В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Гавриленков: `Сейчас для России оптимальный путь - не брать займы, а нанимать экспертов за рубежом под конкретные проекты` Назад
Евгений Гавриленков: `Сейчас для России оптимальный путь - не брать займы, а нанимать экспертов за рубежом под конкретные проекты`
В среду представительство Всемирного банка (ВБ) в России опубликовало свой доклад с неоднозначными оценками нашей экономики и ее перспектив. А днем ранее в крупнейших зарубежных изданиях появилось экспертное мнение на эту же тему Международного валютного фонда по итогам пребывания в Москве с 15 по 25 июня этого года. Некоторые наблюдатели расценили заявления зарубежных экспертов как предложение России взять новые кредиты. По мнению Евгения Гавриленкова, которое он высказал в интервью обозревателю Страны.Ru Николаю Чеховскому, сейчас государству `деньги как таковые не нужны`. Но зарубежные займы необходимы корпорациям.

- Евгений Евгениевич, в докладе Всемирного банка говорится, что для осуществления административной реформы в России необходимо потратить 2 миллиарда долларов: `На уровне федерального правительства могут потребоваться инвестиции в размере около 750 миллионов долларов, плюс инвестиции в размере 900 миллионов долларов для субъектов РФ, а также первоначальные вложения в размере 250 миллионов долларов на разработку новой системы местного самоуправления`. Видимо, ВБ имеет в виду, что России стоит взять кредит на административную реформу. Ведь, как правило, это означает обязательное отчисление крупных сумм на консультационную помощь экспертов МВФ и ВБ. Как Вы считаете, нужен ли России сегодня такой заем?

- В нынешней ситуации нам не нужны деньги как таковые. Но, когда кредиты предлагают такие структуры, следует иметь в виду, что они устанавливают некоторый контроль за расходованием средств. Так что можно надеяться, что деньги не уйдут впустую.

- Да, но в памяти еще свежи примеры с кредитами на структурные реформы, которые наше правительство набирало во времена премьерства Виктора Черномырдина. Реформы так и не были проведены, а на государство легли многомиллиардные долги. А затем правительство Сергея Кириенко объявило дефолт, и разразился кризис 1998 года.

- Я не говорю, что кредиты сегодня надо брать. Когда в стране есть деньги и политическая воля проводить реформы, а сегодня в России все это есть, то, наверно, можно обойтись и без кредитов. Просто надо учитывать, что при использовании кредита существует консультационная помощь, которая открывает доступ к современным ноу-хау. Роль полезных грамотных советов в финансовой сфере иногда огромна. Представьте, что мы строим мост, согнали заключенных, как в 30-х годах, а через год у нас мост смыло паводком - потому что строили не специалисты. Так и финансовые институты - их эффективность и надежность зависят от того, как они закладываются. Надо честно признать, что сегодня в России нет опыта построения таких институтов, поэтому без заимствований не обойтись.

С другой стороны, совершенно верно, нельзя и идеализировать иностранную помощь. Например, в странах Африки кредиты МВФ и ВБ несмотря на грамотные консультации оказались крайне неэффективны. Удачный пример: Япония в 1960-е годы смогла использовать и кредиты, и консультации на все сто. Поскольку у нас есть деньги, я считаю, для России оптимальный путь - не брать займы, а нанимать на свои деньги высококлассных экспертов за рубежом под конкретные проекты, причем не из Всемирного банка. На Западе есть и более полезные в консультационном плане институты. Деньги нам не нужны, а за свои деньги можно нанять экспертизу.

- Со стороны МВФ прозвучала такая оценка: зависимость России от нефти в долгосрочной перспективе сыграет нам плохую службу. В ближайшие два года благодаря удачной конъюнктуре России предвещают хорошие темпы экономического роста, а потом все будет не так хорошо. Нас потянут вниз и набираемые сегодня корпоративные долги, и сохраняющаяся зависимость от экспорта сырья.

- Зависимость от мирового нефтяного рынка - это результат последних десятилетий. Избавиться от нее в течение двух-трех лет невозможно. Потребуется как минимум 10 лет, пока эта зависимость перестанет быть столь существенной. Сегодня я предлагаю смотреть на нефть просто как на источник финансовых ресурсов. Ситуация в целом похожа на восточноевропейские страны начала 1990-х годов. Только бывшие страны соцлагеря развивали и диверсифицировали свою экономику за счет зарубежных займов. Таким образом, вся разница сводится к источнику поступления денег в экономику по текущим операциям от продажи нефти, отражаемым в платежном балансе страны или капитальным операциям, как это было, например, в Чехии. Но по большому счету безралично, каким способом средства попадают в страну и начинают работать в ее экономике. Главное, какова отдача от этих средств. У нас сегодня реально повышается инвестиционный и потребительский спрос. В целом российская экономика показывает достаточно сбалансированный рост всех отраслей экономики и промышленности, в том числе пищевой, машиностроения и других. Нефть для России сегодня - катализатор потребительского спроса. Укрепляется в целом и банковская система, растет спрос на займы.

- Один из ключевых моментов критики со стороны МВФ - политика Банка России. Мол, ЦБ слишком сильно регулирует и курс доллара к рублю, и рублевую инфляцию, и все эти жесткие ограничения на благо экономическому росту не пойдут. Раздался даже призыв отпустить курс рубля к доллару - пусть он без вмешательства ЦБ свободно определяется на бирже. Как Вы оцениваете эту позицию?

- Так ведь фактически рубль уже свободно плавает. Более того, Банк России в состоянии сглаживать какие-то незначительные колебания, чтобы убрать дестабилизирующий спекулятивный фактор, но в долгосрочном плане он ничего не может сделать. То, что происходит на российских биржах - не более чем отражение колебаний доллара и евро на зарубежных площадках. Когда доллар падал к евро, рубль укреплялся. Потом обе тенденции разом поменялись. В последнее время курс стабилен: доллар колеблется вокруг отметки 1,20 за евро, и наш курс рубля к доллару стоит на месте. Политика ЦБ является просто отражением глобальных процессов, и другой она быть не может. В этом году весь ВВП России оценивается приблизительно в 530 миллиардов долларов. Эта сумма примерно равна бюджетному дефициту Соединенных Штатов. В денежном отношении мы очень малы и сегодня просто грамотно следуем в фарватере глобальных тенденций, не давая развиваться спекулятивным отношениям.

- Что касается быстро растущих корпоративных кредитов - эта тенденция представляет, по вашему мнению, какую-либо угрозу?

- Я считаю, что кредиты надо брать только за рубежом, особенно это касается крупных компаний. Это реальность: сегодня только 25 российских банков имеют активы свыше 1 миллиарда долларов. И потребуются годы, чтобы они смогли накопить капитал. Такие компании, как `Лукойл` или `Газпром` хотят брать сразу миллиарды. Ни один российский банк их просто не сможет дать.

В целом вопрос стоит так: расти нашей экономике или не расти. Если расти - то кредиты предприятиям необходимы. Долгосрочные перспективы в целом зависят не от того, берем мы кредиты или нет. Гораздо большую опасность представляет чрезмерное зарегулирование экономики, а также замедленная реструктуризации РАО `ЕЭС` и `Газпром`. Что сегодня происходит в этой сфере - не очень понятно. Если реформы естественных монополий не будут проводиться, развитие экономики будет серьезно заторможено.

- Вы считаете, что реформу РАО `ЕЭС` необходимо проводить по той схеме, которая была запланирована? Иными словами, оправдано ли экономически дробление электроэнергетики?

-Я считаю, что рецепты должны быть привязаны к специфике каждой страны и каждой компании. У меня складывается ощущение, что в руках нашего государства компании работают менее эффективно, чем в частных. `Газпром` гораздо менее эффективен, чем частные нефтяные компании. Государственный сектор нефтянки менее эффективен, чем частные нефтяные компании. С другой стороны, я понимаю, что здесь важен не только экономический расчет, существует и более важный политический момент. Поскольку иностранцы не могут купить значительное количество акций - электроэнергетика является стратегическим ресурсом государства и их туда не пускают - то приобрести образующиеся в результате дробления предприятия могут только уже существующие в стране крупные бизнесмены. А эти кандидатуры в силу различных обстоятельств не в полной мере устраивают власть.


Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205404
Опублик.: 01.07.04
Число обращений: 633

  • Гавриленков Евгений Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``