В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нино Бурджанадзе: `Россия ничего взамен своей поддержки не просила, что очень ценно` Назад
Нино Бурджанадзе: `Россия ничего взамен своей поддержки не просила, что очень ценно`
Спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе в четверг вернулась в Тбилиси из Батуми, куда она ездила с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. После проведенных в Батуми совещаний с силовыми министрами г-жа Бурджанадзе вновь занялась своей парламентской работой. Поскольку в Аджарии скоро надо будет проводить внеочередные выборы, законодательному собранию Грузии придется внести некоторые поправки в Основной закон, которые позволили бы провести выборы в Аджарии как можно скорее. В чем госпожа Бурджанадзе сама заинтересована. Об этом она рассказала в четверг в интервью Стране.Ru.

- Нино Анзоровна, прежде всего, поздравляю вас с тем, что грузинское руководство смогло разрешить конфликт в Аджарии без кровопролития. Как вы оцениваете то, что произошло?

- Я действительно рада, что все закончилось без жертв. Хочу воспользоваться случаем и поздравить всех православных жителей России с сегодняшним днем, у нас с вами общий праздник - день Святого Георгия. Я хочу выразить глубокую благодарность президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за тот вклад, который он внес в разрядку обстановки вчера, поскольку дал политическое убежище Аслану Абашидзе. Также я благодарна Игорю Иванову за его помощь в урегулировании конфликта с Аджарией.

- Почему Аслан Абашидзе все же принял решение о сложении с себя полномочий главы Аджарии? Может ли он еще вернуться в Батуми как политик?

- Думаю, что, конечно, нет. Он не может вернуться в Батуми, в Грузию, это абсолютно однозначно. Я думаю, что он это сам прекрасно понимает. Как обычный человек он сможет потом приехать в любую часть Грузии, если у него будет такое желание. Президент Грузии заявил, что по истечении определенного срока это будет возможно. Но сейчас ситуация достаточно накаленная.

Я думаю, что решение было принято единственно правильное. Могу вам сказать, что за два дня до вчерашнего вечера, когда окончательное решение было принято, я разговаривала поздно ночью с господином Абашидзе и пыталась его уговорить, чтобы он подал в отставку, потому что было ясно, что никто его уже не поддерживает. И то, что он принял решение, наверное, было пониманием того, что если он на это не пойдет, то ему придется намного хуже, чем в сегодняшней ситуации. И еще было желание, - по крайней мере, я искренне на это надеюсь, - не проливать кровь. Ответственность все-таки за свою и должность, и народ. Если бы пролилась кровь, то, конечно, никто никогда Абашидзе бы этого не простил.

- Как вы думаете, что подразумевал президент Саакашвили, когда заявил в четверг утром в Батуми, что следующей будет Абхазия? Он хотел сказать, что очередная `революция роз` может повториться и там?

- Вы знаете, я буду крайне счастлива, если в Абхазии будет тот же самый сценарий, который был в Аджарии. Если мы сможем воссоединить Абхазию с Грузией без единой капли крови, а местное население настроить в наше поддержку так же, как нас поддерживало населении Аджарской автономной республики, это будет только счастье для грузинского народа. Я не думаю, что Аслан Абашидзе должен противостоять этому или выступать с протестом.

- Проводились ли какие-нибудь переговоры или консультации с российским руководством по урегулированию аджарского конфликта до приезда Иванова? Можно ли сказать, что он прилетел в Батуми для того, чтобы реализовать какие-то уже имевшиеся договоренности между Тбилиси и Москвой?

- Да, безусловно. Политики такого уровня, как господин Иванов, не прилетают просто так, без всяких предварительных договоренностей. Дважды состоялся разговор наших президентов - президента Путина и президента Саакашвили. Разговор был очень конструктивным, и я еще раз хочу подчеркнуть, что мы действительно почувствовали добрую волю президента России, его искреннее желание нам помочь. Между прочим, совершенно безвозмездно, то есть ничего взамен за эту поддержку не просили, что очень ценно. Состоялся также мой разговор с господином Лощининым и господином Ивановым. Я также могу подчеркнуть, что оба этих разговора были очень конструктивными и доброжелательными. Оба этих лидера деликатно пытались разговаривать, не вмешиваясь во внутренние дела Грузии, с уважением относясь к нашим проблемам. Я им объяснила, что единственный выход - предложить Аслану Абашидзе уехать как можно скорее. Так и было сделано.

- Как долго в Аджарии продлится президентское правление, и на какой срок вы планируете назначить там выборы?

- Я точно знаю, что президент настроен минимизировать срок президентского правления. Потому что мы заинтересованы в том, чтобы максимально быстро в Аджарии были назначены справедливые демократические выборы и жизнь там вошла бы в нормальную колею. Обычно выборы проводятся после двух месяцев от даты назначения. По нашей Конституции это так. Я не могу с уверенностью сказать, но может будет предпринята какая-то мера, чтобы ускорить эту процедуру, например, внести соответствующую поправку в закон. Хотя вы понимаете, что выборы нужно готовить, если мы хотим сделать их справедливыми и свободными. Мы должны дать возможность подготовиться и людям, и политическим силам. Уверяю вас, что президентское правление будет недолгим.

- По какой системе они будут проходить?

- Это будут региональные выборы, то есть это не будут выборы в центральный парламент, а выборы местных властей. По местным выборам у нас есть закон, который распространяется на всю Грузию, в том числе и на Аджарию.

- Как сложившаяся ситуация может повлиять на функционирование российских военных баз на территории Грузии, и в частности в Батуми и Ахалкалаки?

- Никак. Мы очень ценим то, что базе была дана однозначная команда: не вмешиваться, что бы ни происходило. И естественно, мы ценим то, что нам не мешают в урегулировании наших внутренних проблем. Россия подписала в свое время соглашение с Грузией о российских военных базах, я имею в виду Стамбульское соглашение 1999 года, где указано, что мы с вами должны договориться насчет сроков вывода баз из Батуми и из Ахалкалаки. Я думаю, что комиссия должна продолжить работу. Между прочим, мы этот вопрос обговаривали и с президентом Путиным, и на всех высших уровнях. Комиссия должна постараться наладить сроки, в которые базы должны быть выведены. Зная, что России с военной точки зрения и с точки зрения безопасности эти военные базы ни к чему, я абсолютно уверена, что без баз мы с вами будем лучше сотрудничать и теснее дружить. Так что база - это не определитель. А когда отношения хорошие - можно договориться о многом.

- Когда будут восстанавливать взорванные в Аджарии мосты и за чей счет? Будут ли заведены уголовные дела на тех, кто организовывал взрывы?

- Ну, вы знаете, конечно, взрывы мостов - факт совершенно потрясающий. Я была просто ошарашена и возмущена, что мосты были взорваны. Естественно, они будут восстанавливаться за средства бюджета Грузии. И уже начались проектные работы по восстановлению мостов, сейчас нужно хотя бы сделать какие-то временные переправы. Уголовное дело по факту, безусловно, возбуждено. Это - закон, и никто его не может изменить. Однако, как мы с вами знаем, президент Саакашвили дал гарантию неприкосновенности Аслану Абашидзе, министру внутренних дел и другим официальным лицам. Я думаю, что президент сдержит свое слово. И поэтому здесь говорить об уголовной ответственности - несколько формально. Нам очень жаль, между прочим, что во взрывах этих мостов принимал участие российский гражданин - генерал Неткачев. Но это тоже неприятно, но не трагедия, потому что достойные и недостойные люди есть в каждой нации.

Ольга Бобровская
Национальная информационная служба Страна.Ruhttp://nvolgatrade.ru/

Док. 204472
Опублик.: 06.05.04
Число обращений: 160


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``