В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НАРКОАГРЕССИЯ Ни в какой другой стране мира она не приобрела таких масштабов, как в России Назад
НАРКОАГРЕССИЯ Ни в какой другой стране мира она не приобрела таких масштабов, как в России
`Настоящая война, оружием массового уничтожения в которой являются наркотики`, - так охарактеризовали ситуацию в России на недавней коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В стране возникла `устойчивая, хорошо структурированная и разветвленная сеть наркодельцов, включающая производство, транспортировку и распространение наркотиков`, как сказал президент РФ Владимир Путин.
Как бороться с этой нарастающей угрозой? Об этом наш корреспондент беседует с заместителем директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ генерал-лейтенантом Александром МИХАЙЛОВЫМ.
- Выступая на заседании коллегии вашего ведомства, Владимир Путин подчеркнул, что даже в США борьбой с наркобизнесом напрямую занимаются только 10 тысяч человек, а у нас - 40 тысяч. Не много ли?
- Но ни в одной стране наркоагрессия не приобрела таких масштабов, как у нас. За последние десять лет количество наркозависимых людей в России увеличилось в 9 раз. На учете сейчас стоят около 400 тысяч наркоманов, но на самом деле их более трех миллионов. Причем две трети - это молодежь до 30 лет.
С распадом Советского Союза мы получили практически `прозрачные` границы на юге страны. Наркотрафики - пути доставки наркотиков - буквально пронизывают всю ее территорию. Из транзитного канала Россия стремительно превращается в рынок потребления. А в сферу незаконного оборота наркотиков вовлекается все большее количество людей. Поэтому президент не преувеличивал, когда говорил, что эта проблема достигла таких размеров, что уже прямо угрожает национальной безопасности страны. По разным оценкам, доходы наркомафии в России составляют от 8 до 18 миллиардов долларов.
- Вашей службе еще нет и года. Что удалось сделать за это время?
- Наша спецслужба изначально задумывалась как координатор действий всех заинтересованных министерств и ведомств, а их больше десятка. По наркомафии бессмысленно бить растопыренными пальцами. Должен сказать, что нам удалось наладить хорошие рабочие контакты практически со всеми властными структурами. Прежде всего, конечно, с МВД, ФСБ, таможней.
- А конкуренции с их стороны не чувствуете?
- Работы столько, что с избытком хватает на всех. Мы не собираемся подменять ни милицию, ни пограничников, ни таможенников. У нас своя ниша. Это разработка и проведение крупных межведомственных операций, подрыв финансовой базы наркопреступности. Мы начинаем бить по крупным центрам производства, разветвленным дилерским сетям. Российский наркобизнес сейчас активно налаживает связи с международными наркосиндикатами. И те охотно идут на контакт. Хватать за руку мелких наркодилеров, конечно, тоже надо. Но главное - нейтрализовать те 950 организованных преступных группировок, которые `держат` в стране рынок наркотиков.
- И что происходит сегодня на этом рынке?
- Ничего утешительного. Мало того что отечественный наркобизнес все более приобретает транснациональные черты, так он еще стремится проникнуть в экономическую сферу как государственных, так и частных структур. Наркодоходы-то отмывать надо. На службе у наркомафии состоят квалифицированные юристы и экономисты. Она прекрасно оснащена спецтехникой и современной связью. У нее хорошо поставлена разведка. Наркомафиози стремятся обзавестись своими людьми в государственных структурах, в том числе и в правоохранительных органах. Так, за восемь месяцев наши подразделения собственной безопасности выявили около 60 сотрудников милиции, которые так или иначе были связаны с наркомафией. Самый свежий пример. Оренбургские полицейские задержали начальника отделения уголовного розыска линейного отдела внутренних дел станции города Оренбург и преподавателя местного университета. Милиционер пытался продать почти 13 граммов героина, а наставник студентов - 80. Преподаватель к тому же оказался помощником депутата областного законодательного собрания.
- А какие наркотики сейчас больше всего в ходу?
- Прозвенел еще один тревожный звонок: молодежь переходит от легких наркотиков к тяжелым. Сейчас уже 70 процентов всего употребляемого дурмана - это опийная группа. А с ней штуки плохи. Так, если от `травки` люди еще находят в себе силы отказаться, то от героина - почти никогда. Мы подошли к критическому рубежу: от наркотиков ежегодно в стране погибают более 70 тысяч человек. Это во много раз больше, чем на афганской и чеченских войнах, вместе взятых.
Тревожит и то, что наркотики `поползли` в глубинку, где еще лет пять назад о них и не слышали. Перевалочные базы-тайники уже находят, к примеру, в пермских поселках, в небольших сибирских городах.
- Основной источник наркозаразы - Афганистан. Но почему наши пограничники не в силах перекрыть этот поток?..
- Да, ежегодный афганский наркооборот составляет около 30 миллиардов долларов, и участвуют в нем более 1,5 миллиона человек. В Афганистане в прошлом году было собрано 3600 тонн опия, что составляет три четверти его мирового объема. Собранный опий там перерабатывают в более чем 300 тонн героина. А границу с Афганистаном в Таджикистане охраняют не только российские пограничники. Так что на этом самом передовом рубеже наши возможности ограничены. А вот сделать для наркотрафика менее доступными `прозрачные` границы с государствами Средней Азии можем. В конце прошлого года в течение нескольких месяцев мы готовили широкомасштабную спецоперацию `Канал-2003`. К ней привлекались пограничники, таможня и даже армейские подразделения. Пять с лишним тысяч оперативных групп одновременно перекрыли почти 900 железнодорожных станций и узлов, более 2000 дорог, 92 аэропорта и
2 морских порта. В эту сеть угодила почти тысяча наркодельцов, все они были привлечены к уголовной ответственности. Улов получился внушительный. Выявлено более 1400 наркопреступлений, 100 из которых совершены организованными преступными группировками, изъято
2 тонны различных наркотических средств. Попутно было раскрыто более 2300 общеуголовных преступлений. Такую тактику мы будем применять и впредь. Она себя оправдывает.
- А границу с Казахстаном закрыть для транзита можно?
- На ней и так задерживается почти 90 процентов всего героина, 70 процентов опия и 60 процентов марихуаны. Но как ее прикрыть наглухо? Контрабанду от наших соседей можно провезти по 60 автодорогам. Летом по степи можешь проехать где угодно. Используют наркокурьеры и железную дорогу, причем как поезда дальнего следования, так и пригородные.
Перевозят и распространяют наркотики, как правило, кавказские, цыганские и среднеазиатские общины, которые живут по обе стороны границы. Они имеют не только национальные, но и клановые, семейные связи, что весьма затрудняет работу против них. Все чаще к реализации привлекаются `батраки` - бомжи, несовершеннолетние, наркоманы. Все они связаны круговой порукой.
- Мы говорим сейчас о нелегальном рынке наркотиков, а трудно ли их достать обычным способом? Например, купить в аптеке...
- Каждое десятое преступление мы выявляем в больницах, аптеках, фармакологических центрах. Взять, к примеру, Кострому. Оперативники нашли там различные нарушения в 37 медицинских центрах и аптечных пунктах. Большинство - это частные фирмы. Самые распространенные недостатки в них - отсутствие учета наркотических средств и лицензии на их использование, неправильное хранение. Аналогичная картина и в других городах. Поэтому мы решили провести всероссийскую оперативно-профилактическую операцию `Допинг`. Результаты оказались впечатляющими.
Всего в стране более 29 тысяч объектов, так или иначе связанных в своей работе с наркотиками Мы проверили каждое шестое. Итог: выдано более 500 предписаний об устранении нарушений, составлено 80 протоколов об административных правонарушениях, возбуждено 196 уголовных дел. Чего только не находили... И поддельные рецепты, и десятки килограммов `левых` наркотиков, и более 250 тонн прекурсоров, то есть исходных веществ для их приготовления.
- Наркотики и оружие во всех странах понятия неразрывные...
- И Россия не исключение. За вторую половину прошлого года мы изъяли у наркодилеров почти 100 единиц оружия и более двух тысяч боеприпасов. Это пистолеты, обрезы, незарегистрированное газовое и охотничье оружие, гранаты. Деньги, вырученные от продажи наркотиков, потом `стреляют` в ходе бандитских разборок, оборачиваются взрывами на улицах городов.
- Разгул преступности в стране часто оправдывают тем, что на борьбу с ней не хватает денег. Ваше ведомство на голодном пайке не держат?
- Все, что предусмотрено бюджетом, мы получаем копейка в копейку. А вот государство в целом, если оно хочет покончить с распространением наркотиков, должно вкладывать в выполнение этой непростой задачи гораздо больше средств. Федеральная целевая программа `Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы` предусматривала выделение 485 миллионов рублей. А США ежегодно тратит на эти цели 33 миллиарда долларов. Поэтому у них за последние десять лет количество наркоманов снизилось вдвое, а у нас увеличилось в девять раз.
- В Иране наркоторговцев расстреливают, а в Голландии марихуану можно купить запросто. Какой путь эффективнее?
- Ни репрессии, ни легализация наркотиков проблему не решат. Задача полиции, других силовиков - уничтожить наркомафию, перекрыть доступ молодежи к наркотикам. А вот задача государства, общества - дать более привлекательные цели в жизни.
Беседовал Юрий Селижаров
`РОДНАЯ ГАЗЕТА` Nо 18(53), 14 мая 2004 г., полоса 16
httр://www.rоdgаz.ru/indех.рhр?http://nvolgatrade.ru/

Док. 204617
Опублик.: 14.05.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``