В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ГЕНЕРАЛ КВАШНИН ПЕРЕШЕЛ В КОНТРАТАКУ Назад
ГЕНЕРАЛ КВАШНИН ПЕРЕШЕЛ В КОНТРАТАКУ
Генштаб не желает передать минобороны функции по контролю над военным бюджетом

Законодатели поддержали поправки к Закону `Об обороне`, которые значительно снижают руководящую роль Генерального штаба в жизнедеятельности Вооруженных сил. Согласно им Генштаб будет заниматься только разработкой военных планов и тренировкой войск по их выполнению, руководить же армией будут исключительно два человека: министр обороны и - через него - Верховный главнокомандующий. Как в США и других странах с `развитой демократией`.

В прошлом номере `НВО` (# 22) уже писало, что источник еженедельника в Генштабе заявил по этому поводу, что, по его мнению, `Анатолий Васильевич Квашнин не тот человек, кто может просто так вот проглотить принятое Госдумой решение...`.

И действительно, реакция Квашнина последовала, по сути, незамедлительно. 17 июня, он выступил на заседании правительства по обсуждению объемов финансирования национальной обороны и безопасности в проектировках федерального бюджета на 2005 г. Там начальник Генерального штаба довольно резко заявил, что анализ представленных Минфином материалов `не дает оснований предполагать о существовании возможности наращивать усилия по обеспечению национальной обороны и выводу Вооруженных сил из кризиса`. При этом Квашнин попросил правительство не просто `уточнить представленные параметры`, но и `доработать` их, обратив при этом внимание на финансирование государственных программ вооружений, объемов индексации материальных затрат и обеспечение прозрачной замены льгот военнослужащим на денежные компенсации. Более того, в ходе своего выступления Квашнин, по сути, потребовал (!) убрать прямую трансляцию своего выступления для прессы, поскольку ему бы не хотелось обсуждать ряд вопросов открыто для журналистов. Премьер Михаил Фрадков прессу не удалил, но предложение Квашнина принял в том смысле, что перенес рассмотрение ряда вопросов на другие дни. Что, в свою очередь, дает Квашнину возможность еще, может быть, не раз заявить о своей значимости до того, как по Генштабу будет принято окончательное решение.

Эксперты сразу обратили внимание на то, что по животрепещущим для армии проблемам на таком высоком уровне выступал не министр обороны Сергей Иванов, а именно начальник Генштаба. Происшедшее в правительстве особенно примечательно на фоне начавшегося процесса по `упразднению` роли Генштаба в руководстве Вооруженными силами. По мнению заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, сам факт выступления по данному вопросу Квашнина, а не Иванова отражает сохраняющееся в военном руководстве России двоевластие и отсутствие в стране характерного для демократических государств контроля над ВС в виде гражданского Минобороны.

Таким образом, полагают эксперты, Квашнин дал понять, что какие бы решения на каком бы уровне ни принимались, роль Генерального штаба в жизнедеятельности Российской армии останется непреходящей. Перед членами правительства он действительно как бы продемонстрировал свою компетентность и понимание обсуждаемых вопросов, оперировал многочисленными цифрами, в том числе и экономического свойства.

`По крайней мере в течение нескольких ближайших лет так и будет, - сказал в своем комментарии `НВО` член Совета по внешней и оборонной политике полковник запаса Виталий Шлыков, который более 30 лет прослужил в Генштабе на различных должностях (еще в 2000 г. он написал книгу `Нужен ли России Генштаб?`, вызвавшую большой резонанс в военных кругах). - Как известно, в военном ведомстве всем заправляет именно Генштаб, у министра обороны реальной власти нет. Это хорошо, что в военном ведомстве будет один хозяин, единоначальник, но технически `передача` власти от Генштаба Министерству обороны потребует много лет`. Тем более что, как полагает эксперт, федеральные органы лишь `декларируют намерения, однако практически ситуация пока не развивается. Да и нельзя механически пересадить генштабистов в Минобороны и сказать им: делайте то, что и делали, только уже под началом министра обороны`.

Перетряска организационных структур высших эшелонов военной власти предстоит действительно серьезная. Возможно, персонал Минобороны, как и Пентагон, будет состоять из гражданских людей. Кстати говоря, гражданских специалистов, по мнению Шлыкова, надо будет специально готовить для работы в военном ведомстве, для чего, возможно, придется создавать специализированные учебные заведения, как то имеет место в тех же США.

В среде военных сейчас много говорят о том, что `развал` Генштаба повлечет за собой и `развал` всей военной структуры страны, мол, Сергей Иванов выполняет `очередной заказ Запада по низведению на нет военной мощи России`. `Такого в истории отечественной армии еще никогда не было`, - сказал `НВО` источник в Генштабе. Последнее, однако, далеко не так. По мнению Виталия Шлыкова, `даже Сталин не давал Генштабу очень широких полномочий. Когда к нему пришел тогдашний начальник Генштаба Борис Шапошников и сказал, что у него маловато времени для руководства войсками, Сталин ответил, что начальник Генерального штаба должен текущей работой заниматься не больше четырех часов в сутки, а остальное время - лежать на диване и думать о будущем армии`.


материалы: Независимая Газетаhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 205385
Опублик.: 01.07.04
Число обращений: 107


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``