В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НЕ ВСЕ СУДЫ - <БАСМАННЫЕ> Назад
НЕ ВСЕ СУДЫ - <БАСМАННЫЕ>
Ошибочно думать, что все правосудие в России - <басманное>. Этот
термин применим лишь к делам с политическим оттенком.
Чем дальше от Москвы, тем меньше засилья политики в судах, меньше
влияние <басманного> элемента. Хотя, конечно, в регионах действует своя
администрация, которая по-своему давит на суды.
Но в то же время в различных субъектах РФ суды часто принимают
решения в пользу граждан и против власти (администрации, милиции,
прокуратуры, крупных коммерческих структур). Пока существует суд, на
площадке которого гражданин (при наличии терпения и упорства) может победить власть и деньги, говорить о всесилии исполнительной власти преждевременно.
Поиск таких решений составляет одно из главных направлений работы
Агентства судебной информации (АСИ), которое создало и поддерживает сеть
собственных корреспондентов в десятках регионов России. Наряду с этим наши корреспонденты ищут в судах и присылают для обработки в московский офис АСИ важные, прецедентные, связанные с защитой прав человека, проблемами правосудия, с произволом и коррупцией в правоохранительных органах, интересные, драматичные и просто курьезные судебные решения и истории.
Сегодня мы публикуем обычный и характерный набор из сообщений
региональных корреспондентов АСИ. В дальнейшем мы надеемся регулярно
рассказывать о работе региональных судов на страницах <Новой газеты>.
Сайт Агентства судебной информации в интернете - www.cia.ru.

Леонид НИКИТИНСКИЙ, обозреватель <Новой газеты>,
главный редактор АСИ


Татарстан <Суточные>
За 170 дней, проведенных в камере следственного изолятора, бывшему арестанту за-платят 50 тысяч рублей.
В августе 2002 года рыбаки в Набережных Челнах выловили в реке части человеческого тела. Установив личность погибшего, сотрудники милиции вышли на след подозреваемого - Эдуарда Галлямова. По версии следствия, Галлямов с приятелем пил водку на берегу реки, а когда поссорились, ударил собутыльника поллитровкой в висок и убил на месте. Потом сбегал домой за ножовкой, распилил тело на куски и выбросил их в реку.
В ходе следствия обвиняемый подписал явку с повинной, и работники
прокуратуры тоже решили не тянуть: через несколько недель дело было
направлено в городской суд Набережных Челнов.
Однако при рассмотрении уголовного дела суд выявил в нем множество противоречий и нестыковок. В то же время судом было установлено, что к Галлямову применялись незаконные методы допросов и пытки. В результате суд не посчитал явку с повинной достаточным доказательством вины подсудимого, и Эдуард Галлямов был оправдан.
Прокуратура опротестовала приговор в Верховном суде Республики
Татарстан, и дело вернулось на новое рассмотрение в Набережные Челны. При повторном рассмотрении дела суд снова оправдал Эдуарда Галлямова. После еще одного протеста прокуратуры городской суд все же приговорил Галлямова к одному году и 10 месяцам лишения свободы. Наконец, после жалобы на приговор со стороны подсудимого коллегия судей Верховного суда Татарстана в третий раз оправдала Галлямова и прекратила в отношении него уголовное преследование.
Выписавшись из неврологического отделения больницы в конце 2003 года, Галлямов обратился в городской суд Набережных Челнов с иском о компенсации физических и нравственных страданий, связанных с необоснованным заключением под стражу. Суд установил, что подсудимого необоснованно держали под стражей 170 дней, и взыскал в его пользу 50 тысяч рублей с Министерства финансов РФ.

Алексей УГАРОВ


Великий Новгород <Гололедное> дело
Житель города Боровичи сумел доказать в суде, что в его падении на обледеневший тротуар повинно ООО <ЖКХ>, и взыскал с этой организации
компенсацию морального вреда.
20 января слесарь ОАО <Боровичский комбинат огнеупоров> Виктор Нилов вышел из своего дома на улице Декабристов. Он сделал лишь несколько шагов по обледеневшему тротуару, но поскользнулся и упал. Крик Нилова услышала жена. Она помогла подняться мужу и вызвала <скорую>. Когда врачи приехали и осмотрели больного, им не оставалось ничего другого, кроме как диагностировать перелом коленной чашечки.
Продолжительность лечения растянулась на три с половиной месяца.
Скучая на больничном, Нилов написал письмо со своими претензиями в адрес
администрации ООО <ЖКХ>: как удалось выяснить, именно эта организация
отвечает за безопасность тротуаров согласно <Правилам благоустройства и
санитарного содержания г. Боровичи>. В первом письме-претензии Нилов еще не настаивал на компенсации причиненного ему вреда. Однако никакого ответа <падший> не получил.
Заручившись актом судебно-медицинской экспертизы, Виктор Нилов
обратился в Боровичский городской суд с исковым заявлением, в котором просил суд обязать ответчика возместить ему моральный вред в размере 15 тыс. руб.
Такой поворот оказался неожиданным для ООО <ЖКХ>, в частности для его директора Сергея Нетужилова. Судебное разбирательство неоднократно откладывалось: директор просил отсрочки для изучения ситуации с опытными юристами. В конце концов ответчик иск не признал, сославшись на то, что вина ООО <ЖКХ> в причинении увечья Виктору Нилову не доказана: в частности, не был сразу же составлен акт о состоянии тротуара на улице Декабристов.
Со своей стороны, Нилов также подготовился к судебному заседанию. В качестве свидетелей с его стороны согласились выступить соседи, а также водитель <скорой помощи>, которая увезла Нилова в больницу.
Судья Валентина Кондратьева не усомнилась в правдивости показаний
свидетелей. Ее решение стало воистину революционным для небольшого городка: признать исковые требования Виктора Нилова к ООО <ЖКХ> обоснованными и вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по уборке территории в зимний период обязать боровичских коммунальщиков выплатить истцу 15 тыс. рублей.

Алексей КОРЯКОВ


Ростов
Присяжный - хулиган
Судья Ростовского областного суда был вынужден распустить скамью
присяжных, которая полгода слушала дело о взрыве автомашины в ходе конфликта между двумя организованными преступными группировками.
Двое запасных присяжных <вышли из строя>. Один оказался музыкантом, которому понадобилось срочно уехать на гастроли, а второй - злостным неплательщиком алиментов, скрывшим свою непогашенную судимость.
Оставшиеся присяжные тоже оказались небезупречны: один из них,
Александр Чувайко, часто являлся в заседание навеселе, хотя при этом
умудрился стать душой скамьи присяжных. Он постоянно балагурил в
совещательной комнате, мирил слишком уж разошедшихся во взглядах коллег - короче, всячески поддерживал доброжелательную обстановку в коллективе. Дежурящие на входе судебные приставы не жаловали веселого присяжного, несколько раз пытались не пропустить его в здание суда по причине нетвердой походки и слишком <тяжелого духа>, но скамья присяжных была уже лишена запасных, и всякий раз судья вызволял Чувайко, беря с него слово исправиться.
Но однажды присяжный исчез на две недели. Как оказалось, он получил 15 суток по решению мирового судьи за мелкое хулиганство. Чувайко задержали милиционеры патрульно-постовой службы, когда он, нетрезвый, матерясь от страха во весь голос, бежал по проезжей части от водителя троллейбуса, которому не заплатил за проезд. Любопытно, что милиционеры не имели права его задерживать, а мировой суд - назначать срок, поскольку, будучи присяжным, Чувайко выполнял обязанности федерального судьи. Но совестливый пьяница постеснялся открыться перед милицией, а позже, когда ему разъяснили возможность обжаловать решение мирового судьи, посчитал это дело слишком докучным.
В итоге по ходатайству стороны обвинения Чувайко был выведен из
состава коллегии присяжных, а вся скамья распущена. Это означает, что
рассмотрение дела при новой коллегии присяжных придется возобновить <с
нуля>.

Марат УСЕНКО


Кострома
Таможня не отдает добро
Семь месяцев добивался житель Костромы справедливости через суд,
требуя у костромской таможни отдать ему личные вещи и имущество, прибывшие из Украины.
Костромич Владимир Шевченко на два года уезжал жить в Севастополь - к родителям. Когда пришло время возвращаться, он послал свои вещи контейнером на свое имя в Костроме, а сам приехал в Россию налегке. Выждал какое-то время и обратился в костромскую таможню с вопросом: пришел ли его контейнер с вещами?
Контейнер пришел, однако отдавать его <иностранцу> за просто так
сотрудница таможни Е. И. Кремлева отказалась, требуя заплатить таможенный сбор в размере 948 рублей. Шевченко платить отказался, ссылаясь на постановление российского правительства ? 645 от 18.10.96 г., согласно которому проезд через российско-украинскую границу физическим лицам с их личными вещами должен осуществляться беспошлинно.
Возник спор, и таможня не отдавала вещи, прибывшие контейнером в
Кострому. А через 10 дней, когда истек оговоренный Таможенным кодексом срок получения вещей, таможня включила счетчик для упрямого <иностранца> - за хранение на своих складах контейнера с вещами.
Шевченко подал в суд на таможню и на гр-ку Кремлеву, которая
непосредственно работала с клиентом. Истец требовал немедленно, без всякой оплаты отдать ему личные вещи и выплатить компенсацию морального вреда: с таможни - 3000 рублей и с Кремлевой - 1000 рублей.
В результате судебного разбирательства выяснилось, что костромская таможня действительно нарушила ст. 126, 194 Таможенного кодекса, в которых четко оговаривались сроки и порядок растаможки грузов. В действиях таможни суд усмотрел также нарушение ст. 2 Конституции РФ, которая говорит, что права и свободы граждан России являются высшей ценностью государства.
В итоге через 7 месяцев после возникновения конфликта (все это время Шевченко был лишен возможности пользоваться своими личными вещами) суд обязал костромскую таможню отдать ему вещи без всякой оплаты и взыскал в пользу истца 2000 рублей с костромской таможни. При этом суд исходил из того, что виновата работник таможни Кремлева, а не таможня в целом, но, поскольку она выполняла свои должностные обязанности, суд, руководствуясь ст. 1068 ГК РФ (<Ответственность юридических лиц за вред, причиненный его работником>), возложил ответственность на государственную структуру, а не на его малограмотного работника.

Николай НИКОЛАЕВ

КОММЕНТАРИЙ
Анатолий КУЧЕРЕНА, адвокат:
- По данным опросов общественного мнения, сегодня лишь треть россиян готова обратиться в суд в случае нарушения тех или иных законных прав. Остальные предпочитают обходить суды стороной. Изучив примеры, собираемые Агентством судебной информации, граждане, возможно, поверят в свои силы и поймут, что за свои права необходимо бороться.
Например, свидетельством тому <Гололедное> дело. Прежде у людей в
аналогичной ситуации не возникло бы и мысли о возможности обращения в суд. Очень важно как прецедент решение об удовлетворении иска Эдуарда Галлямова в Набережных Челнах. Вырвавшись из следственного изолятора, пройдя через пытки и унижения, потеряв здоровье, не каждый решится вновь <сразиться> с машиной российского правосудия. Отрадно, что такие, пусть и единичные, примеры есть в отечественной судебной практике.
Не так уж анекдотичен случай с роспуском скамьи присяжных в Ростове. Суд присяжных - это путь к более справедливому правосудию. Но этот путь не может быть пройден без усилий всех тех, кто в таком правосудии заинтересован. Без формирования эффективно действующих структур гражданского общества и обретения им правовой культуры, без взаимодоверия между обществом и властью суд присяжных обречен на то, чтобы раз за разом разочаровывать всех тех, кто связывал с этим институтом огромные и, смею думать, обоснованные надежды.

`Новая газета`
13.05.2004http://nvolgatrade.ru/

Док. 204618
Опублик.: 14.05.04
Число обращений: 180


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``