В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Абрамкин:`Суп-культура` Назад
Валерий Абрамкин:`Суп-культура`
Отказ обитателей некоторых колоний и сизо Петербурга от пищи был заранее спланирован
Вчера протесты в исправительных колониях (ИК) и следственных изоляторах (сизо) Петербурга были сведены на нет. Заключенные и подследственные прекратили объявленную ими `голодовку` также неожиданно, как и начали. Говорят, что на них подействовала профилактическая работа сотрудников Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) по Петербургу и Ленинградской области. Как стало известно, на самом деле по тюрьмам ходил `парламентер` из Управления и долго говорил `за жизнь` с `дедами` трех колоний и трех изоляторов...

Около сотни письменных протестов гласили, что братва `выражает несогласие с установленным порядком отбывания наказания`. И 24 февраля началась массовая `голодовка`. По словам представителей ГУИН, обитатели ИК и сизо лишь частично отказывались от приема пищи. То есть на завтрак они, например, берут кашу, но отталкивают чай и сахар, в обед отказываются от первого и второго, но берут третье, иногда берут один суп, но отказываются от всего остального. Количество таких `отказников` по всем бастующим учреждениям менялось от часа к часу. Вначале говорилось о пяти тысячах, но максимальное достижение протестантов, по данным ГУИНа, - две с половиной тысячи человек.

В заявлениях обитатели ИК и сизо ставили в известность своих надзирателей, что в колонии N 4, расположенной в Форносово, конвоиры `прижимают братву, совершают поборы (с камеры по нитке - конвоиру рубашка), оказывают физическое воздействие, и иногда дело доходит даже до убийства`. Вывод заключенных - отстранить от исполнения обязанностей все руководство колонии N 4, а также заместителя начальника ГУИН Владимира Веселова.

В колониях, разбросанных по огромной территории, бастовать начали все одновременно. Возможно, `Воровской прогон` вместе с шаблоном заявления был заброшен в разные учреждения петербургского ГУИН как минимум за два дня до начала описываемых событий. В каких-то зонах `деды`, ознакомившись, дали зэкам `добро` на голодовку, в других колониях проигнорировали. Кстати, когда `парламентер` начал спрашивать у заключенных про убийства в тюрьме, они объяснили, что на самом деле имели в виду моральное убийство личности.

Интересно, что пока зэки всего Петербурга и Ленинградской области отстаивали права исправительной колонии N 4, там никто и не знал об этом и в голодовке не участвовал. Почти весь спецконтингент `четверки` готовился к концерту художественной самодеятельности, репетировали - пели, танцевали, придумывали театральные этюды. Выступление должно было состояться в предстоящие выходные, но из-за происходящих событий было отменено.

В результате в межведомственную комиссию наряду с помощником начальника ГУИН Минюста РФ по правам человека, прокурора по надзору за соблюдением законов в учреждениях ГУИН, представителей ГУИН СЗФО и ГУИН России вошли также представители общественных и религиозных организаций.

Как сообщил корреспонденту `РГ` заместитель начальника ГУИН по СПб и ЛО Сергей Поляков, единственное, чего пока добились подследственные и осужденные - некоторая дестабилизация работы пенитенциарной системы Петербурга и Ленинградской области. Хотя, как стало известно корреспонденту `РГ`, сейчас на уровне высших чинов ГУИН СПб и ЛО идет серьезная борьба за власть. И для этого могут быть использованы и подобные акции.

Компетентно

Ситуацию по просьбе `РГ` комментирует директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ Валерий Абрамкин.

- Валерий Федорович, чем конкретно вызвана голодовка? Что подразумевается под формулировкой `тяжелые условия содержания, жестокое обращение со стороны администрации`?

- Дело в том, что, как я предполагаю, с 1999-2000 годов существует некая установка `из центра на места` - о борьбе с воровскими традициями, с тюремным законом. А на самом деле идет борьба с тюремной субкультурой.

- Вы хотите сказать, что воровская субкультура позволяет быть личностью?

- Человек, который соблюдает тюремные законы, остается `в законе`. Выполнить требования администрации значит унизить себя. Унизить свое достоинство.

- Что это могут быть за требования?

- В лагере есть определенные табу. Арестант не может их нарушать.

- Эта голодовка вызвана именно усилением давления?

- Возможно. Есть много приемов давления, и я не знаю, какие именно в данном случае использовали. Один прием запрещают законом - изобретают новый способ унижения. Например, `запретка`, когда заключенных заставляли выходить на запретную полосу и `грабить` - это считалось позором.

- Простите, что заставляли делать?

- Равнять граблями запретную полосу или полоть сорняки, неважно. Важно, что, если человек выходит на запретную полосу, для тюремного сообщества он - предатель. Тогда, примерно в 1992 году, вступились некоторые правозащитные организации, и была принята норма, что нельзя заключенных выводить на охранные сооружения. То есть такой способ борьбы с субкультурой был запрещен. Но тут же появилась `метла` - это когда плац мести надо, что тоже по понятиям запрещено.

- А может ли субкультура быть более гибкой и приноравливаться к тюремным нормам со своей стороны?

- Это возможно на строгом режиме.

- А можно ли бороться с голодовкой?

- Это зависит от того, что происходит. Например, в одной колонии заключенные отказываются брать лагерные миски. То есть по их законам они должны есть только из своих. На что администрация логично заявляет: мы их кормим, но они же не едят! А люди голодают.

Михаил Телехов, Санкт-Петербург
Дата публикации 27 февраля 2004 г.
`Российская газета`<р>http://nvolgatrade.ru/

Док. 205346
Опублик.: 30.06.04
Число обращений: 745

  • Абрамкин Валерий Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``