В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВЫСТУПЛЕНИЕ Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Э.А. ПАМФИЛОВОЙ на Конференции ОБСЕ по антисемитизму Назад
ВЫСТУПЛЕНИЕ Председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Э.А. ПАМФИЛОВОЙ на Конференции ОБСЕ по антисемитизму
Берлин, 28-29 апреля 2004 года
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые участники конференции!
В формировании нашего отношения к антисемитизму мы исходим из того, что противодействие ему, также как противодействие расизму, ксенофобии, неонацизму, является органической частью борьбы за права человека в целом.
В чем причина живучести антисемитизма? В какую сторону идет сегодня мутация его вируса и в каком направлении необходимо действовать, чтобы вакцина от национальной и религиозной нетерпимости обеспечивала стойкий иммунитет, а болезнь, вызывающая ненависть к людям другой национальности, не приобретала хронический характер? Представляется, дело не только в исторических корнях и накопленных веками противоречиях. Необходимо учитывать и то, что к началу Х
ХI века уродливые антисемитские течения стали получать новые импульсы.
Нередко проявления антисемитизма показывают, что их обострение приходится на переломные периоды развития общества, когда антисемитизм, как специфическая форма ксенофобии, начинает выполнять функции своеобразного `громоотвода` социального напряжения. Важно при оценке ситуации с антисемитизмом учитывать все факторы, включая политические, социальные, экономические, демографические, религиозные, культурные. Уровень антисемитизма во многом определяется степенью общей национальной нетерпимости в обществе, степенью распространения национального экстремизма в целом, а также ситуацией с преступлениями на почве национальной, расовой и религиозной ненависти вообще.
Хочу подчеркнуть, что в тяжелейших условиях, связанных с последствиями распада СССР и возникновением целого ряда острых межнациональных конфликтов, нашему государству, обществу удалось в целом сохранить основы мира, взаимного уважения и терпимости в национальных отношениях. Россия является крупнейшей в мире полиэтнической и многоконфессиональной страной, где исторически сосуществовали различные культуры и национальные традиции. Уникальность страны заключается в сочетании различных систем ценностей.
Каков `портрет` современного российского антисемитизма? Что отличает его от прошлых лет и от своего аналога, к примеру, в Западной Европе?
Самое главное - в современной демократической России государственный антисемитизм отсутствует. В стране сформирована полная законодательная база по реагированию на проявления антисемитизма. Высшие должностные лица постоянно выступают против проявлений ксенофобии и антисемитизма. Это положительный факт и он признается общественностью как внутри страны, так и за рубежом. Однако очень живуч бытовой антисемитизм, и хотя его уровень снижается, это не должно успокаивать, т.к. проявления антисемитизма, расизма, ксенофобии остаются сферой повышенной опасности, питательной средой экстремизма.
Антисемитизм в России отличает то, что он не носит антиизраильского характера, как в некоторых других европейских странах.
В настоящее время наиболее возмутительной формой проявления национального экстремизма, расизма, ксенофобии и антисемитизма стали вылазки `скинхедов`.
Причём для них характерен не столько антисемитизм, сколько агрессивная ксенофобия по отношению в первую очередь к выходцам из закавказских и среднеазиатских республик бывшего СССР, а также стран Африки. И хотя Россию обошел всплеск антисемитизма, будоражащий в последние годы весь западный мир, мы не можем мириться с такими уродливыми явлениями, как: нападения на синагоги; вандализм по отношению к еврейским культовым
и памятным объектам; распространение агрессивной антисемитской литературы; `электронный` антисемитизм в интернете, где некоторые сайты выполняют роль информационной взрывчатки; использование антисемитской риторики в избирательных и политических кампаниях, а также изготовление антисемитской символики, распространяемой в молодежной среде в виде значков, нашивок, и т.д. Этот маргинальный рынок антисемитской продукции имеет, пусть немногочисленного, но устойчивого потребителя.
Фактор бытового антисемитизма использовался некоторыми партиями крайне националистического толка при ведении своих предвыборных кампаний.
Благодаря усилиям общественных организаций, в том числе еврейских, таких как Федерация еврейских общин России, Московского Бюро по правам человека и ряда других, удалось привлечь внимание федеральных властей к националистическим претендентам на власть и добиться их отстранения от участия в выборах.
В абсолютном большинстве случаев антисемитская риторика не помогла кандидатам в депутаты набрать дополнительные очки на выборах - почти все они остались за бортом вновь избранного российского парламента.
Это свидетельствует о том, что общественное сознание в России в отношении антисемитизма становится более толерантным, более зрелым
.
В результате мощного протестного давления со стороны общественности и решительных действий властей удалось в корне пресечь наиболее опасное проявление антисемитизма - появление антисемитских надписей на заминированных рекламных щитах - этого чудовищного симбиоза антисемитизма, ксенофобии и терроризма.
Мониторинг того, как власть реагирует на проявление антисемитизма, - в центре внимания российских НПО. Здесь есть проблемы. Наблюдаемая некоторая активизация деятельности правоохранительной системы в отношении актов вандализма против еврейских культовых учреждений редко приводит к вынесению конкретных приговоров. Нас весьма беспокоит в целом низкий уровень профилактической работы, в частности, с неблагополучной молодежью. Власти в большинстве случаев лишь реагируют на свершившиеся факты.
К позитиву следует отнести то, что большее внимание со стороны властей стало уделяться антисемитским и ксенофобским высказываниям в СМИ.
Так, после двух предупреждений был снят со своей должности главный редактор одной из газет Волгограда `Казачий круг`. В Новосибирске заведено уголовное дело против газеты `Русская Сибирь` за антисемитские публикации. Прокуратура Новосибирской области подала иск о ликвидации данной газеты за разжигание национальной розни. Список можно продолжить. Главное, и в этом с моими выводами согласен директор Фонда `Толерантность` А.Аксельрод: `Закон о противодействии экстремистской деятельности` начинает применяться к изданиям, позволяющим себе такие нарушения`. Противопоставить мутной волне межэтнической неприязни, замешанной на предрассудках, можно только толерантность - как активную жизненную позицию, как моральный долг, как политическую и правовую потребность.
В России принята Федеральная программа `Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе`. Она направлена на оказание государственной поддержки процессу строительства гражданского общества и включает в себя создание на различных уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - социально-психологической служб, введение гуманитарной и психологической экспертизы учебников, образовательных программ, критериев профессиональной подготовки государственных служащих, работников правоохранительных органов, органов управления и средств массовых информации. Теперь очень важно, чтобы она заработала в полную силу.
Борьба с антисемитизмом, и в целом - с расовой дискриминацией, не может быть сведена только к реагированию на факты антиеврейских высказываний в СМИ или акты вандализма. Эти усилия должны носить системный характер. Любое проявление как расовой нетерпимости, так и расовой исключительности должно находить свою принципиальную оценку. Европа заплатила слишком дорогую цену за то, как эти теории воплощались в трагическую практику. Само обращение ОБСЕ к теме антисемитизма сегодня, спустя 60 лет после победы над фашизмом и прощания с жертвами Холокоста, свидетельствует о неблагополучии в этой сфере. Вызывает сожаление, что страны Евросоюза и США не поддержали инициированную Россией и принятую Комиссией ООН по правам человека резолюцию, осуждающую проявления ксенофобии, расизма, расовой дискриминации. Спасти цивилизованный мир от этой угрозы неонацизма могут только наши совместные усилия с ОБСЕ, ЮНЕСКО, Советом Европы.
Особенности России как огромной страны требуют внимания к проявлениям антисемитизма на местах, где были нередки случаи попустительства властей к проявлениям антисемитизма под прикрытием различной интерпретации федерального законодательства. Через систему представителей Президента России в федеральных округах региональное законодательство было приведено в соответствие с федеральным.
Посещение высшим руководством страны главных еврейских мероприятий, высокая оценка роли и места евреев в истории России, в ее науке и культуре способствует созданию в обществе по отношению к евреям благоприятного климата и укрепляет их уверенность в позитивных действиях властей. Свидетельством тому является, в частности, значительный рост количества зданий синагог, широкое освещение в СМИ жизни еврейских общин, их проблем, а также возросшая готовность еврейских организаций отстаивать свои права.
Мониторинг проявлений антисемитизма, который ведётся еврейскими общественными организациями, реально оказывает существенную поддержку органам государственной власти России в их усилиях по борьбе с этим злом и эта деятельность заслуживает самой высокой оценки.
За прошедшее время организациями России проведено более 100 крупнейших мероприятий и компаний, имеющих общенациональное значение. За последние 10 лет более чем в четыре раза возросла численность еврейских региональных и местных национально-культурных автономий, общинных центров и религиозных организаций, детских и молодежных структур и т.п., их число превысило - 130.
Активно действуют еврейские радиостанции, газеты и журналы, еврейские интернет-клубы. Всё это позволило председателю Федерации еврейских общин России М.Грубаргу сказать: `Сегодня власти ушли от населения на шаг вперед в понимании важности гармоничных и толерантных отношений с еврейской общиной`.
Знаковым событием в жизни еврейских общин России явилось открытие уникального объекта - крупнейшей в Европе синагоги в Москве, которая включает в себя и еврейский культурный центр. На её открытии присутствовал Президент России В.В.Путин, который назвал это уникальное сооружение `нашей совместной гордостью
`.
К примерам деятельности развивающихся в России институтов гражданского общества можно отнести Московское бюро по правам человека, созданное в 2002 году при участии Московской Хельсинкской группы. Бюро координирует свою работу с нашей Комиссией, российским Омбудсменом, Госдумой, Институтом прав человека Российской Академии наук, Центром экстремальной журналистики.
К совместным проектам можно отнести открытие сайта `Семь сорок`, который дает консультации юристов пострадавшим, а также ежедневный мониторинг `Антисемитизм, ксенофобия и религиозные преследования в регионах России`. Это масштабный проект, осуществляемый совместно с 50 региональными организациями, 30 редакциями и 50 национальными и религиозными объединениями. Готовые материалы направляются в Администрацию Президента, руководителям субъектов федерации, в прокуратуру и Минюст.
Во многом благодаря правозащитным организациям, включая еврейские, в Москве открыт музей и общественный Центр Холокоста. На базе музея проводятся образовательные программы, организуются многочисленные `круглые столы` и семинары. Тема Холокоста и его жертв постоянно в центре внимания правозащитников.
Достаточно вспомнить, что первый симпозиум по проблемам Холокоста и толерантности состоялся десять лет назад в Москве по инициативе выдающегося историка М.Я.Гефтера. С тех пор проведено значительное количество мероприятий, посвященных памяти жертв нацизма. Совсем недавно в Нижнем Новгороде состоялась масштабная конференция `Живая история - уроки Холокоста`.
Конкретную деятельность по противодействию всех форм экстремизма нельзя сводить только к беседам и круглым столам интеллектуалов. Необходимо активно развивать сетевые структуры по всей стране. Достаточно ли усилий со стороны власти в решении всех этих сложных проблем - конечно же
, нет. Об эффективности можно судить лишь по результатам, а результат возможен только на основе совместных усилий общества и власти. Необходимо улучшать просвещение граждан, необходим институт экспертизы по проблемам ксенофобии и антисемитизма, необходимо повышение квалификации работников прокуратуры, судов, милиции, совершенствование правоприменительной практики в этой сфере. Необходимо также, не посягая на свободу СМИ, продумать правовой механизм противодействия циркулированию в России антисемитской прессы и литературы.
При всех сложностях и недостатках есть главное - политическая воля власти и общества к сотрудничеству и взаимодействию в этой тонкой сфере. В заключение процитирую выводы МБПЧ: `...антисемитизм не является наиболее актуальной для России фобией... Со своей стороны, власть в минувшем году начала прикладывать целенаправленные усилия на противодействие экстремизму вообще и антисемитизму в частности. И если антиэкстремистский закон вызывает к себе массу претензий, то усилия власти по пресечению антисемитской пропаганды могут заслуживать высокой оценки`.
Благодарю за внимание.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204582
Опублик.: 13.05.04
Число обращений: 148


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``