В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Зубаревич: Не трогайте регионы сейчас, это не первоочередная задача Назад
Наталья Зубаревич: Не трогайте регионы сейчас, это не первоочередная задача
Укрупнение регионов с некоторых пор стало весьма актуальной и острой темой. Многочисленные эксперты и просто сочувствующие предлагают различные концепции проведения новой реформы. Ученые спорят о том, что следует учитывать в первую очередь, проводя укрупнение, - экономическую целесообразность или национальные и культурные особенности регионов. Однако есть специалисты, которые считают, что в укрупнении вообще нет никакой нужды, по крайней мере, в данное время. К таковым относится доктор географических наук, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. С ней побеседовал корреспондент `Росбалта`.



- Наталья Васильевна, расскажите, пожалуйста, какие плюсы и минусы, на ваш взгляд, несет в себе проект укрупнения регионов, о котором сейчас столько говорят? Какие цели преследуют различные концепции укрупнения?

- Есть три цели. Первая цель очень проста, ее преследуют разработчики этих концепций. Десятилетиями отечественная наука была `в загоне`, а тут представился шанс что-то конструктивное создать, что может быть потом востребовано. Помните старый КВН: `Партия, дай порулить`. Эта цель - возможность прикоснуться к конструированию пространства.

Вторая цель политическая. Ее субъекты - политики. Сейчас мы все объединим, считают они, покрушим головы тем губернаторам, которые нам не нравятся, и нарисуем так, чтобы нам было удобно управлять. Плоды понятны: губернаторство, которое всячески представляется страшной силой, побеждено, Змей Горыныч повержен, федеральная власть широким шагом проводит реформы. Не очень понятно с кем, не понятно, на каком пространстве, но победа одержана.

Третья цель, действительно, управленческая. Есть некое осознание избыточности количества того, что мы имеем. 89 регионов - это много, наверное, это не очень удобно. Казалось бы, ставится не политизированная, не амбициозно-научная, а просто рабочая управленческая задача оптимизации. И если мы сокращаем число регионов, некий управленческий плюс, конечно, будет. Мировая практика говорит о том, что большинство государств стремятся к 20-30 регионам. Американцы как-то спокойно обходятся с 50-ю региональными единицами, но 50 - это верхний предел в такого рода примерах.

Допустим, что укрупнение тем или иным образом проведено. Федеральной власти удобно? В общем, удобно. Но страна - это не только федеральная власть. Страна - это все уровни системы. Допустим теперь, что мне удобно на своей кухне поставить джакузи, а из нее вниз будет течь вода, и соседям будет очень неудобно. Или, скажем, мне хочется плясать до утра, но музыка мешает другим людям спать. Так вот страна - это суммированное, объединенное количество выгод. Что мы получаем внизу после укрупнения? Федеральная власть упростила некие решения, регионы потеряли естественно очерченные границы. Я хочу вам напомнить, что та самая центральная, европейская Россия, которую любят кромсать, была нарезана в конце ХVIII века Екатериной II, пережила все объединения царей-реформаторов, большевиков 20-х и Хрущева 50-х и вернулась в прежние границы. Подумайте, если 200 с лишним лет пространственная система была в естественных границах, в ней вырастает сеть дорог, инфраструктура, центры разного уровня. Это некая иерархическая система. Попробуйте объединить такие системы и поймете, что они автономны. Спросите себя, как вам удобно ехать из Ярославля в Тверскую область? Если вы хотите сберечь машину, то вы поедете через Москву. Пространства у нас не связаны. А это значит, что на укрупненный регион сбрасываются все издержки возросших проблем управления этим пространством.

Кроме того, что я хочу сказать и уже не раз говорила: не трогайте регионы сейчас, это не первоочередная задача. Когда-то в далеком будущем, когда мы станем богаче, сильнее, умнее, когда роль управления государства уменьшится, а роль самоуправления увеличится, тогда будет не суть важно, как проведены границы. Потому что сообщества будут локальными, муниципальными. Пока же у нас слишком мало поводов для объединения, для самоидентификации. Я разговаривала с людьми в Воронеже, в Иркутске, в Бурятии и задавала им один простой вопрос: как вы будете чувствовать себя под липецкими, или как вы будете себя чувствовать под иркутскими? Люди активно отрицательно относятся к этому. Понятно, идет борьба с элитами. Но о людях-то кто-то подумал? Да, это не материальные вещи, но вся жизнь складывается не только из материальных вещей. С человеком у нас не считаются. Ему не дают возможности поучаствовать или как-то адаптироваться. Его поставили перед фактом - мы так хотим. Но сколько можно сверху, безаппеляционно принимать простые и крайне неэффективные решения?

- Допустим, что реформа проведена...

- Нет, дело в том, что она не будет проведена. Я скажу вам, что будет. Будет много разговоров на эту тему. Губернаторы действительно дергаются, они недовольны, но они будут молчать, потому что большинство губернаторов `построено`. Но я говорила с региональными журналистами, они молчать не будут. Именно региональные журналисты, региональное сообщество вообще станет рупором. Гражданское общество обязательно активизируется, потому что это затрагивает людей реально. Это первое.

Второе. Укрупнение - это пугалка для губернаторов, которая вряд ли будет реализована за пределами укрупнений маленьких автономных округов, которые идут своим чередом. Все остальное - это пугалка, которая завершится следующим образом. Будут происходить обсуждения, выдвигаться различные концепции, а такие, как я, будут высказываться против. И нас будут слушать и приглашать, потому что прессе интересна другая точка зрения. И когда градус обсуждения поднимется, кто-то наверху скажет: `Мы не будем этого делать. У нас все спокойно, стабильно и нормально`. И вся страна, начиная от региональных элит и заканчивая каким-нибудь Иваном Петровичем, увидит, какое у нас мудрое руководство. Это очень хороший РR-ход администрации Президента и вы мне не докажете обратного.

- Интересная точка зрения...

- Я могу вам и больше сказать. Не буду от вас скрывать, я догадываюсь об источнике всех этих разговоров про укрупнение. Чисто умозрительно могу предположить. У нас сейчас фактически без работы сидят полномочные представители Президента в округах. Порулить финансовыми потоками им не дали. Оставшись без функций и без внятных властных полномочий некоторые из них, особенно испытывающие энергичные, амбициозные намерения, задают новый фронт работы. Начато все четко и грамотно объединением Пермской области с Коми-Пермяцким округом, которое было проведено разумно, корректно, очень четко в плане соблюдения процедур.

Но у меня есть простой вопрос. Коми-Пермяцкий округ - это стартовая позиция. Но когда Хрущев начал сажать в Ставрополе и в Краснодарском крае кукурузу - это тоже была стартовая позиция. Потом кукурузу доволокли за Полярный круг. Результат старшему поколению хорошо известен. Я сама стояла в очередях за хлебом, будучи маленькой девочкой. Я хочу сказать, что раскрутка какого-либо политика не должна быть причиной серьезных потрясений для страны.

- Вы говорите о каком-то конкретном полпреде?

- Я говорю о полномочном представителе Президента РФ в ПФО Сергее Кириенко и Центре стратегических исследований в ПФО, который разрабатывает проект укрупнения.

- Но разве вы не сказали, что укрупнение - это РR-акция администрации Президента?

- Первый сюжет действительно берет истоки в администрации Президента. Но поверьте, ничто не мешает идти этим двум сценариям рука об руку.

Ведь что такое укрупнение в отношениях федеральной и региональной властей? Это страшилка, которой первые пугают вторых. Зачем? Потому что федеральная власть имеет свои фобии. 90-е годы были очень тяжелыми для федеральной власти. Феодализация страны была очень серьезной. Мы по принципу маятника от жестко централизованной государственной системы перешли в другую крайнюю позицию децентрализации, отсутствия внятной иерархии управления. И федеральная власть нахлебалась в полной мере.

Сегодня прошлые страхи и фобии у людей остались. До сих пор они видят перед собой страшных губернаторов, которых необходимо `строить`, `строить` и еще раз `строить`. А времена изменились. Сейчас маятник качнулся в обратную сторону, и мы опять, перейдя точку орtimа, выходим на централизованное, иерархическое, жесткое управление.

- И когда же Россию перестанет мотать из стороны в сторону?

- Понимаете, у нас культуры политической нет, сдерживающих факторов, публичной дискуссии не хватает, очень низкий уровень гуманитарного образования. Поэтому очень легко запугать людей страшилками - хоть губернаторами, хоть диктатурой федеральной власти. Очень легко мы на все эти вещи покупаемся. Потому что не развито экспертное обсуждение и не развит диалог. И главное, власть не хочет реального диалога. Хотя публично что-то обсуждается, решения, на мой взгляд, принимаются более жесткие, чем это требуется в сегодняшних условиях. Я надеюсь, что эта ситуация будет пересмотрена.

Беседовал Александр Поздняков, ИА `Росбалт`. Москва


2000-2004 ИА `Росбалт`http://nvolgatrade.ru/

Док. 205252
Опублик.: 29.06.04
Число обращений: 165


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``