В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
К чему приведут непопулярные реформы? Назад
К чему приведут непопулярные реформы?
Рейтинг Путина под угрозой


Большинство народных избранников в минувшую пятницу дали старт непопулярным реформам, кто сознательно, кто - повинуясь партийной дисциплине. Своим одобрением законопроекта о замене льгот денежным содержанием Дума взяла на себя ответственность за последствия реализации предложений правительства, которые большинство непарламентских партий и экспертов склонны оценивать как крайне тяжелые.

Поскольку документы готовились в спешном порядке и постоянно дорабатывались, ознакомиться с ними по существу смогли лишь депутаты профильных комитетов, остальные изучали текст законопроекта на ходу либо просто поверили кабинету на слово. Сыграла свою роль и установка `Единой России` априори поддерживать все исходящее из Белого дома, что, в свою очередь, должно подразумевать соответствие стратегическому курсу, озвученному президентом.

Однако в отличие от всех ранее продавленных `Единой Россией` законопроектов этот вряд ли пройдет без последствий, причем как для самой партии власти, так и для правительства и президента. Каким бы высоким ни был лимит доверия, его можно легко исчерпать, если настойчиво разочаровывать того, кто доверяет. И это не досужие рассуждения, а вывод, подтвержденный результатами последнего исследования, проведенного социологами Аналитического Центра Юрия Левады. Собеседник МиК - ведущий сотрудник Центра Леонид Седов:

- Динамика ухудшения отношения населения к правительству начала прослеживаться в мае. В апреле число одобрявших и не одобрявших деятельность правительства было 44% и 40%, то есть имел место некоторый перевес одобрительных оценок. Однако в мае это соотношение выглядело уже совершенно другим - 38% к 47%, что объясняется действиями, которые начал предпринимать кабинет, инициативами, озвученными Фрадковым и другими министрами. В июне эта ситуация еще более ухудшилась: число россиян, одобряющих деятельность кабинета, осталось прежним - 38%, а число не одобряющих, возросло до 54%! На дальнейшем снижении рейтинга кабинета сказалось то, что был принят ряд решений, которые явно изменят ситуацию в худшую сторону.

Однако падение рейтинга одобрения правительства затронуло и рейтинг одобрения президента - он тоже начал снижаться. И в основе этого лежат экономические и социальные факторы. Очевидно, что ответственность за проведение реформ население перестало адресовать только правительству, а посчитало, что В.Путин тоже несет за них ответственность. Динамика здесь тоже довольно очевидная. В марте соотношение рейтинга одобрения и неодобрения В.Путина составляло 86% и 16%. В апреле - уже 79% к 19%. Мае - 76% к 21%, а в июне - 72% к 25%. Таким образом, снижение с марта составило 14%! Очевидно, что на этот показатель повлияло ухудшение экономической ситуации в стране. Хотя, на мой взгляд, это связано не только с социальными реформами кабинета, но и событиями в Ингушетии. Так что определенное снижение рейтинга президента происходит. Причем этот процесс происходит неравномерно в разных социальных группах. Наш опрос выявило интересную тенденцию - наибольшее снижение рейтинга президента произошло в полярных группах - в той, которую мы называем элитарной, куда относятся самые богатые люди, и группе наиболее обездоленных граждан. То есть, в Путине одновременно разочаровались самые богатые и самые бедные граждане. И в причинах этого надо разбираться. В группе тех, кто причисляет себя к т.н. среднему классу, относит свои доходы к среднему уровню, снижение рейтинга одобрения президента менее заметно.

Еще одна группа, заметно разочаровавшаяся в В.Путине - молодые граждане 17-24 лет, здесь падение рейтинга одобрения главы государства наиболее заметно. Региональные различия в отношении к президенту также симптоматично. Если в Москве рейтинг одобрения президента почти не изменился, то в Сибири он просто рухнул. И в причинах этого также надо разбираться. Но в целом это, конечно, негативная тенденция.



- А как Вы думаете, власть отслеживает обратную связь, реагирует на отношение к себе населения? Иногда складывается впечатление, что ее это вообще не интересует.



Ну, за это время мы убедились, что, по крайней мере, администрация президента и сам президент довольно внимательно относятся к данным, получаемым от разного рода социологических служб. Думаю, что здесь мало что изменилось, но, может быть, Фрадков - более отстраненный от этого человек.

На что сейчас можно рассчитывать? Дело в том, что, на мой взгляд, эти реформы, которые сейчас в таком спешном порядке будут осуществляться, они рассчитаны на поддержку в Думе. И Дума по-своему должна быть более чувствительна к таким делам, как доверие граждан, поскольку депутаты в большей степени зависят от избирателей, от настроения масс, чем административные исполнители и аппарат. Так что здесь получаются такого рода противоречия исполнительной власти и власти законодательной. Хотя сегодняшний состав Госдумы вряд ли способен на конфронтационные действия, отстаивая интересы избирателей. Скорее, компромиссы. И они сейчас требуют более точного расчета от правительства и .т.д.

На самом деле, как мне представляется, все эти реформы в принципе нужные, так как монетаризация системы социального обеспечения необходима. Это действительно современный уровень перевода таких вещей на рациональный язык экономики. И если деньги являются универсальным мерилом, языком экономики, языком словесным, то система льгот, поблажек и привилегий - это язык жестов, несовершенный и уродливый. Так что перевод этот в принципе необходим, но как он делается - тут возникают большие вопросы, так как под видом этого перевода делаются не очень благовидные вещи. Нет точных расчетов, нет точных выкладок, нет работы по убеждению людей в том, что это нужно. И происходит все как всегда.

Как первые реформы у нас проводились достаточно невнятно, без того, чтобы людям объяснять, что происходит, так и в этот раз получается такая же картина. То есть, дело вовсе не в принципах, а в методах.



Очевидно, что полученные социологами данные весьма тревожны. Ведь за три месяца своей работы кабинет Фрадкова умудрился поставить своеобразный рекорд - его деятельность не одобряют больше половины россиян (рост на 14% - с 40% до 54%). Аналогичное падение - на 14% - только с марта произошло с рейтингом доверия В.Путина, то есть с момента своего переизбрания президент теряет в рейтинге по несколько процентов ежемесячно. Подобная динамика, если не пытаться ее изменить, может оставить так часто употребляемое сегодня словосочетание `беспрецедентно высокая популярность президента` в прошлом. И вклад в рост социальной напряженности правительства будет весьма ощутимым.



Березовский был прав



Можно ли говорить о том, что новый этап непопулярных реформ положил начало качественному сдвигу в массовом сознании и общественных настроениях? Ведь в борьбе против решений кабинета о замене льгот денежным содержанием, как показали акции протеста 1-2 июля, объединились левые, правые, профсоюзы, правозащитники, экологи, то есть люди с совершенно разными политическими убеждениями? Леонид Седов считает:



- Да. Это правильное суждение. Намечается более широкий и более консолидированный, разносторонний и гетерогенный, как принято говорить, протест. Тут можно только выразить некоторое восхищение предвидением Березовского, который давно уже пытался левую и правую оппозицию, их протест, объединить. Что можно сказать о дальнейшем?

Я думаю, что такая протестная волна все же не выльется в какое-то качественно новое состояние общества. По крайней мере, пока. Если только через два-три года, к следующим выборам. В течение ближайших лет протест будет идентифицироваться и каким-то образом в свете того, что будет происходить в социально-экономической и политической сферах, оформляться. Сейчас, я думаю, полной консолидации не произойдет, хотя, конечно, анализировать эти процессы необходимо уже сегодня.



Народ не доверяет правительству, так как не доверяет реформам



25-29 июня 2004 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов России. Статистическая погрешность опроса в пределах 3%.



Поддержали бы вы решение заменить существующие льготы для пенсионеров по оплате коммунальных услуг, телефона, лекарств, проезда в общественном транспорте выплатой прибавок к пенсии?




апрель
июль

Целиком поддерживаю/по большей части поддерживаю
30
35

По большей части против/целиком против
63
55

Затруднились ответить
7
10







Имеете ли вы/другие члены вашей семьи право на какие-либо льготы? Если да, то на какие именно?
Какими льготами из этого списка вы реально пользуетесь?

Бесплатный проезд в городском транспорте
38
30

На оплату жилья и коммунальных услуг
35
33

Бесплатный проезд в пригородном транспорте
24
17

На оплату домашнего телефона
21
15

На оплату лекарств и медицинских услуг
19
12

Бесплатный проезд по стране (раз в год)
8
5

На оплату путевок в санаторий
8
3

Другое
1
1

Не имеем никаких льгот
49
48

Не знаем ни о каких льготах, которые бы распространялись на нас
3
6






На фоне общего неодобрения решения о замене основных льгот для пенсионеров выплатой надбавок наименьшую поддержку оно получило среди тех из них, кто действительно пользуется какими-либо льготами. Около 70% из их числа в целом против подобного рода реформы, особенно отмены льгот на проезд в городском транспорте и оплату домашнего телефона. Те россияне, которые не имеют льгот, более нейтрально выразили свою позицию: 40% высказались в поддержку, а 45%, напротив, не одобрили возможность реализации предполагаемого решения, 15% затруднились ответить.



Как вы думаете, повлияет ли замена существующих льгот на денежные компенсации на материальное положение вашей семьи, и если да, то каким образом?



Существенно улучшит/ несколько улучшит
14

Не изменит
44

Несколько ухудшит/ существенно ухудшит
30

Затрудняюсь ответить
12


httр://www.iаmik.ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205422
Опублик.: 05.07.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``