В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В праве на жизнь отказано Назад
В праве на жизнь отказано

В праве на жизнь отказано`Я уже ничего не боюсь, мечтаю только жить на своей земле`, - говорит 12-летний Илья Живич. Вместе с сестрой, братом и 2 племянницами Илья прилетел из Сербии на каникулы в Россию. 540 детей из Косова и Метохии привезла на отдых в российские детские лагеря и пансионаты делегация `Фонда Андрея Первозванного` Центра национальной славы России, в состав которой входят председатель попечительского совета Владимир Якунин, член Совета Федерации Сергей Щелыгин и президент Центра национальной славы России Александр Мельник.

`Из 540 детей 100 сироты, - сообщила известная сербская актриса Ивана Жигон. - В последние 2 месяца Косово и Метохия жили ожиданием этого события - нормальным отдыхом детей. Есть деревня, откуда приехал всего 1 ребенок, его собирали, что называется, всем миром`. По словам Владимира Якунина, `в ситуации, в которой находятся сейчас сербы в Косово, больше всего страдают старики и дети, нуждающиеся в помощи в первую очередь. Дети, которых мы привезли на отдых, могут хотя бы на время отвлечься от тех ужасов, в которых они живут, и вновь почувствовать, что такое тепло, дружба, любовь`.

Около 7 утра дети, московская делегация и священнослужители Русской и Сербской православных церквей собрались в Белграде на площади перед храмом Святого Марка, за которым отстраивается церковь представительства московского патриархата, где похоронен генерал Врангель. Путешествующих напутствовал патриарх Сербской Православной Церкви Павел. Самый старый среди всех глав поместных православных церквей, ростом не выше собравшихся вокруг него детей, Павел благословил их, поднимающих к небу листки с какими-то картинками. Как оказалось, это либо рисунки разоренного Косова, либо фотографии собственных разгромленных домов. И то, и другое страшно, из-за того, что детям это пришлось пережить.

В храме в это время начали петь то ли песню, то ли молитву. Внезапно оказалось, что ее слова известны всем присутствующих. Со слезами на глазах сербы объяснили, что это неформальный гимн `Вся моя душа в Косове`.

Как сообщил Стране.Ru руководитель косовских сербов Небойша Чович, `Сербия высоко оценивает усилия России и заявление Владимира Путина об этнических чистках. Речь идет о судьбе Косова. Если бы эти дети не смогли приехать в Россию, они остались бы в своих анклавах, где-то, где они были ограничены в самых элементарных правах. Фактически они ограничены в праве на жизнь. Они наказаны только потому, что они сербы`.

Дети, которых привезли отдыхать в Россию, живут в очень сложных условиях, они из самых труднодоступных сел, деревень и хуторов. Некоторые обитают в полуразрушенных домах или церквях. Тем не менее, по оценке российских врачей, приехавших наблюдать за ними во время перелета, `каких-либо явных физических или психологических отклонений у детей не наблюдается, они здоровы и довольно хорошо воспитаны`. Конечно, у всех есть симптомы пережитого стресса, что вполне объяснимо, поскольку у каждого ребенка своя трагическая история и судьба. Практически все дети из неполных семей, и отнюдь не из-за несхожести родительских характеров. Большинство детишек разъезжаются в детские лагеря, но некоторые отправятся в лечебные санатории общего профиля. Их жизнь - непрерывная хроника непрекращающейся войны. Многие впервые увидели и сели в настоящий самолет, но есть такие, для кого даже поездка в Белград оказалась первой.

`Сердечко жупа` - историческое название, объединяющее в одном из косовских районов хутора вокруг деревни - приобрело неожиданно тот самый смысловой оттенок, который понятен каждому русскому. Жупа находится между албанскими поселениями, с одной стороны, и границей с Македонией с другой. Таким образом, живущим там сербам просто некуда деться. Для детей есть несколько школ, правда, нет врача. И за медицинской помощью надо ехать в столицу.

`Когда мой папа со своим братом и еще 14 мужчинами из нашей деревни вышли собрать урожай, их окружили албанцы и расстреляли, - рассказал Илья Живич. - Мы остались у мамы трое, и еще четверо детей у папиного брата. Мама пошла работать в школу уборщицей. Больницы у нас нет вообще. Есть амбулатория, но туда врач приезжает 2 раза в неделю. О чем я мечтаю? Я хочу навсегда остаться жить на своей родине. Страшно ли мне? Нет, не страшно. А чего бояться?`

Вместе с Ильей в Москву приехали 2 сестры, родом из тех 14 семей, которые осмелились вернуться в Приштину после мартовского погрома. Относительно спокойно они чувствуют себя лишь на расстоянии до 200 метров от дома, обнесенного колючей проволокой, дальше можно перемещаться только с охраной, рассказала старшая - 12-летняя Мирена. `У нас нет магазинов, так что все, что мы имеем, это помощь сербов. Моя самая главная мечта, чтобы никто из детей никогда не жил в такой ситуации, в которой оказались мы`.

Таких историй у каждого из 540 детей - далеко не по одной. 23 июня дети вернутся домой из оздоровительных центров России, вернутся, возможно, для того, чтобы, как это ни ужасно звучит, пополнить свой трагический опыт.

БЕЛГРАД - МОСКВА /Мария Свешникова, Страна.Ru/

Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204889
Опублик.: 03.06.04
Число обращений: 182


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``