В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Е. Гонтмахер: `Недостаток - в уравниловке` Назад
Е. Гонтмахер: `Недостаток - в уравниловке`
Мы продолжаем цикл программ о реформе, которая сейчас обсуждается больше других, которой - впервые за долгое время - и обычные люди, и чиновники озабочены в равной степени. Речь идет о замене льгот на льготные выплаты. В первых числах июля Дума будет голосовать за этот законопроект в первом чтении. Тем не менее вопросов по-прежнему много, и разобраться с частью из них нам поможет научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер.

- Евгений Шлемович, вы уже приходили к нам обсуждать эту тему (Предыдущее интервью Е. Гонтмахера), но поскольку дискуссия сейчас идет на всех уровнях, то ситуация меняется, появляются какие-то новые варианты этой реформы. Вот, например, правительство существенно повысило размер предполагаемых компенсаций по сравнению с первоначальным вариантом. Сейчас минимальная сумма, по-моему, 800 рублей. Как вы считаете, это окончательная сумма или она еще может вырасти?

ГОНТМАХЕР: Я думаю, что суммы могут, может быть, вырасти незначительно по отдельным категориям - это может быть результатом второго чтения в Государственной Думе, но принципиально, конечно, суммы больше расти не будут, потому что это предел возможностей нашего бюджета, во-первых, и, во-вторых, все-таки правительство сделало какие-то более-менее точные расчеты под эти суммы.

- И оптимальный размер компенсации, как вы считаете, достигнут? Или все зависит от региона и от социальной группы?

ГОНТМАХЕР: В чем большой недостаток предлагаемого варианта - хотя вариант сам по себе, наверное, неплохой, надо те льготы, которые у нас и так во многом не оплачиваются и только на бумаге, заменить реальными, живыми деньгами, - недостаток в уравниловке. Конечно, 900 рублей или 1400 рублей инвалиду первой группы в Москве - это одно, в Кирове - это другое, в Магадане - это третье. В этом смысле уравниловка определенная есть, и тут надо будет регионам, с моей точки зрения, подумать о том, чтобы компенсировать каким-то образом вот эти различия территориальные в ценах, в стоимости жизни. Потому что иначе может получиться так, что в регионах дешевых эта сумма будет достаточно неплохой прибавкой к пенсии, вообще к семейному бюджету, ее может хватить реально на то, чтобы компенсировать льготы, даже, может быть, что-то останется, а в каких-то регионах, боюсь, могут быть проблемы.

- Давайте еще раз уточним, какие льготы относятся к ведению федерального центра, а какие - к регионам.

ГОНТМАХЕР: Разделили всех льготников на две большие категории. Я скажу о той категории, которая меньше, которая относится теперь полностью к ведению субъектов Федерации и областей. Это ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий. Все остальные категории льготников - они включают в себя инвалидов всех групп, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, чернобыльцев и целый ряд других групп, - все они теперь относятся к ведению федерального бюджета и будут получать компенсацию из федерального бюджета. Что касается ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий, то вопрос о льготах для них отдан в ведение местных властей, и они уже сами будут принимать решение: либо вводить какие-то местные денежные компенсации из своих бюджетов, или оставить такую систему льгот, которая сейчас существует. Это будут решать местные власти.

- Местные власти будут решать, очевидно, в зависимости от своих возможностей, от того, большой бюджет или не очень?

ГОНТМАХЕР: Это не совсем так. В вашем вопросе предполагается, что если будет переход на деньги, то, значит, каким-то образом власти будут экономить. Нет, это не совсем так, потому что одно дело - льготы, которые у нас существуют на бумаге и которые не финансируются, другое дело - льготы, которые реально финансируются: разница в несколько раз. Поэтому замена той части льгот, которая финансируется на деньги, - это один к одному, если говорить по общей сумме. Есть, я повторяю, проблемы по регионам и проблемы по каждому конкретному человеку, здесь не угадаешь: тебе 1400 рублей хватит или не хватит на твои конкретные потребности, которые были раньше бесплатными?

А регионы будут решать, я думаю, исходя из каких-то совершенно других обстоятельств. Например, может быть, многие захотят сделать так, как сделало федеральное правительство, то есть ввести денежные компенсации, исходя из того, что это более простой, более понятный вариант; кто-то сохранит льготы, оценит, что слишком много будет недовольных людей с переводом на денежные компенсации. Это работа местных властей, она должна быть достаточно тонкая и профессиональная.

- Все-таки в целом по стране эта система будет вводиться добровольно или принудительно? Недавно министр здравоохранения Зурабов заявил, что за человеком останется право выбора: воспользоваться льготой или получить денежную компенсацию. Получается, что кому эта система не нравится...

ГОНТМАХЕР: Не совсем так. Действительно, на одном из первых этапов, когда готовился пакет этих законов, был вариант, и он был вынесен на заседание правительства, когда каждый льготник мог выбрать: либо он оставит себе льготы, либо он получит денежные компенсации. Но после длительных обсуждений пришли к выводу, что это нецелесообразно, потому что право выбора предполагает очень большие административные расходы: надо же будет тогда отследить каждого конкретного человека, чтобы не было двойного счета, когда ты и деньги получил, и льготами воспользовался. А для этого нужно иметь реестр специальный по всей стране на всех льготников. Такого реестра пока нет, поэтому было принято решение, и в том пакете по льготам, который сейчас находится в Думе, тем категориям льготников, которые берет на себя федеральный бюджет, всем будут выдаваться деньги, а по тем, кто остается на местных бюджетах, будет возможность выбора для местных властей - но не для льготников.

- Давайте рассмотрим преимущества замены льгот на денежные компенсации в деревне и в городе. Говорят, что для деревенских жителей, очевидно, больше плюсов: каждому положен пакет социальных услуг на определенную сумму, если при этом ты ездишь не на поезде, а на лошади, то эти деньги - льготы на транспорт - не в воздухе растворяются, а идут тебе прямо в карман.

ГОНТМАХЕР: В целом это, конечно, правильно, потому что в далекой деревне люди, никогда в жизни не имевшие квартирного телефона, вдруг получат деньги. Конечно, для них это будет хорошая прибавка. То же самое и транспорт.

Но есть небольшие детали, они связаны с тем, что чисто психологически получается не очень комфортно. Да, вы в деревне никогда не имели квартирных телефонов, но вы их иметь и не будете: с отменой вот этой льготы и выдачей денег, получается, теперь никто не будет думать о том, чтобы провести туда квартирный телефон, или только за полную стоимость. Вот такие нюансы есть. Потом, у меня общее замечание, связанное с лекарствами. Хорошо, деньги выдадут, люди с удовольствием эти деньги потратят, потому что пенсии очень маленькие, особенно в деревне, потом человек заболеет, не дай бог, и ему нужны будут деньги на эти лекарства. И что, он пойдет в аптеку покупать их за полную стоимость? Лекарства стоят у нас достаточно дорого. Так через шаг-два могут возникнуть определенные напряженные ситуации, хотя в целом сельские жители должны от этого сильно выиграть.

- Что касается льгот на транспорт в городе, здесь тоже, насколько я понимаю, много плюсов, потому что существующая система не предусматривает учета пассажиров...

ГОНТМАХЕР: Главный плюс заключается в том, что деньги, которые сейчас поступают на оплату льготников, они поступают из местного городского бюджета в это автотранспортное предприятие (а часто, кстати, и не поступают, и местные власти в долгу у тех же троллейбусных, автобусных парков). Вот на этом стыке совершенно непонятно, как образуются эти суммы, исходя из каких цен, исходя из каких тарифов? Почему отказались пока от перевода на денежные компенсации льгот по жилищно-коммунальному хозяйству? Потому что там вообще очень запутанная история. Почему именно такие цены у нас на электричество, на горячую воду, на канализацию? А когда деньги будут выданы непосредственно людям, то люди, конечно, будут сами решать, покупать им билет, не покупать им билет. Сейчас там ведутся достаточно интенсивные переговоры с нашими регионами, чтобы в регионах выпускали специальные льготные билеты для категорий бывших уже льготников, чтобы они могли эти билеты купить. Как раз ведутся переговоры по цене. Наконец, наверное, в первый раз - что тоже плюс - местные власти должны будут раскрыть все карты и показать, сколько реально стоит общественный транспорт. Билет должен быть достаточно дешевым.

- Кстати, по поводу билетов: ведь речь идет о том, чтобы каждому льготнику, который имеет право на бесплатный проезд, выдавать билеты.

ГОНТМАХЕР: Этого бы хотелось. Вот вопрос по пригородному железнодорожному транспорту решили достаточно быстро и легко, потому что есть `Российские железные дороги`, которые являются владельцами всех наших, условно говоря, электричек, есть один человек, с которым можно договориться, и договорились. В следующем году будет 40 рублей стоить проездной билет на электричку - это очень дешево. Что касается общественного городского транспорта, то он принадлежит муниципалитетам, городам, и там надо договариваться с десятками, сотнями, если не тысячами организаций. Я лично не уверен, что со всеми удастся договориться. Поэтому в следующем году, видимо, в большей части наших регионов, городов такие проездные билеты будут, и они будут продаваться по желанию тем, у кого есть право на льготы сейчас, взамен на какие-то деньги. Но где-то, наверное, договориться не смогут, и там может тоже какая-то напряженная ситуация возникнуть, потому что тогда люди вынуждены будут покупать билет за полную стоимость, а для льготников это очень сложно.

- Еще одна проблема - это то, что нет учета количества льготников, и руководство того же метрополитена или любого другого вида транспорта может предоставить счета государству на любую сумму. И проверки нету, да?

ГОНТМАХЕР: В данном случае учет будет: сколько будет продано вот этих льготных проездных билетов, столько и льготников. И потом, сейчас у некоторых людей есть несколько оснований для получения льгот: он инвалид, он ветеран, он заслуженный работник, жертва политических репрессий. А в данном случае проездной билет будет выдаваться один на физическое лицо. Как раз станет понятно, какие реально затраты. Это на самом деле неплохой вариант.

- То есть не нужно ставить никакие турникеты специально для этих инвалидов?

ГОНТМАХЕР: Технически в разных городах это будет делаться по-разному, потому что есть самая прогрессивная технология, когда у вас микрочип - такая карточка, вы просто проходите мимо, и информация просто считывается. А где-то, как в московском метро, надо билетик показать.

- Учет, тем не менее, будет.

ГОНТМАХЕР: Учет будет. Здесь главная проблема, повторяю, - это договориться о льготной цене на эти билеты, чтобы эти билеты были доступны для тех, у кого небольшие доходы, кто имеет право сейчас на льготы. Я надеюсь, это будет, и местные власти в этом заинтересованы, потому что люди живут на их территории.

2004/21/06 | 15:15 Екатерина Некрасова (корреспондент)

радиокомпания `Маяк`.http://nvolgatrade.ru/

Док. 205102
Опублик.: 23.06.04
Число обращений: 163


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``