В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Жадность и льготы Назад
Жадность и льготы
Широко обсуждаемая идея правительства монетизировать социальные льготы
начинает обретать зримые контуры. Уже ясен список льгот, заменяемых на
денежные выплаты в первоочередном порядке, и те льготы, замену которых
относят на потом. Также ясно, во сколько эта монетизация обойдется
федеральному бюджету (одновременно с заменой натуральных льгот денежными
выплатами произойдет перенос их финансирования с регионального на
федеральный уровень). Мы имеем дело с простой, но сильной мерой экономического развития страны, полностью вовлекающей в монетизированную сферу огромный пласт отраслей и множество граждан, что не может не стимулировать рост и во множестве смежный предприятий. Одно этому способно помешать - если Минфин попытается на гражданахсэкономить.
Итак, в первую очередь на деньги будут обменены бесплатный и льготный проезд в городском и пригородном общественном транспорте, пригородных поездах, бесплатные и льготные лекарства и санаторно-курортное обслуживание. Во вторую очередь попадут льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства и, видимо, льготы по оплате услуг фиксированной телефонной связи, а также льготного проезда к местам санаторно-курортного лечения. В третью же очередь руки дойдут до льготного протезирования и автомобилей с ручным управлением. Бюджету замена льгот, конечно, влетит в копеечку. По мнению Министерства финансов, льготным категориям граждан уже в следующем году будет выплачено 170 млрд. руб. наличными вместо льгот на 40 млрд. руб., которые они получают сейчас. Размер денежной компенсации одному человеку
может составить от 250 до полутора тысяч рублей в месяц. Получается солидная прибавка к пенсии, поскольку замена льгот в первую очередь коснется граждан пенсионного возраста. Тем не менее, вместо того, чтобы радоваться, пенсионеры и инвалиды высказываются по поводу реформ далеко неоднозначно, так как боятся, что при предстоящей замене льгот денежные выплаты распределятся не очень равномерно. И, наряду с выигравшими, будут и проигравшие. В первую очередь это касается оплаты `городских услуг`, которых у нас просто нет в сельской местности. Получается, что сельские получатели льгот вроде бы будут в выигрыше, а вот горожане - в проигрыше. Далее, есть проблема с лекарственным обеспечением. Болезни у людей бывают разные, и одним достаточно корвалола, а вот, например, лечение рассеянного склероза с помощью бета-интерферона обходится в 10 тыс. фунтов стерлингов (в Англии, разумеется). Список таких структурных несоответствий можно продолжать и дальше: чем больше будет отменяемых льгот, тем больше будет трудностей с их финансированием. Тем не менее, общий эффект от отмены льгот будет, как нам кажется, положительным, так как проводимый размен решает гораздо более значимый комплекс вопросов, чем просто техническое: выдавать льготы `натурой` или деньгами.
Сейчас государство, предоставляя льготы `натурой`, выдает их не полностью самостоятельно. Другую часть положенных льгот выдает именно та организация, которая оказывает спонсируемые услуги. А это резко ухудшает ее текущее техническое и финансовое состояние, и делает практически невозможной ее деятельность в будущем. Поэтому, производя обмен льгот, государство в некотором смысле спасает их от разрушения.
Сейчас в случае проезда на общественном транспорте льготы предоставляет
железная дорога или автобусный парк, в случае горячего водоснабжения и
отопления - предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Причем льготы эти, в отличие от прямых выплат из бюджета, носят неформализованный характер. По идее, бюджет, местный или федеральный, не важно, должен выплачивать автобусным паркам определенную сумму за каждого перевезенного пенсионера или инвалида. То же самое с отоплением и водоснабжением: за каждую обогретую квартиру водоканал должен получать плату от местных органов власти. Но вот как раз с этими платежами у нас дела обстоят не очень хорошо. Предприятия и организации, оказывающие услуги населению, в том числе льготным категориям граждан, систематически недополучали компенсационные выплаты из бюджета и,
таким образом, оказывали их за свой счет. Объем такого `скрытого` дотирования населения виден из приведенных выше цифр: размер денежных компенсаций оценивается в 170 млрд. руб., а стоимость
фактически оплаченных льгот - только 40 млрд. руб. в год. Даже если вычесть сумму компенсации за фактически не предоставляемые льготы, все равно большая часть осуществляется все-таки за счет обслуживающих организаций, а не за счет бюджета. Бюджеты такое положение дел, может быть, и устраивает, но вот сами организации - вряд ли.
Бесплатное оказание услуг - вещь, конечно, хорошая, но только если не
затрагивает экономику предприятий-спонсоров. Но в нашем случае такие льготы экономику затрагивают, и очень сильно. Неоплаченные счета за предоставленные услуги тяжелым грузом ложатся на их финансы, вынуждая откладывать <на будущее> обновление оборудования, повышение заработных плат сотрудникам, капитальный ремонт помещений и массу других расходов, важных и не очень, которые, однако, накапливаясь приводят к полному разрушению трудового и производственного аппарата компании.
А ведь когда производственный аппарат полностью разрушится, предоставлять льготы будет уже некому и не на чем. Поэтому, заменяя натуральные льготы на денежные, государство в некотором смысле предохраняет систему социальной поддержки населения от полного распада.
При этом, правда, возникает вопрос: а хватит ли государству средств для
полного финансирования мероприятий по социальной поддержке населения.
Раньше, как мы знаем, их явно не хватало. Теперь, как нам кажется, должно хватить. Хотя бы потому, что финансирование льгот переноситься с регионального на федеральный уровень. У региональных бюджетов, как мы все хорошо знаем, с ресурсами дела обстоят не блестяще, а вот у федерального, наоборот, все вроде бы в порядке. Федеральный бюджет
исполняется с профицитом уже несколько лет подряд, а по итогам двух прошлых лет бы создан сначала финансовый резерв, а потом - стабилизационный фонд. `Федералы`, конечно, хотят подстраховаться и отобрать у региональных бюджетов их часть налога на прибыль. Хотя было бы лучше все оставить, как есть, потому что дополнительные 170 млрд. руб. расходов для федерального бюджета не являются непосильной ношей. Но даже если у региональных бюджетов часть доходов отберут и передадут на федеральный уровень, ничего страшного не произойдет. Результатом-то данной реформы является не просто очередное перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, а полная оплата услуг предприятий и организаций, которые они оказывают льготным категориям граждан. А получив за свои товары и услуги полную оплату, эти компании смогут, наконец-то, нормально развиваться, а не влачить жалкое существование, как это происходит сейчас. Стимулируя заодно развитие
регионов, а также целых отраслей и подотраслей российской экономики.
Единственное, что может затормозить удачное проведение этой реформы и чего нам следует бояться больше всего (не считая, конечно, протестов
пенсионеров) - это чтобы Минфин, чахнущий над златом стабилизационного
фонда, не стал по своему обыкновению экономить на денежных компенсациях. И не загубил бы хорошую идею в зародыше.

Григорий Гриценко

http://www.polit.ru/publicism/economy/2004/06/01/mone.htmlhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204876
Опублик.: 02.06.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``