В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Эхо советской индустриализации Назад
Эхо советской индустриализации
Жители карельского поселка Надвоицы требуют от алюминиевого завода миллионных компенсаций за болезни, вызванные загрязнением окружающей среды. Если эти компенсации будут выплачены, завод закроется, и в поселке все потеряют работу.



Такого в России еще не было: суд признал, что за ущерб, нанесенный здоровью человека, должно заплатить предприятие, загрязнившее окружающую среду. Пока такой человек один - 20-летний Дмитрий Кузин. Но вслед за ним аналогичные иски против Надвоицкого алюминиевого завода (НАЗ) могут подать еще несколько тысяч человек. Тем, кто уже пытался это сделать, угрожали увольнением, а самым непримиримым - даже физической расправой. Представители завода и местной администрации утверждают, что выплата всех компенсаций обанкротит завод.



Вооружен и опасен для завода


Перед тем как выйти на улицу, Дмитрий Кузин каждый раз прячет в кобуру пневматический пистолет. Он обзавелся оружием после того, как к нему домой явился местный криминальный авторитет. Вызвал Дмитрия на улицу, посадил в машину и отвез в закоулок, где их никто не мог видеть.



- Он мне сказал, что у него `связи с заводом`, - рассказывает Кузин. - Говорит: `Тебе заплатят деньги, 10-15 тысяч рублей, но чтобы никто больше судебных исков против завода не подавал. Если откажешься, с тебя будет `снят иммунитет`, и кто угодно сделает с тобой что хочет. Руки-ноги повыдергивают, и деньги, которые выиграешь, потратишь на лекарства`. В таком духе был разговор. Я отказался.



Назвать милиции под протокол фамилию авторитета Дмитрий не решился, хотя в отделении, куда поступила его жалоба, ему пообещали, что тут же посадят бандита за решетку.


- Это вряд ли чем-то поможет, - считает Кузин. - Бороться надо с заводом, а не с этими...



Он и борется. Уже 10 лет семья Кузиных требует от градообразующего предприятия - Надвоицкого алюминиевого завода - компенсаций за потерянное здоровье.


Фторосодержащее бедствие



Впервые скандал вокруг НАЗа разразился еще в 1988 году. Тогда были обнародованы страшные результаты исследования, проведенного НПО `Стоматология` при Минздраве СССР. Согласно им, 93% надвоицких детей страдали флюорозом - заболеванием, которое приводит к поражению костно-мышечной системы. Молочные зубы у детей начинали гнить раньше, чем сменялись коренными. Не позднее чем к 20 годам большинству из них уже надо было делать зубные протезы. Старческие боли в суставах начинали мучить их еще в подростковом возрасте.



Причина болезни, которая поразила тысячи местных детей - переизбыток фторосодержащих соединений в питьевой воде. В 1988 году предельно допустимая концентрация этих веществ в Надвоицах была превышена на порядок. Причина - в соседнем с поселком болоте в 1974 году была устроена свалка фторосодержащих отходов НАЗа. Оттуда зараженная вода попадала в озеро Узкая Салма, где находится надвоицкий водозабор.



Когда об этом узнали местные жители, возникло стихийное общественное движение, состоявшее в основном из жен рабочих алюминиевого завода. Еще тогда они пытались добиться соответствующих компенсаций. Замолчать женщин заставили их же мужья, которым руководство НАЗа пригрозило массовым увольнением.



Гибель истца



Однако результаты медицинских исследований и протесты надвоицких женщин принесли свои плоды: речку, несшую зараженные воды из болота в район водозабора, перекрыли, содержание фтора в питьевой воде снизилось до нормы, на заводе началась реконструкция очистных сооружений, и население успокоилось. Скандал вспыхнул снова уже в послесоветские свободные времена - в 1994 году брошенное женщинами знамя решил поднять общественный фонд `Аристон`. По мнению его руководителя Андрея Козловича, несмотря на то что содержание фтора в питьевой воде снизилось, последствия вредных выбросов будут давать знать о себе еще долгие годы - сказываясь на детях тех, кто жил и живет в Надвоицах до сих

пор. Даже сейчас детишки пугают друг друга черными гнилыми зубами. В странной местной игре участвовать можно почти всем двором. Те, кто помладше, еще не задаются вопросом, почему зубы меняют цвет и крошатся. Дети постарше о причинах общей болезни уже знают: `Все из-за дыма этого черного`.

В середине 90-х Андрей Козлович убедил семью Кузиных дать согласие на то, чтобы `Аристон` от имени детей Кузиных инициировал судебный иск против завода.



- Когда началась вся эта шумиха, про нас написали в газетах, - рассказывает ставшая вскоре после этого вдовой Людмила Кузина. - Через несколько дней мужа очень сильно избили. Кто именно, так и осталось неясным. Думаю, это кто-то из алюминиевой мафии. Что ему при этом наговорили, не знаю. Две недели он проболел. Были отбиты

почки, он не ел и не пил, только лежал. А потом написал записку: `Андрей, судись без меня`. И повесился.

А материалы возбужденного против руководителей завода уголовного дела были направлены в прокуратуру Карелии. Однако прокуратура в 1996 году постановила, что, хотя в действиях руководства НАЗа имелся состав уголовного преступления, дело следует закрыть `в связи с истечением срока давности`. Действительно, с 1988 года, когда прекратились выбросы НАЗа в район водозабора, прошло больше пяти лет - срок давности, установленный Уголовным кодексом для таких преступлений.



Тем временем руководство НАЗа обрабатывало семью Кузиных, чтобы они отказались и от гражданского иска. Людмиле, по ее словам, предложили выбор: или она отказывается от претензий, или ее увольняют. За прекращение иска против завода ей пообещали оплатить лечение детей, сделать ремонт в квартире и единовременно выплатить 15 тысяч рублей. Людмила, оставшаяся после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, согласилась.


- Несколько человек, пытавшиеся подать аналогичные иски, были подвергнуты такой же обработке, - говорит Андрей Козлович. - И ни одно из дел тогда не дошло до суда.



Суд пришел



Кузины не раз пожалели, что пошли на мировую: большую часть своих обещаний руководство предприятия не выполнило. А новые иски служители правосудия принимать отказывались, ссылаясь на то, что в свое время Людмила добровольно решила не доводить дело до суда. Однако как только один из подросших сыновей Людмилы - Дмитрий - достиг совершеннолетия, он получил право самостоятельно обратиться в суд, что и произошло весной 2002 года. И ровно через год, в марте 2003 года, Сегежский городской суд впервые в истории страны принял решение, что за болезнь гражданина, живущего рядом с экологически вредным промышленным предприятием, несет ответственность именно оно. В приговоре четко сказано, что заболевание Дмитрия - флюороз - напрямую связано с деятельностью алюминиевого завода. Правда, от 10 миллионов рублей, которые истец потребовал присудить ему в качестве компенсации за угробленное здоровье и ежедневные моральные муки, суд оставил лишь 50 тысяч.



- Это решение суда не окончательное, - убежден Козлович.



Ни его, ни Кузина сумма компенсации, назначенная судом, не устраивает. Поэтому уже в пятый раз они отправляют в республиканский суд кассационную жалобу.



- В последнее время я держу планку на миллионе долларов. Хотелось бы, чтобы завод заплатил каждому, кто пострадал от его деятельности. Понятно, что всем в Надвоицах по миллиону не заплатишь, у завода капитализация меньше, чем денег потребуется, но по нескольку сотен тысяч можно заплатить, - рассуждает Дмитрий.



А в администрации поселка при упоминании его имени смеются: `А, вы про этого шизофреника!`



- Чего он выпендривается, ему ведь заплатили?! - возмущается Светлана Савина, управляющая местной администрации. - Лечение предлагают оплатить всей семье. Они с Козловичем просто деньги на этих судах зарабатывают. Лично я не понимаю, зачем разжигать ненависть людей к заводу. Неужели они не понимают, что если начнутся массовые иски и все они

будут удовлетворены, то завод обанкротится? А значит, все жители Надвоиц лишатся работы. А с экологией у нас все в порядке, какой там флюороз! Все здоровы.

- Если заводу придется выплачивать всем пострадавшим (а это никак не меньше пяти тысяч человек), скажем, по 10 миллионов рублей, это, конечно, может оказаться для него непосильным, - признает и Андрей Козлович.



Кому выгодна война



Начальник отдела региональных связей управляющей компании ОАО `СУАЛ-Холдинг` (эта компания теперь управляет Надвоицким алюминиевым заводом) Ольга Слепцова рассказала о деятельности группы `СУАЛ` в Надвоицах:



- Мы, безусловно, в курсе той непростой ситуации, которая сложилась в поселке. Завод строился в послевоенные годы, когда стране во что бы то ни стало нужен был металл. План строительства завода был разработан в 1948 году, первый металл был получен в 1954 году. Проектная мощность - 67 тысяч тонн алюминия в год. А об охране окружающей среды никто тогда не думал. По существу, эта ситуация не изменилась и в последующие советские годы. Надвоицкий алюминиевый завод вошел в состав группы `СУАЛ` осенью 2003 года, и с этого времени там ведется активная работа по модернизации производства и улучшению экологической обстановки. В частности, сейчас идет модернизация действующего электролизного производства, которая предусматривает переход на более высокие экологические стандарты. А так называемая `сухая газоочистка` позволит снизить выбросы вредных веществ в атмосферу в два раза уже после пуска первой очереди, а полный ввод системы сведет

их практически к нулю. Стоимость проекта - 16 миллионов долларов. Что касается действий отдельных лиц, направленных на инициирование различных судебных процессов с миллионными исковыми требованиями, то совершенно очевидно, что это направлено на дестабилизацию деятельности предприятия. Ничего, кроме вреда, работникам эти иски не принесут, фактически они означают вот что: `Не надо строить ничего, дайте нам миллион долларов, а после - хоть трава не расти`. Возникает единственный вопрос к таким `борцам за справедливость`: а вас не смущает, что город может просто перестать существовать, потому что работать будет негде? Ведь сейчас на заводе заняты 1900 человек. Сегодняшнее руководство завода и его акционеры делают все возможное для его развития, и очень отрадно, что большая часть трудового коллектива это понимает и поддерживает. Нужно искать компромисс, а не усугублять конфликт.

В принципе с таким подходом согласен и Андрей Козлович:



- С руководством `СУАЛ-Холдинга` нам удается все вернее находить взаимопонимание в данном вопросе, и мы уже достигли ряда конкретных договоренностей. Я глубоко убежден, что проблема Надвоиц должна решаться прежде всего за столом переговоров. Что же до реакции местного надвоицкого начальства, то они как раз заинтересованы не в мире, а в войне, поскольку пока идет война жителей с заводом, вопрос об их ответственности за то, что они столько лет творили в Надвоицах, не выходит на первый план.



Такая вот жизнь теперь идет в Надвоицах. Содержание фтора в воде, поступающей в поселок, как утверждают ученые, давно вернулось к норме. А последствия экологического бедствия не только сказываются до сих пор на детских зубах, но и делят местных жителей на два лагеря. Одни хотят получить деньги за нанесенный их здоровью ущерб - и это их законное право.

Другие боятся потерять работу - и их тоже можно понять.

Юлия Борисенко



НП Центр правовой поддержки ?Справедливость!?


тел./факс: 937 8652http://nvolgatrade.ru/

Док. 204904
Опублик.: 04.06.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``