В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МАТЕРИАЛЫ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РОССИИ К ОБЩЕСТВЕННЫМ СЛУШАНИЯМ О СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН Назад
МАТЕРИАЛЫ ГЕНПРОКУРАТУРЫ РОССИИ К ОБЩЕСТВЕННЫМ СЛУШАНИЯМ О СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН
Согласно статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы гражданам реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Прокуратура в России, являясь государственным органом, призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина как самостоятельные ценности, исключать всякие попытки действовать неправовыми средствами, от кого бы они ни исходили. В современных условиях судебно-правовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в едином конституционном механизме реализации прав личности.
Обеспечение органами прокуратуры конституционных прав граждан на судебную защиту в гражданском судопроизводстве.
Прокурорское реагирование посредством обращения в суд в защиту прав и законных интересов граждан служит своего рода гарантией, обеспечивающей конституционные жизненно важные права граждан. Реализуя предоставленные Федеральным законом `О прокуратуре Российской Федерации` полномочия на обращение в суды в защиту конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан, прокурорами в 2003 году было предъявлено в суды общей юрисдикции свыше 195 тыс. исков и заявлений, из которых удовлетворены 97 % от числа рассмотренных.
Анализ статистических данных по России о работе прокуроров по предъявлению исков (заявлений) в суды общей юрисдикции в 2003 году свидетельствует об активной деятельности прокурора по предъявлению в суды исков (заявлений), в том числе заявлений о признании незаконными актов государственных и иных органов, нарушающих права граждан.
Более 6 тыс. заявлений направлено прокурорами об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права неопределенного круга лиц, из которых удовлетворено 84% от числа рассмотренных (признаны недействующими полностью или в части).
Прокуроры активно используют предоставленные ст.45 ГПК РФ полномочия по защите нарушенных или оспариваемых прав социально незащищенных категорий граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.
Из общего числа предъявленных прокурорами в 2003 г. заявлений 43% составляют заявления в интересах граждан (84518 из 195513).
Из них 43% - это заявления о нарушении трудовых прав, 31% - в защиту прав несовершеннолетних, 12% - о нарушении пенсионных и иных социальных прав.
Прокуроры предъявляют иски в интересах пенсионеров по возрасту, инвалидов, несовершеннолетних.
К другим уважительным причинам невозможности самостоятельного обращения граждан в суд прокуроры относят тяжелое материальное положение, отсутствие средств на оплату юридической помощи.
При этом исходят из того, что, если заработок и иной доход гражданина с учетом состава семьи не превышает прожиточного минимума, установленного для соответствующей группы населения, то может быть предъявлено заявление в интересах этого гражданина, поскольку он не имеет материальной возможности оплатить услуги гарантированной Конституцией РФ (ст. 48) юридической помощи и реализовать право на судебную защиту, что является уважительной причиной, по которой он сам не может обратиться в суд.
Значительное количество исков и заявлений направлялись прокурорами в защиту прав несовершеннолетних (свыше 26 тыс.): по фактам невыплат пособий на содержание детей, нарушений их жилищных прав, связанных с незаконной приватизацией жилых помещений и их куплей-продажей, нарушений, связанных с усыновлением, в том числе международным, и др.
В 2003 году прокурорами принято участие в рассмотрении судами более 416 тыс. дел. По 97,4% дел от числа рассмотренных судами приняты решения в соответствии с заключениями прокуроров. Более 25 тыс. дел, в рассмотрении которых участвовали прокуроры связаны, с восстановлением на работе, а свыше 40,5 тыс. дел - с выселением. Тем самым прокуратура способствовала своевременному выявлению и устранению допущенных судебных ошибок по защите прав граждан.
Необходимо особо отметить участие прокурора в суде по делам, вытекающим из грубых нарушений конституционных прав граждан: о лишении родительских прав, об ограничении дееспособности, о признании гражданина недееспособным, о защите чести и достоинства и т. д.
Не меньшее внимание уделялось прокурорами проверке законности вынесенных судебных постановлений по гражданским делам, а именно выполнению надзорных функций. Более 2 тыс. представлений на незаконные судебные акты принесено прокурорами только за 2003 год в суды общей юрисдикции, в том числе 67 - по делам о восстановлении на работе, 118 представлений- по делам о выселении. Большая их часть (79,5%) судами удовлетворена.
Проводимая в настоящее время в России судебная реформа внесла существенные коррективы в процессуальное законодательство, в связи с чем изменился и статус прокурора в гражданском процессе. Его полномочия существенно ограничены.
Если говорить в целом о новом ГПК, то его многие концептуальные положения с позиций обеспечения законности весьма спорны, а некоторые вызывают недоумение. Например, принцип законности в новом ГПК РФ никак не закреплен.
Заметим, что именно процессуальные возможности прокурора были предметом дискуссий, проходивших и при разработке вариантов проектов, и при их обсуждении учеными и практиками на многочисленных конференциях, и при чтении их в Государственной Думе. Однако жизнь подтверждает, что дискуссии далеко не всегда приводят к оптимальным решениям.
К сожалению, это касается не только процессуальных возможностей прокурора, оказавшихся существенно урезанными, причем без достаточных практических обоснований, но и прав граждан при их обращении за судебной защитой, к которым законодатель в новом ГПК предъявляет повышенные требования в плане доступа к правосудию (форма и содержание искового заявления, освобождение от уплаты государственной пошлины, сокращенные надзорные сроки и т. д.).
Стоимость адвокатских услуг и госпошлина при подаче исковых заявлений, с учетом заработной платы большинства населения, достаточно высока. При этом нельзя забывать, что почти треть населения страны составляют пенсионеры. Прокурор, который выполнял роль `социального адвоката` и оказывал бесплатную правовую помощь в защите прав граждан, сам теперь ограничен в своих процессуальных возможностях.
Исключение законодателем из гражданского процесса прокурорского надзора (а также судебного надзора) дает весьма широкие возможности для судейского произвола, в результате чего прогнозируется снижение качества правосудия и, соответственно, уровня защиты прав и законных интересов граждан.
Между тем, многочисленные обращения граждан за защитой своих прав именно в прокуратуру свидетельствуют о востребованности правозащитной деятельности прокурора.
Однако, в связи с ограничением новым ГПК РФ полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве определенными категориями дел, прокуроры вынуждены вместо реальной помощи гражданам давать ответы разъяснительного характера о невозможности проверки законности судебных постановлений по гражданским делам, участие прокурора в которых не предусмотрено ГПК РФ.
Если судить о доверии граждан к судебной системе, то, как свидетельствует статистика, отводы в судебном процессе гражданами заявляются в основном в отношении судей и крайне редко - прокуроров. Поэтому законодателю необходимо еще раз вернуться к рассмотрению статуса прокурора и сделать все для того, чтобы повысить его правозащитную деятельность в гражданском процессе.
Представляется целесообразным вернуться к ранее действовавшей редакции ст.41 ГПК РСФСР, которая
предоставляла прокурору право обратиться в суд с любым заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требовала охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.
Большую озабоченность вызывает практика применения Главы 41 ГПК РФ, регламентирующей и предусматривающей производство в суде надзорной инстанции и предусматривающая единый для прокурора, лиц, участвующих в деле и других лиц, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, порядок обращения в суд надзорной инстанции, а именно: представление прокурора в соответствии со ст.ст. 379-384 ГПК РФ передается на рассмотрение одному из судей, который единолично принимает решение об истребовании дела и в дальнейшем о передаче (или об отказе в передаче) дела с представлением для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а практически консультанту соответствующего суда надзорной инстанции. Таким образом решение всех вопросов зависит от субъективного мнения одного судьи.
Такое ограничение полномочий прокурора не способствует восстановлению нарушенных прав граждан, также как крайне урезанный срок на обращение с надзорной жалобой с одной стороны и запредельно увеличенные сроки ее рассмотрения с другой (ст.ст. 376, 381, 382, 386 ГПК РФ).
Таким образом, представляется целесообразным на законодательном уровне восстановить надзорные функции прокуратуры, позволяющие осуществлять прокурорскую проверку судебных постановлений по любой категории гражданский дел, в том числе затрагивающих конституционные права граждан, что будет являться дополнительной гарантией обеспечения законности в гражданском судопроизводстве.
Обеспечение органами прокуратуры конституционных прав граждан на судебную защиту в уголовном судопроизводстве.
В целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратура Российской Федерации в соответствии с УПК РФ осуществляет от имени государства уголовное преследование лиц, совершивших преступления (ст. 37 УПК РФ, ч. 2 ст. 1 Закона `О прокуратуре Российской Федерации). В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор обязан в каждом случае обнаружения признаков преступления принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления и изобличению лица, виновного в совершении преступления. При разбирательстве уголовного дела судом прокурор обеспечивает законность и обоснованность обвинения, тем самым обеспечивая не только законные права обвиняемого, но и предусмотренное ст. 52 Конституции Российской Федерации право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Главной задачей для прокурора, участвующего в судебных стадиях производства по уголовному делу, является правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, подвергся справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Прокуроры и суды, используя предоставленные им УПК РФ полномочия, вносят существенный вклад в укрепление законности и обеспечение конституционных прав граждан.
Так, в 2003 г. прокурорами направлено в суд 890025 уголовных дел, из которых судами первой инстанции рассмотрено 837327 дел. Все дела были рассмотрены с участием государственных обвинителей. Лично прокурорами субъектов Федерации государственное обвинение поддержано по 847 уголовным делам. По оконченным делам публичного и частно-публичного обвинения в 2003 г. осуждено 777082 лица, что на 91516 лиц меньше чем в 2002 г.
Однако нельзя не отметить, что в 2003 г. в сравнении с предыдущим годом почти в 2,6 раза увеличилось количество жалоб на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование (с 12895 до 34597), соответственно выросло и количество удовлетворенных судами жалоб (с 4914 до 12383).
Остается высоким и количество лиц, оправданных судами. Так, если в 2002 г. судами было оправдано 4026 лица, то в 2003 г. - 4739. Для сравнения, в течение 2001 г. (когда действовал прежний уголовно-процессуальный закон) судами было оправдано 2608 лиц. И это при том условии, что в 2001 г. число лиц, дела в отношении которых рассмотрены судами по существу, в 1,5 раза превышало количество дел, рассмотренных судами в 2003 г.
Особую озабоченность вызывает вынесение оправдательных приговоров по делам, подсудным судам субъектов Российской Федерации. В 2003 г. доля оправданных в числе лиц, в отношении которых этими судами вынесены судебные решения по существу дела, в несколько раз превышает процент оправданных в целом по Российской Федерации - соответственно 3,3 % и 0,5%; пятая часть оправданных (21 %) до вынесения приговора содержались под стражей. Среди оправданных судами субъектов Федерации большую часть составляют лица, обвинявшиеся в умышленном убийстве. Выносились также оправдательные приговоры в отношении подсудимых, привлекавшихся к уголовной ответственности за бандитизм, изнасилование, разбой и другие тяжкие и особо тяжкие преступления - как правило, в связи с признанием подсудимых непричастными к совершению преступлений.
К увеличению числа оправданных судами привело и изменение положений уголовно-процессуального законодательства в отношении относимости и допустимости доказательств, ужесточение требований органов к доказанности предъявленного обвинения, к законности представляемых доказательств.
Судами также не всегда обоснованно принимаются решения об оправдании подсудимых. В 2003 году по апелляционным и кассационным представлениям прокуроров отменены оправдательные приговоры в отношении 2149 лиц, то есть устранены судебные ошибки, позволившие виновным избежать уголовной ответственности.
К постановлению оправдательных приговоров в ряде случаев приводило несовершенство процессуального закона, в частности
, пункта 1 ч.2 ст. 75 УПК РФ, согласно которому показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные им в судебном заседании, должны признаваться недопустимым доказательством. Например, в Тюменской области в соответствии с указанным требованием суды признали недопустимыми доказательствами данные в ходе предварительного расследования показания 32 подсудимых, что привело к постановлению оправдательных приговоров.
Д
о настоящего времени на практике трудность вызывает применение положений ст. 281 УПК РФ. Несмотря на внесенные федеральным законом от 4 июля 2003 г. в нее изменения, оглашение в суде показаний свидетелей и потерпевших без согласия сторон в случае их неявки в судебное заседание по неизвестной причине, в том числе когда их адрес или местонахождение неизвестны, не допускается.
В 2003 г. в связи с отказом государственных обвинителей от обвинения прекращено 1167 уголовных дел, что составляет 0,13 % от общего числа рассмотренных судами дел.
В ряде случаев государственные обвинители отказывались в суде от предъявленного обвинения в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности граждан, в действиях которых отсутствовал состав преступления.
Нередко государственные обвинители отказываются от обвинения в связи с недостаточностью доказательств вины подсудимых, которая, в свою очередь вызвана нарушениями уголовно-процессуального закона в ходе предварительного расследования при сборе доказательств.
До недавнего времени судебное решение о прекращении уголовного дела, вынесенное в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения, могло быть пересмотрено лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств. Однако Конституционный Суд РФ (Постановление от 8 декабря 2003 г.) признал это положение не соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно лишало потерпевшего, а также вышестоящего по должности по отношению к государственному обвинителю прокурора права обжаловать законность, обоснованность и справедливость такого решения. (В УПК РФ необходимые изменения не внесены).
После введения в действие УПК РФ непреодолимые препятствия для принятия судом законного, обоснованного и справедливого решения по делам возникли из-за ошибочного толкования ч. 1 ст. 237 УПК РФ, при котором исключалась возможность для исправления допущенных в ходе следствия и выявленных в суде даже самых очевидных, в том числе технических, просчетов. Как правило, в таких случаях суды прекращали производство по делу, либо выносили оправдательные приговоры, т.е. принимали неправосудные решения, позволявшие виновным уйти от ответственности и нарушавшие право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Если же дело возвращалось прокурору, то, получив его из суда и не имея возможности исправить допущенные нарушения из-за ограничений, установленных ч. 1 ст. 237 УПК РФ, прокуроры нередко такие дела в суд больше не направляли.
Вместе с тем, возвращение судом прокурору уголовного дела для устранения допущенных в ходе досудебного производства существенных нарушений (если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия) согласуется с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, сделанными им в Постановлении от 4 марта 2003 г. Свою позицию Конституционный Суд еще раз подтвердил в Постановлении от 8 декабря 2003 г. Такой подход обеспечивает как право обвиняемого на защиту, так и право потерпевшего на судебную защиту его нарушенных прав.
По вопросам применения положений ст. 237 УПК РФ (в свете решения Конституционного Суда) Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении `О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации` Nо 1 от 5 марта 2004 г. дал судам соответствующее разъяснение, указав, что в тех случаях, когда возникает необходимость устранения препятствий рассмотрения уголовного дела, указанных в пунктах 1-5 части 1 ст. 237 УПК РФ, а также в других случаях, когда в досудебном производстве были допущены существенные нарушения закона, не устранимые в судебном заседании, а их устранение не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия, судья по собственной инициативе или по ходатайству стороны возвращает уголовное дело для устранения допущенных нарушений.
В то же время необоснованное направление судом уголовного дела прокурору объективно создает препятствия для дальнейшего движения дела, порождает незаконную задержку в принятии решения по существу, ущемляя тем самым как право обвиняемого на рассмотрение его дела в разумные сроки, так и право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Прокурорскую практику по этому вопросу осложнило внесение Федеральным законом от 4 июля 2003 г. в часть 7 ст. 236 УПК РФ изменения, исключившего возможность обжалования судебного постановления о возвращении дела прокурору. Ранее же прокуроры успешно оспаривали законность таких судебных постановлений. Так, судами кассационной инстанции в 2002 г. отменено 7664 необоснованных постановления, в 1 полугодии 2003 г. - 1557.
Всего в 2003 г. суды вернули прокурорам 28431 уголовных дела, в том числе более половины из них - во 2 полугодии, т.е. после введения запрета на обжалование таких решений. В то же время Конституционный Суд Российской Федерации еще Постановлением от 2 июля 1998 г. признал положения уголовно-процессуального законодательства, исключающие возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определений (постановлений) суда первой инстанции о назначении судебного заседания или направлении уголовного дела прокурору, не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Для приведения УПК РФ в соответствие с названными Постановлениями Конституционного Суда, в целях единообразия судебной практики необходимо незамедлительное внесение изменений в действующий уголовно-процессуальный закон.
С 1 января 2003 г. в абсолютном большинстве субъектов Федерации начали свою работу суды с участием присяжных заседателей, в связи с чем количество рассмотренных такими судами дел возросло с 239 в 2002 г. до 496 дел в 2003 г. Почти в два раза (с 421 до 827) увеличилось и количество лиц, осужденных такими судами в указанный период. Доля оправданных судами с участием присяжных заседателей в общем числе лиц, дела которых рассмотрены этими судами, равна 14,3 % , тогда как в целом по судам общей юрисдикции она составила только 1,2 %.
Как показывает опыт десятилетнего функционирования судов присяжных в 9 регионах Российской Федерации, обвиняемые вначале достаточно широко использовали предоставленное им право на рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, надеясь на благоприятных для них вердикт присяжных. Доля дел, рассмотренных судом присяжных, в некоторых регионах доходила до 55 % и более от общего количества дел, рассмотренных областными судами. В последние же годы процент таких дел в общем числе уголовных дел значительно уменьшился. Это во многом объясняется ростом профессионализма участвующих в таких делах государственных обвинителей, поскольку квалифицированное поддержание обвинение, бесспорно, уменьшает число желающих `сыграть на эмоциях` присяжных.
Многим прокурорам в 2003 г. удалось добиться достаточно высоких результатов в работе по апелляционному и кассационному обжалованию незаконных судебных решений по уголовным делам.
В среднем в Российской Федерации по представлениям прокуроров исправляется свыше 60 % ошибок, допущенных при рассмотрении уголовных дел судами первой инстанции, а апелляционные представления, принесенные на судебные решения мировых судей, удовлетворялись почти в 80 % случаев.
В целом ряде регионов (Алтайский край, республики: Чувашия, Башкортостан, Татарстан, области: Амурская, Брянская, Курская, Нижегородская, Омская, Пензенская, Томская, Ульяновская) на протяжении нескольких лет по кассационным представлениям прокуроров отменяется или изменяется от 70 до 87 % необоснованных приговоров судов первой инстанции.
Обжалуя незаконные и необоснованные приговоры, прокуроры не только ставят вопросы об ужесточении наказания и отмене оправдательных приговоров. Во многих случаях по их представлениям положение осужденных существенно улучшается, а в ряде случаев с граждан полностью снимается обвинение.
Серьезное внимание уделяется практике кассационного обжалования и рассмотрения дел, по которым к уголовной ответственности привлечены несовершеннолетние. В 2003 году Верховным судом РФ рассмотрено 928 дел в отношении 1413 несовершеннолетних, совершивших насильственные действия против личности (в 2002 г. - 94 дел в отношении 1596 подростков). Приговоры отменены или изменены по 154 делам в отношении 197 лиц, из них по кассационным представлениям прокуроров - 21,4 %.
Деятельность прокурора по обеспечению прав граждан в уголовном судопроизводстве продолжается и после вступления приговора в законную силу в стадии надзорного производства по делу, где проверяется обоснованность приговора в связи с жалобами лиц, неудовлетворенных состоявшимися решениями суда, причем в силу ст.405 УПК РФ поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора недопустим.
В 2003 году удовлетворены надзорные представления прокуроров в отношении 6228 лиц.
Всего в 2003 году по апелляционным, кассационным и надзорным представлениям прокуроров отменены и изменены незаконные и необоснованные судебные решения по уголовным делам в отношении более 40 тыс. осужденных.
При этом внесены изменения в приговор, улучшающие положение осужденных (изменена квалификация содеянного, снижено наказание и т.д.) в отношении 15384 лиц.
В отношении 9005 лиц приговоры были отменены с направлением уголовных дел на новое судебное рассмотрение. Среди многочисленных оснований, по которым приносятся такие представления, большую долю составляют нарушения процессуальных прав осужденных и потерпевших, в том числе и права на защиту.
В отношении 579 лиц по представлениям прокуроров судом прекращено уголовное преследование.
Органами прокуратуры Российской Федерации в 2003 году разрешено 109758 жалоб и заявлений граждан на приговоры и другие судебные постановления по уголовным делам, из них 3919 удовлетворено, т.е. на судебные решения прокурорами принесены надзорные представления.
Как известно, в 2003 г. значительная часть положений УПК РФ изменена, при этом в большинстве случаев законодателем были учтены предложения Генеральной прокуратуры РФ. Представляется, что внесенные в уголовно-процессуальный закон изменения и принятое Конституционным Судом Российской Федерации 8 декабря 2003 г. Постановление будут содействовать снижению числа лиц, необоснованно оправданных и реабилитированных судами, обеспечению конституционных прав граждан на судебную защиту.
Вместе с тем ряд норм, в частности ст. 405, 413 УПК РФ, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, поскольку предусмотренные этими статьями правила препятствуют надлежащей борьбе с преступностью, лишают потерпевших права на судебную защиту своих законных интересов либо не согласуются с выводами Конституционного Суда Российской Федерации.
До 1 июля 2002 г., когда действовала ст. 373 УПК РСФСР, допускавшая пересмотр в течение года обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания, а также оправдательного приговора либо решения суда о прекращении дела, ежегодно прокурорами по этим основаниям в порядке надзора опротестовывались судебные решения по значительному количеству уголовных дел.
Новое процессуальное правило, не допуская поворота к худшему, исключает возможность исправления судебных ошибок после вступления судебного решения в законную силу, даже если такие ошибки были грубыми и явными.
В то же время пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений при условии, что в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела и исказившие суть правосудия, согласуется с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 46), признающей за каждым гражданином право обращаться в межгосударственные организации по защите прав и свобод человека. Это конституционное положение означает, что решения межгосударственных органов могут явиться основанием для пересмотра конкретных дел в целях изменения ранее состоявшихся и вступивших в законную силу судебных решений. Следовательно, указанные полномочия законодатель вправе предусмотреть и для случаев, когда необходимость изменения судебного решения выявлена и без участия межгосударственных органов, но для этого в ст. 405 УПК РФ следовало бы внести соответствующее дополнение.
В связи с этим УПК РФ нуждается и в дополнении отдельной статьей, наделяющей прокурора правом истребовать любое уголовное дело, что позволит чаще выявлять и обжаловать вступившие в законную силу незаконные решения суда, обеспечив конституционное право граждан на судебную защиту.
Необходимо также отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. По вопросам применения общепризнанных принципов и норм международного права Пленум Верховного Суда РФ дал судам разъяснение в постановлении `О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации` Nо 5 от 10 октября 2003 г. Однако на практике случаи, когда суд, принимая решения, руководствуется нормами международного права, имеют единичный характер. Это, несомненно, сужает возможности судебной защиты прав граждан, что в свою очередь требует более широкого внедрения норм международного права (в том числе с учетом практики Европейского Суда по правам человека) в российское уголовное судопроизводство.
Таким образом, для обеспечения органами прокуратуры конституционного права граждан на судебную защиту в уголовном судопроизводстве необходимо, прежде всего, дальнейшее совершенствование уголовно-процессуального законодательства, которое соответствовало бы общепризнанным принципам и нормам международного права и в полной мере отвечало интересам российского общества и государства.
Обеспечение органами военной прокуратуры конституционных прав граждан на судебную защиту.
В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, указанные полномочия возложены на органы военной прокуратуры, входящие в единую систему прокуратуры Российской Федерации.
В широком смысле защита прав и свобод военнослужащих и членов их семей, как и иных граждан, есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности и их предупреждение, а также восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить эти нарушения и ограничения не удалось.
Основные права, льготы и гарантии военнослужащих и членов их семей закреплены в Конституции РФ, международных правовых актах, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам отдельных льгот и компенсаций, ведомственных приказах и инструкциях, в общевоинских Уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. и т.д.
К сожалению, положение с реализацией прав и законных интересов военнослужащих и их семей не в полной мере соответствует установленным законом требованиям, что подтверждается данными статистики и констатируется в официальных документах государственных органов.
В соответствии со статистическими данными Главной военной прокуратуры, число лиц, в отношении которых были восстановлены по итогам прокурорских проверок их ранее нарушенные права, увеличилось с 16455 в 1995 г. до 286492 в 2003 г.
Основная проблема правовой защиты военнослужащих и членов их семей в условиях реформирования Вооруженных Сил заключается в том, что законодательство, регулирующее права, гарантии и льготы военнослужащих, еще не представляет собой единой целостной системы, способной эффективно регулировать весь спектр прав и свобод военнослужащих и членов их семей.
Изучение состояния законодательной базы свидетельствует также, что до настоящего времени действует большое количество разрозненных правовых актов, регламентирующих права и льготы участников тех или иных чрезвычайных событий (авария на производственном объединении `Маяк` в 1957 г., авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., участие в решении боевых задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и др.). Эти акты различаются и своим статусом - законы СССР и Российской Федерации, Указы Президента РФ, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств.
Одни и те же вопросы нередко регламентируются целым рядом правовых актов, в том числе разрозненных по разным ведомствам. Так, вопросы защиты прав военнослужащих, проходящих службу в Чечне, льготы и компенсации, положенные им и членам их семей, регулируют более чем 30 нормативных актов. Множественность правовых актов создает затруднения в работе представителям военной администрации, приводит к ошибкам, а нередко и злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, в результате чего страдают законные интересы военнослужащих и членов их семей.
Проведенными в 2003 г. военными прокурорами проверками в порядке надзора за исполнением законов и законностью правовых актов выявлено 108251 нарушение закона, в том числе 12326 незаконных правовых актов органов военного управления. Среди выявленных нарушений закона основную часть (46016) составляют нарушения прав и свобод человека, в том числе в области жилищного законодательства (2546), в работе по рассмотрению жалоб и заявлений (9003), в сфере защиты жизни и здоровья военнослужащих (13891), о военной службе и воинской обязанности (6854), соблюдения трудовых прав (4289) и др.
По итогам прокурорских проверок правомочному командованию внесено 15622 представления, принесено 6979 протестов, направлено 2218 заявлений в суды, привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности - 26476 должностных лиц, возбуждено 3933 уголовных дела. За 2003 г. в органы военной прокуратуры поступило 60353 жалобы военнослужащих и иных граждан, из которых 13376 удовлетворено, осуществлен прием свыше 61000 военнослужащих и иных граждан. Средствами прокурорского надзора восстановлены нарушенные права 286492 военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и иных граждан, возмещен причиненный государству ущерб на сумму свыше 468,1 млн. руб.
О массовых и существенных нарушениях прав, льгот и гарантий военнослужащих и членов их семей свидетельствует и статистика военных судов по рассмотрению обращений этих категорий граждан. Если в 1999 г. в военные суды с просьбой о защите своих законных прав и интересов обратилось свыше 47000 военнослужащих и членов их семей, то в 2003 г. - уже свыше 95000, подавляющая часть обращений которых судами была удовлетворена.
Специфика воинской службы и характер военно-служебных отношений уже сами по себе ведут к фактическому ограничению прав военнослужащих как граждан страны. Они подчинены приказу, не имеют права выбора места жительства, ограничены в возможностях перемены профессии, получения образования. Военная служба часто связана с риском для здоровья, а порой и для жизни. Казалось бы, деятельность армии, как наиболее организованного государственного института, выполняющего важные, только ей присущие задачи, должна быть подробно регламентирована законом. Существенные изъятия из общегражданских прав для военнослужащих, должны быть в полной мере компенсированы, а их права, честь и достоинство надежно защищены.
Основополагающие вопросы обороны страны, деятельности армии, права и обязанности военнослужащих, гарантии осуществления этих прав должны регулироваться законами. В тех случаях, когда закон по разным причинам не действует, положение главного гаранта прав и интересов граждан должны занимать не только прокуратура и другие органы, но и суд с присущими ему принципами судопроизводства: гласности, презумпцией невиновности, состязательности, правом на защиту и на обжалование. В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека указывается, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. К сожалению, в нашем обществе, и в армии в том числе, в течение длительного времени преобладало пренебрежительное отношение не только к закону, но и к правосудию. Роль суда была приниженной. Суд считался только одним из правоохранительных органов, а не одной из ветвей государственной власти. Военнослужащие, да и воинские части, учреждения и организации могли обратиться в народный суд для разрешения лишь части общегражданских вопросов и споров. Все вопросы и споры, возникающие в сфере воинских правоотношений, разрешались командирами в порядке подчиненности, т.е. в административном порядке и не могли быть рассмотрены судом. Такой порядок, основанный на нормах Дисциплинарного устава, был не эффективен и не мог в полной мере исключить злоупотребления и пренебрежения законом. Только гласный судебный порядок рассмотрения споров, возникающих и в военно-служебных отношениях, сможет обеспечить надежную защиту прав и интересов военнослужащих.
Этот тезис нашел полное подтверждение в практике военных судов по рассмотрению жалоб и заявлений военнослужащих на действия воинских должностных лиц. Именно такое положение военного суда закреплено в Федеральном конституционном законе от 23 июня 1999 г. `О военных судах Российской Федерации`.
В этой связи военные прокуроры на личном приеме, при выступлениях в средствах массовой информации, воинских коллективах регулярно разъясняют военнослужащим, членам их семей, другим гражданам какими правами и свободами они обладают и порядок их защиты, в том числе путем обращений в суд в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. `Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан`. В истекшем году военными прокурорами проведено более 18000 таких мероприятий. Результатом правового просветительства явилось то, что только в истекшем году в военные суды обратилось с жалобами о восстановлении нарушенных прав свыше 95000 военнослужащих. Кроме того, в интересах военнослужащих и граждан военными прокурорами в 2003 году было заявлено в военные суды и суды общей юрисдикции 2218 исков (заявлений).
Вместе с тем следует подчеркнуть, что наиболее незащищенными в правовом отношении являются военнослужащие по призыву. В большей степени это объясняется их статусом, связанным, в частности, с постоянным пребыванием на казарменном положении в расположении воинской части (места службы) и отсутствием возможности свободного обращения в правоохранительные органы, суды за защитой своих прав и свобод. В частности, в прошлом году за судебной защитой обратилось всего около 2000 таких лиц. Безусловно, этой проблеме должно быть уделено особое внимание.
В целях надлежащего обеспечения органами военной прокуратуры конституционных прав военнослужащих и членов их семей на судебную защиту, на наш взгляд, необходимо систематизировать нормативные акты, касающиеся обеспечения прав военнослужащих и членов их семей. Больше уделять внимание защите прав военнослужащих и членов их семей в уголовном судопроизводстве, предъявлять в их интересах в необходимых случаях в суды иски. Активизировать работу по разъяснению военнослужащим и членам их семей законодательства, регулирующего их права и льготы, в особенности военнослужащим по призыву.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204747
Опублик.: 25.05.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``