В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О совместной акции Комиссии по правам человека при Президенте Российской `За демократическую альтернативную гражданскую службу` по проверке правоприменительной практики Федерального Закона `Об альтернативной гражданской службе` Назад
О совместной акции Комиссии по правам человека при Президенте Российской `За демократическую альтернативную гражданскую службу` по проверке правоприменительной практики Федерального Закона `Об альтернативной гражданской службе`
Проект МЕМОРАНДУМА
о совместной программе Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации и Всероссийской коалиции общественных организаций `За демократическую альтернативную гражданскую службу` по организации системы общественного контроля за процессом создания в России альтернативной гражданской службы

Москва, 18 мая 2004 года

I. 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон `Об альтернативной гражданской службе`. Процесс реализации конституционного права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой (далее - АГС) перешел в практическую плоскость.
Становление АГС рассматривается нами как необходимая составляющая
поступательного развития демократии в России. Вместе с тем некоторые
положения Федерального закона имеют дискриминационный характер по отношению к гражданам, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, а также препятствуют развитию АГС как действенного, общественно полезного института, способного оказать позитивное воздействие на ситуацию в социальной сфере. При этом одним из наиболее спорных положений Федерального закона представляется требование `преимущественной экстерриториальности`, т.е. прохождения гражданами АГС, как правило, за пределами территорий субъектов
Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Эта норма приводит к затратности и неэффективности АГС.
II. На конец апреля 2004 года в военные комиссариаты 52 регионов страны
поступило около 700 заявлений граждан о замене военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой. Министерством труда и социального развития РФ, постановлением ? 27 от 3 марта 2004 года, утверждены `Перечни видов работ, профессий, должностей, на
которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы`, в которых представлены 723 организации и 200 видов работ, профессий, должностей. Общее количество вакансий (свободных рабочих мест), предложенных этими организациями, составляет около 20.000 единиц, из которых приблизительно 3.500 обеспечены общежитиями. III. Начало формирования АГС сопряжено со следующими трудностями:
1. Из-за целого ряда причин по состоянию на май Правительством РФ не
утверждены необходимые для организации АГС и предусмотренные Федеральным
законом нормативные правовые акты: Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; Порядок компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы;
Порядок компенсации за счет средств работодателя расходов, связанных с
реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно.
2. Остались несогласованными ряд важных моментов организации АГС, в том
числе следующие: организация медицинского обслуживания граждан, проходящих АГС; вопросы их регистрации по месту проживания в случае прохождения АГС в другом регионе; особенности разрешения трудовых споров между гражданами, проходящими АГС, и работодателями;
организация контроля за прохождением службы и соблюдением прав граждан,
проходящих АГС, в случае ее экстерриториальности.
3. До настоящего момента отсутствует концепция АГС в России: не определены ее миссия, цели и задачи. Граждане могут быть направлены для прохождения АГС на любые должности, остающиеся вакантными продолжительное время, без учета социальной значимости работы на этих должностях. Между тем, `использование рабочей силы для нужд экономического развития` прямо противоречит пунктам a)и b) статьи 1 Конвенции Международной организации труда об упразднении принудительного труда (Конвенция 105), ратифицированной Российской
Федерацией в марте 1998 года.
4. Во многих регионах, работниками военкоматов фактически осуществляется
саботаж исполнения закона. Имеются факты отказов в принятии и регистрации заявлений о замене военной службы альтернативной гражданской, нарушении процедуры проведения заседаний призывных комиссий, выдвижения необоснованных требований при рассмотрении заявлений (прежде всего, о представлении `доказательств` наличия убеждений), высказывания должностными лицами угроз в адрес граждан, заявляющих о своем отказе от прохождения военной службы по убеждениям совести.
5. Применение, в соответствии с Федеральным законом, экстерриториального
принципа, с одной стороны, приводит к невозможности направления на АГС в
социальные организации, не имеющие общежитий; с другой стороны - порождает целый спектр проблем, связанных с размещением и социально-бытовым обеспечением иногородних граждан, проходящих на АГС.
6. В школах, ВУЗах, а также в военкоматах полностью отсутствует информация о конституционном праве граждан на замену военной службы альтернативной гражданской и о Федеральном законе об АГС.
IV. Вследствие вышеперечисленных негативных факторов:
Перечни организаций и профессий, предоставляемых для прохождения АГС,
формируется случайным образом. В перечнях не представлены многие организации социальной сферы, имеющие потребность в АГС-служащих.
Отсутствие четких приоритетов формирования плана направления на АГС и
малочисленность спектра социальных организаций, представленных для
прохождения АГС, приводит к тому, что гражданам, направляемым на АГС, в
большей части предлагаются виды работ, деятельность на которых никак нельзя охарактеризовать как `служение обществу`. Это обстоятельство резко занижает социальную роль АГС. В силу отсутствия в приоритетах АГС решения региональных проблем, органы исполнительной власти субъектов РФ оказываются не заинтересованы в организации АГС и, во многих регионах, фактически устранились от реализации Федерального закона об АГС.
Ответственность за решение всего комплекса социально-бытовых проблем
граждан, проходящих АГС, возложена только на работодателя. В регионах отсутствуют государственные структуры, которая бы обеспечивали и
защищали права и законные интересы АГС-служащих.
V. В целях обеспечения правовой защищенности граждан, направленных для
прохождения АГС, создания института АГС, нацеленного на решение социальных, общественно значимых проблем в соответствии с принципом социального государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации, Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Всероссийская коалиция общественных организаций `За демократическую альтернативную гражданскую службу`, инициируют совместную программу по организации системы общественного контроля за процессом создания в России альтернативной гражданской службы.
VI. В качестве первого этапа данной программы планируется проведение акции по комплексной проверке социально-бытовых условий для граждан, направляемых на АГС за пределы места постоянного проживания, включая наличие соответствующих установленным правилам и нормам общежитий, а также отсутствие задолженности по выплатам заработной платы сотрудникам
организаций в соответствующих организациях. Привлечение руководителей органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации к решению социально-бытовых и административных проблем граждан, направленных на АГС, является одной из основных задач акции. Акция будет проводиться в более чем 20 регионах России силами организаций,
входящих в Коалицию `За демократическую альтернативную гражданскую службу` при поддержке Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. В ряде регионов, в рамках акции, планируется проведение совместных с представителями органов исполнительной власти экспертных круглых столов, которые будут посвящены разработке критериев соответствия содержащихся в предложениях видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, интересам общества и государства.
Время проведения акции - май-октябрь 2004 года. Результаты акции будут доложены на заседании Комиссии по правам человека при Президенте РФ осенью 2004 года.
Координатор акции от Комиссии - ____________, от Коалиции - Кривенко С.В.



Приложение

Примерный перечень вопросов при проведении проверки (обследования)
общежитий, предлагаемых для размещения граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

При проведении проверки (обследования) общежитий следует руководствоваться Примерным положением об общежитиях, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года ? 328 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 июля 1993 года ? 726) (далее - Примерное положение). К проведению проверки (обследования) целесообразно привлечение санитарно-эпидемиологических служб и органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также государственных жилищных инспекций.
В случае привлечения специалистов рекомендуется учитывать соответствие мест проживания, предоставляемых в общежитиях, и самих общежитий:
Гигиеническим требованиям к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и
общественных зданий и территорий, утвержденным Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 25 октября 2001 года ? 29;
Гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному
освещению жилых и общественных зданий, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08 апреля 2003 года ? 34; по уровню шума - Санитарным правилам СН 2.2.4 /2.1.8.562-96, утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31 октября 1996 года ? 36; по инфразвуку - Санитарным правилам СН 2.2.4 /2.1.8.583-96, утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31 октября 1996 года ? 36; другим санитарно-гигиеническим нормативам, типовым нормам, предусмотренным ведомственными, в том числе региональными, нормативными актами. Предлагается выяснение следующих вопросов, касающихся соответствия общежития требованиям, установленным Примерным положением:
Наличие регистрации указанного жилого дома в качестве общежития в
территориальном органе исполнительной власти или органе местного
самоуправления. Отведение под общежитие отдельного строения (жилого дома), специально построенного или переоборудованного для этой цели.
Наличие жилой площади для размещения граждан не менее 6 кв.м. Оборудование или возможность оборудования общежития мебелью, укомплектованность предметами социально-бытового назначения, в том числе радиоточкой и/или телевизором. Соответствие общежития вышеуказанным санитарно-гигиеническим правилам. Наличие воспитателя, назначенного по согласованию с профсоюзом организации. Наличие инженерного и технического персонала, в том числе осуществляющего
уборку помещений и придомовой территории. Обеспечение охраны здания.
Наличие спортплощадки или спортзала. Тарифы на коммунальные услуги.
Наличие утвержденных соответствующими должностными лицами правил внутреннего распорядка.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204704
Опублик.: 20.05.04
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``