В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Ципко: Либерализм и национальное сознание Назад
Александр Ципко: Либерализм и национальное сознание
Спор о судьбах российского либерализма на страницах `КП`, начатый известным письмом Михаила Ходорковского, продолжается. Мы уже публиковали мнения на этот счет лидеров либерал-реформаторов Анатолия Чубайса и Егора Гайдара, противоположную точку зрения политолога Станислава Белковского. Сегодня слово даем политологу Александру Ципко, который, впрочем, больше полемизирует с Борисом Березовским, имеющим свой взгляд на обсуждаемую проблему

Статья Михаила Ходорковского из СИЗО Nо 4 независимо от намерений ее автора и независимо от того, что будет говорить и писать Михаил Ходорковский после выхода на свободу, обнаружила непреодолимую, зияющую пропасть между тем человечным, национальным либерализмом, в котором мы нуждаемся и который утвердился в большинстве стран Европы, и тем расистским, и в этом смысле фашиствующим, либерализмом, который у нас в России утвердился в первой половине девяностых и который продолжают отстаивать его идеологи и вожди.

Каста избранных

Если Михаил Ходорковский переходит сегодня с космополитической на национальную точку зрения, то Борис Березовский, напротив, заканчивает свои былые игры с патриотизмом и начинает кампанию по обличению русской нации, по обличению российского `большинства`.

Борис Березовский в своем ответе Михаилу Ходорковскому (см. газету `Ведомости`, 27.04.04) приравнивает советскую Россию к фашистской Германии, а русскую нацию - к немецкой и призывает жителей современной России `проявить нравственную волю и покаяться... за уродливое прошлое, в котором истязали и убивали самих себя, убивали и насиловали других`. Как выясняется, наши либералы сегодня в России отличаются отношением к `большинству`, к русской нации. Патриоты считают, что 90 процентов населения страны, и к этой позиции присоединяется Михаил Ходорковский, тоже люди, которые имеют свое достоинство и свои интересы и права и с которыми крупный капитал должен `делиться`. Наши `либералы-революционеры`, как называет себя и реформаторов Борис Березовский, считают, что 90 процентов - это косная, не покаявшаяся за свои грехи масса, которая не понимает своих интересов и `волю` которой необходимо переломить. Делиться с этими людьми, с точки зрения Бориса Березовского, бессмысленно. И самое важное. Борис Абрамович ставит легитимность революционера Бориса Ельцина, который опирался на горстку `либералов-революционеров`, выше легитимности Владимира Путина, который был избран подавляющим `большинством`.

Если европейская демократия, а вместе с ней и буржуазное право выросли из христианской идеи моральной равноценности каждой человеческой личности и тем самым покоятся на идее равенства и справедливости, то наш `учитель` Борис Березовский противопоставляет избранную касту революционеров-либералов, как он их называет, неразумной и порочной массе, так называемому `большинству`. Оказывается, не было и нет общества, состоящего из равноправных граждан, нет ощущения национального единства, которое побуждает рассматривать своего соотечественника как человека, близкого тебе, равного тебе, а есть только элита, либералы-революционеры и массы, которым надо ломать волю и исправлять сознание.

Колониальный либерализм

В рамках этого текста нет возможности затевать исторические споры с Березовским. Скажу только, что основной тезис нашего революционера от демократии ложен. Не соответствует действительности утверждение Бориса Абрамовича, что `все демократии в мире устанавливались вопреки воле большинства`, в том числе и в Восточной Европе (см. Борис Березовский. `Безыдейность и безволие либералов`. `Ведомости`, 27 апреля 2004 г.). Осмелюсь заметить Борису Абрамовичу, что `бархатным революциям` в Восточной Европе предшествовала всеобщая национальная забастовка польских рабочих в защиту `Солидарности` в августе 1980 года, в которой принимали участие 9 миллионов человек.

Историк Валерий Соловей подметил, что наши либералы относятся к населению России так, как колонизаторы относились к покоренным народам Азии или Африки. Свою собственную избранность, исключительность, принадлежность к западным ценностям они, наши либералы, противопоставляют врожденной ущербности туземной, российской массы, не избавившейся от патернализма, которую они, как и Борис Абрамович, обязаны привести в светлое будущее. Более того, Борис Абрамович настаивает на презумпции невиновности всех тех, кто вместе с ним строил капитализм в России. Борис Березовский корит Бориса Ельцина за то, что он не подвел черту под либеральной революцией, не объявил `политической и экономической амнистии всех реформаторских сил`.

Вступление Бориса Березовского в полемику с Михаилом Ходорковским не просто ввело спор о кризисе в новую, концептуальную стадию. Статьи Бориса Абрамовича наглядно показывают, почему этот либерализм с колониальным дискурсом не только вреден, но и опасен. Он опасен своим стремлением не только реабилитировать большевистское деление общества на `прогрессивные` и `обреченные` классы, возродить классовую кастовость, классовый расизм, но и реанимировать ленинский принцип, согласно которому моральным является все, что служит делу установления коммунизма. Борис Березовский, правда, подменяет понятие `коммунизм` понятием `капитализм`. Но это не меняет существа дела.

Большевизм наоборот

Революционный либерализм Бориса Березовского пострашнее большевизма. Все дело в том, что Борис Абрамович проповедует культурный расизм. Ленин еще верил, что трудящиеся массы могут подняться до высот революционной теории. А Борис Абрамович не верит, что подавляющее большинство населения, пресловутые 90 процентов, в состоянии проникнуться ценностями либерализма. Березовский смотрит на это большинство как на обреченных, как на неполноценных людей. Кризиса либерализма, как чувства свободы и достоинства, не произошло. Но, чтобы добиться окончательного духовного выздоровления, надо идти дальше. Необходимо дать отпор, всячески разоблачать тех, кто продолжает унижать российскую нацию, кто пытается поставить народ, сыгравший решающую роль в разгроме фашизма, на одну доску с народом, вскормившим чудовище гитлеризма.

Я понимаю, что, оказавшись в вынужденной эмиграции, Борис Абрамович утратил не только чувство меры, но и отчасти чувство совести. Но все же, как ученый, как аналитик, Борис Абрамович обязан видеть разницу между советским народом, который сам, по собственной воле в лице руководителей КПСС начал освобождение от тоталитаризма, и немецким народом, который пришлось с оружием в руках освобождать от фашизма и принуждать к покаянию.

Либералы, не обладающие национальным сознанием, не способные согласиться с тем, что `народное большинство` является такими же людьми, как и они, ничего хорошего для России сделать не смогут. Спасение демократии и либерализма в России сейчас возможно только путем нравственного и духовного перерождения, путем перехода либеральной элиты и бизнес-сообщества на национальную точку зрения. Надеюсь, что узник СИЗО Nо 4 стал на национальную точку зрения всерьез и надолго. Но если этого духовного перерождения в стане бывших либералов-революционеров не произойдет, то нам придется строить гражданское общество без них. Видит Бог, Россия устала, окончательно устала от `революционеров`, под какую бы идею они себя ни чистили.



ДОСЛОВНО

Выдержки из статьи Б. Березовского `Безыдейность и безволие либералов`:

Задача либералов-революционеров как раз и состоит в том, чтобы переломить мнение и волю большинства: 10% должны убедить 90% в своей правоте и отстоять ее.

Либералы были и есть несравнимо честнее других - и коммунистов, и сегодняшних чекистов-путинистов.

Вся нация должна была проявить политическую волю и покаяться. Покаяться всем вместе за уродливое прошлое, в котором истязали и убивали самих себя, убивали и насиловали других.

Немцы каются третье поколение, а грехов у них не больше нашего. Каются и возрождаются.

Борис Ельцин и его реформаторское окружение, придя к власти, не нашли силы подвести черту под тоталитарным прошлым... Ельцин обязан был поставить вне закона... КПСС и КГБ.

Шаг, который Ельцин обязан был сделать и не сделал, - политическая и экономическая амнистия всех реформаторских сил, т. е. юридическое закрепление результатов революции.


ЗАО ИД `Комсомольская правда`http://nvolgatrade.ru/

Док. 204477
Опублик.: 06.05.04
Число обращений: 630

  • Ципко Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``