработать государственную программу улучшения социального обеспечения и жилищных условий семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Международная политика
РОСДП считает, что международная политика России должна определяться прежде всего двумя основными факторами - ее национальными интересами и ее ответственностью как одной из крупных стран мира. Потребность, которая должна определять и формировать национальный интерес, - это потребность в мирном, эволюционном развитии после долгого периода потрясений и революционных перемен.
Интересам России, с точки зрения РОСДП, отвечает открытый и демократический мир, в основе которого лежат равноправное сотрудничество и партнерство; мир со свободным перемещением людей, информаций и ресурсов, с гарантиями сохранения культурной идентичности и возможностью развития для всех стран и народов.
События последних лет вместе с тем показывают, что мировое сообщество не смогло в полной мере использовать уникальные возможности укрепления мира, возникшие после холодной войны. Окончание холодной войны пока не сделало наш мир более безопасным, а строительство нового мирового порядка на основе стратегии, сформировавшейся на выходе из холодной войны, так по-настоящему и не развернуто. Более того, с распадом СССР многие ранее принятые основополагающие решения, под которыми стоят подписи глав государств, или забыты, или просто отброшены.
Можно много говорить о причинах такого положения, ответственности стран за то, что сложилась такая ситуация, когда мир потрясают новые конфликты, а набравшие силу процессы глобализации еще более обострили противоречия между Севером и Югом. Разрыв между богатыми и бедными странами не только не сократился, а, наоборот, даже увеличился. Целые регионы мира с сотнями миллионов населения являются зоной бедствия, нищеты, распространения болезней, преступности, наркомании.
После окончания холодной войны Запад не сумел выработать ни новую доктрину коллективной безопасности, ни новую идеологию мирного развития, поскольку ведущие страны до сих пор находятся в плену старых представлений и подходов, а институты, сложившиеся в период холодной войны, продолжают функционировать.
Достаточно сослаться на расширение НАТО на Восток и попытку придать этой организации геополитическую роль, поставив под сомнение международное право и авторитет Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности.
Такой сценарий развития мировой ситуации все больше вызывает тревогу, что, в частности, проявляется в массовых выступлениях представителей многих стран мира против односторонней политики глобализации.
Мы, социал-демократы, приветствуем стремление активных миролюбивых сил всех континентов, настойчиво выступающих за реформирование ООН и повышение ее роли, создание наряду с ООН постоянно действующего мирового форума, представляющего институты гражданского общества.
РОСДП считает, что в этот ответственный момент развития мира особую роль должны сыграть в транснациональных масштабах социал-демократические, социалистические и лейбористские партии, объединенные в Социнтерне. Мы солидарны с действиями партий Социнтерна, выступающих за придание человеческого измерения процессам глобализации.
РОСДП - за разработку и практическое осуществление новых форм транснационального политического регулирования, за реформирование существующих институтов, таких, как МВФ, Мировой банк, ВТО и другие.
Мы в целом одобрительно относимся к докладу Генерального секретаря ООН Кофи Аннана `Мы - народы: роль Организации Объединенных Наций в ХХI веке`.
Мы, российские социал-демократы, глубоко убеждены в том, что проблемы глобальной безопасности современной цивилизации могут быть решены на пути коллективной ответственности народов.
Мы - за то, чтобы новый мировой порядок был более стабильным, более справедливым, более гуманным.http://nvolgatrade.ru/

Док. 205497
Перв. публик.: 05.07.04
Последн. ред.: 09.07.04
Число обращений: 5


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``