В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Катарский суд оставил россиян в живых. За решеткой Василия Бокчова и Анатолия Белашкова приговорили к пожизненному заключению Назад
Катарский суд оставил россиян в живых. За решеткой Василия Бокчова и Анатолия Белашкова приговорили к пожизненному заключению
Чтение приговора двум российским гражданам заняло всего 15 минут.
Катарский суд - это огромный 15-этажный небоскреб из стекла и бетона. О принадлежности к Фемиде говорят лишь висящие перед входом в здание гигантские весы с карающим мечом правосудия посередине. Последнее пугает, учитывая, что двум россиянам - Василию Бокчову и Анатолию Белашкову - грозит смертная казнь. И хотя в Катаре ее не применяли последние четыре года, легче от этого как-то не становится.

Еще накануне в это здание можно было попасть без проблем. Вчера же, чтобы попасть в суд, пришлось пройти через тройной кордон полицейских. Охрана `шмонала по-черному`, больше всего досталось корреспондентке одного из российских телеканалов. Женщина-полицейская даже заставила ее снять лифчик, поскольку тот якобы `звенел` при проходе через рамку.

Заседание суда проходило на девятом этаже. Добираться туда пришлось пешком, поскольку из трех лифтов работал только один, да и он был `зарезервирован` для подъема вдовы Яндарбиева Малики и ее дочери Зарины. Забравшись по лестнице на этаж, сталкиваюсь с Ахмедом Закаевым. Этот один из самых известных чеченских командиров, эмиссар Масхадова в Европе специально прилетел на процесс из Лондона. Но поговорить с Закаевым не удается, потому что он сразу скрывается в специально отведенной комнате, вход в которую охраняют два грозного вида автоматчика.

Заседание суда начинается в 11 часов. Двух россиян разглядеть практически невозможно: они сидят к залу спиной, а подходы к ним перекрывает дюжина катарских охранников ростом с хорошего баскетболиста-центрового. У каждого на поясе пистолет в кобуре. Успеваю разглядеть, что оба подсудимых одеты не в тюремные робы, а в тренировочные костюмы, на ногах - кроссовки. Видно, что один - блондин, это вроде бы Белашков. Со спины он кажется чуть выше и моложе коллеги. Лица не видно, только густая борода. Второй россиянин - шатен и тоже с многомесячной щетиной на лице. Рядом с ними сидит только переводчик, российский адвокат присутствует в зале, но он находится в стороне.

Входят судьи. Начинается традиционная в таких случаях процедура. Процесс ведется на арабском, перевод на русский есть, но очень корявый.

- Оба подсудимых виновны. У обвинения есть причины смягчить наказание?

- У нас нет таких причин. Они совершили особо тяжкое преступление.

- У защиты есть что сказать в ответ?

- Ничего. (Россияне, как известно, виновными себя не признали.)

Суд встает и удаляется на совещание. В зале повисает тягостная пауза. Видно, что Белашков волнуется - теребит бороду и постоянно приглаживает волосы. Паузу разряжает трель мобильника. Телефон звонит у одного из охранников. Это выглядит тем удивительнее, что за час до этого именно он отбирал у всех сотовые телефоны при входе в зал суда, да и сам стоит на фоне плаката `Выключите свой телефон`.

Снова появляются судьи и начинают на арабском зачитывать приговор. Малике Яндарбиевой и Закаеву переводят, причем вдова все записывает на диктофон. Российской прессе не переводят ничего. Судья часто упоминает фамилию Фетисова - первого секретаря посольства России в Катаре, которого лишь дипломатический статус спас от суда. Его выслали на родину еще в феврале. Фамилии двух других россиян жутко коверкаются. То он Яблочков, то Богачов. Позже удается узнать, что приговор практически полностью копирует обвинение. Катарцы утверждают, что русские готовили теракт еще в Москве, где провели первую репетицию. Въехав в Катар, они по поддельным документам сняли машину и начали слежку за Яндарбиевым. Теракт якобы хотели совершить еще 6 февраля, но тогда не удалось. Взрывали джип с `экс-президентом Ичкерии`, по версии катарской стороны, с помощью дистанционного пульта, который потом пытались сжечь. В качестве одного из доказательств вины фигурирует фотография Яндарбиева, найденная в компьютере Фетисова, на которой голова `экс-президента` обведена красным кружком. Также в машине россиян нашли какие-то провода - вроде бы от взрывного устройства.

Чтение приговора заняло 15 минут. Вердикт суда: пожизненное заключение.

Узников тут же уводят из зала через запасную дверь. Встает довольный Закаев. Адвокат россиян Дмитрий Афанасьев также удовлетворен тем, что суд не согласился с требованием прокуратуры о смертной казни. Тем не менее следствие шло с нарушением международного права. Заключенных пытали, а обыск в дипломатической резиденции был проведен незаконно. В течение 15 дней адвокаты будут подавать апелляцию на приговор и требовать от катарцев, чтобы заключенные были выданы России для отбывания приговора на родине.


Максим ЧИЖИКОВ
ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002http://nvolgatrade.ru/

Док. 205388
Опублик.: 01.07.04
Число обращений: 151


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``