В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Контртеррористическая технология Назад
Контртеррористическая технология
Гибель президента Чечни Ахмата Кадырова вызвала истерическую реакцию российского экспертного сообщества. Наблюдатели начали откровенно путаться в собственных формулировках, предлагая то `дечеченизировать Чечню и размазать чеченскую проблему по всему Северному Кавказу`, то считать Конституцию - непонятно, чеченскую или российскую, `просто бумажкой, на которой напечатаны некоторые буквы`. Однако в этой какофонии раздаются и здравые голоса, призывающие не считать происшедшее катастрофой.

В действительности убийство президента Чечни отнюдь не свидетельствует о том, что Кремль избрал неверную модель урегулирования, и не означает, что общий политический курс надо срочно менять в сторону ужесточения - в противном-де случае всю российскую политику на Кавказе ждет неминуемый обвал. Вместе с тем, трагедия 9 мая высветила существенные проблемы современного политического устройства Чечни. И новые выборы, на которые Кремль, кажется, согласился прямо в день трагедии, могут оказаться подходящей возможностью эти проблемы устранить.

Первое, что бросается в глаза - это ненадежность политической схемы, выстроенной вокруг одной-единственной, по сути незаменимой фигуры, какой был в Чечне Ахмат Кадыров. Как только этой фигуры не стало, вся система сразу утратила надежность. Первые лица, включая главу правительства Сергея Абрамова, лидера Госсовета Тауса Джабраилова и неожиданно сделавшегося вице-премьером Рамзана Кадырова, пребывают в очевидной растерянности, существующие механизмы власти грозят выйти из строя. Для того, чтобы в будущем избежать подобной ситуации, в Чечне должна быть как минимум завершена работа по формированию полноценной системы органов власти, включая парламент. `Выборы президента необходимо совместить с выборами парламента, в этом случае власть получит дополнительный ресурс прочности, - говорит бывший спецпредставитель президента России в Чечне Абдул-Хаким Султыгов. - Это уже не просто политическая, а контртеррористическая технология`.

Срок, в который должны пройти выборы парламента, конституцией Чечни не оговорен - именно поэтому Ахмат Кадыров (не без согласия федерального центра) мог так долго оттягивать этот момент, довольствуясь своеобразным эрзацем представительной власти в лице Госсовета. Но Госсовет не может полноценно заменить парламент - сейчас в нем сидят просто главы районов (назначенные Кадыровым) и делегированные ими же (по кадыровской указке) представители этих самых районов. Такой орган по сути ничего не решает. Даже долгожданный федеративный договор с центром республика не может подписать раньше, чем у нее появится нормальное законодательное собрание. Теперь совместить досрочные выборы президента с выборами парламента ничто не мешает - и в пользу этой идеи уже высказываются некоторые чеченские политики, в частности, советник президента по Чечне Асламбек Асалаханов.

Наличие дееспособного парламента, в который, по мнению политолога Сергея Маркова, могли бы войти в том числе и небольшие группы, представляющие точку зрения `противоположной стороны` (то есть воюющих сторонников сопротивления), укрепило бы доверие к власти. В этом случае она будет состоять уже не из одного-единственного `ставленника Кремля`, а из целого корпуса народных представителей. Абдул-Хаким Султыгов предполагает, что парламентарии могли бы, помимо всего прочего, стать коллективным гарантом для сдающихся боевиков. Это тоже укрепило бы действующую систему: до 9 мая единоличным гарантом сдачи был персонально Кадыров, и когда его не стало, десятки бойцов снова посмотрели в сторону гор. Коллективное, многоголовое руководство в любом случае прочнее и надежней, чем руководство одного человека, с которым в таком месте, как Чечня, в любой момент может произойти все, что угодно. В данном случае не так уж важно, изменится ли порядок приоритетов, и надо ли превращать Чечню из президентской республики в парламентскую. Пока необходимо просто усилить президента парламентом. Не говоря уже о том, что проведение обеих избирательных процедур в один день обойдется федеральному бюджету вдвое дешевле.

Другой объективной возможностью сделать чеченскую власть более надежной является учреждение поста вице-президента, который по должности мог бы быть связан с военным командованием и в экстренных случаях вроде 9 мая спокойно принимал бы на себя руководство ситуацией до выборов. Сейчас такой фигуры в Чечне очень не хватает, и в предстоящие 4 месяца ее отсутствие станет еще заметнее. Правда, ввести такую норму в чеченский основной закон можно будет только после избрания парламента.

Но если совмещение выборов пока находится под вопросом, то президентские выборы практически стартовали. Ведущие чеченские политики, выждав несколько траурных дней, потихоньку готовятся к новой кампании, а эксперты осматриваются на предмет появления на политическом горизонте новых, неожиданных действующих лиц. `Команда Кадырова` в эти дни в полном составе находится в Москве и изо всех сил убеждает кремлевскую администрацию в том, что ставить надо непременно только на ее человека. Другие лоббисты - и со стороны чеченского бизнеса, и со стороны российских силовых ведомств - тоже активно зондируют почву, зная, что окончательное решение снова будет приниматься отнюдь не на участках для голосования, а в Кремле. При существующей политической ситуации это неизбежно, однако хотелось бы верить, что повторные выборы позволят избежать грубых ошибок, допущенных в декабре. Набор кандидатов должен до конца оставаться максимально альтернативным, и поддержка кого-то из них федеральной властью не должна выглядеть неизбежным паровым катком, сокрушающим надежды альтернативных избирателей. Если чеченцы снова не поверят в итоги выборов, следующего президента будет ждать столь же краткий и печальный политический путь, какой был уготован Ахмату Кадырову.

Иван СУХОВ /`Время новостей`, специально для Страны.Ru/
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204631
Опублик.: 14.05.04
Число обращений: 196


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``