В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Донатас Банионис: `НАТО все знают, а меня нет` Назад
Донатас Банионис: `НАТО все знают, а меня нет`

Донатас Банионис: `НАТО все знают, а меня нет`Знаменитый литовский актер за день до 80-летия рассказал `МК` о себе, войне и Путине

Будрайтис-Адомайтис-Банионис. Этот магический треугольник знаменитых литовских актеров долгие годы был для нас воплощением сладкой западной жизни. Вместе с их экранными героями мы гуляли по английским замкам, убегали от американской полиции и пили французское вино. С тех пор как Литва и сама стала для нас заграницей, минуло уже почти 15 лет. И где же наши старые знакомые? Регимантас Адомайтис мечется с одной европейской киностудии в другую, Юозас Будрайтис стал советником посла в России по культуре, а Донатас Банионис... А у него сегодня юбилей - замечательному литовскому актеру исполняется 80 лет. И уезжать из родного Вильнюса он никуда не собирается. Туда-то мы ему и позвонили.

- Господин Банионис?
И в ответ с характерным прибалтийским акцентом: `Да-да...`
- С каким настроением встречаете 80-летие?
- Ну-у, нормально. Хорошее настроение, наверное. Хотя немножко волнуюсь, как пройдет. Потому что в театре, в Паневежисе, будет торжественный прием... Торжественный концерт, вернее, покажут отрывки из моих фильмов, может, и мне придется выступить. Потом будет играть симфонический оркестр... В общем, большая программа. Вот и волнуюсь немножко.
- Волнение, сравнимое с выходом на сцену во время спектакля?
- Нет, перед спектаклем репетируешь, готовишься. Здесь же радостное волнение. Это другое, совсем другое.
- Ваш юбилей для Литвы - общенациональный праздник?
- Что вы, не дай бог! Нет, сейчас праздник - это вступление в НАТО. А мой юбилей... это событие совершенно другого уровня. Вот там - точно всенародный, любимый праздник. Все любят НАТО и этот, как он там называется... Эвросоюз (неповторимый колорит прибалтийского акцента). А меня не все любят.
- Почему? За что вас можно не любить?
- О чем вы говорите: многие даже не знают, кто я такой. НАТО все знают, а Баниониса не все.
- А у нас в России Баниониса знают все.
- (Смеется.) Может, в России и так, в Литве - нет.
- А еще у нас в России известные люди любят отмечать свои юбилеи пышно, торжественно, с помпой. А у вас?
- Не знаю, посмотрим. Впереди еще два дня. Когда все закончится - скажу вам. Может, ничего и не будет.
- Скажите, вы по-прежнему руководите театром в Паневежисе?
- Не-е-ет, что вы! Я ушел из театра уже шесть лет назад. И работаю по договору. Как актер. Куда меня приглашают играть, там я и играю. Постепенно все меньше, меньше. Сейчас осталось всего два спектакля: одна постановка в Вильнюсском национальном (подчеркивает интонацией именно это слово) театре - спектакль `Встреча` о Бахе и Генделе, и в Паневежисе играю, называется `У золотого озера`. Там у меня тоже главная роль. Вот и получается: в месяц один спектакль в Вильнюсе, один в Паневежисе.
- В Вильнюсе и в Паневежисе - здоровье позволяет постоянно переезжать из одного города в другой?
- Какой переезд, господи! Из Вильнюса в Паневежис всего полтора часа езды. Один-два раза в месяц - это ерунда. Если езжу в Москву, Петербург - вот это труднее, а Паневежис - какой вопрос.
- Господин Банионис, ваш друг и коллега Юозас Будрайтис теперь состоит на важной должности при посольстве Литвы в Москве. Вам никогда не предлагали занять тот или иной политический пост?
- Ни-ко-гда.
- Почему?
- Потому что знают меня. Я не политик. Да и кто меня будет звать, кому я нужен, господи. Да и не надо мне. Я состоял только в одной партии. И то потому, что так было надо. А сейчас не надо.
- Чем стал для вас развал Союза: трагедией или праздником?
- Праздником. Почему? Ну так праздник, если он праздник, это и есть праздник... Сейчас, секундочку. Тут мобильный - моя жена кричит, что очень важно... (Слышится ласкающая слух литовская речь - всего пара фраз.) Да, все в порядке - я уже поговорил. О чем мы с вами, напомните, пожалуйста.
- Говорили: почему для вас развал Союза - праздник.
- Ну так свободу получили.
- Но у некоторых ностальгия по тем временам.
- Кто был чиновником, конечно, у них ностальгия. А для меня - нет, я никогда не был чиновником и от советской власти не зависел. Абсолютно никакой ностальгии - наоборот, ну что вы.
- А помните 1940 год, когда советские войска заняли Литву. Вам же тогда было...
- 17 лет. Да, конечно, помню. Первые дни мы радовались. Нам в кино показывали `Веселых ребят` - казалось, наступит рай, а не жизнь. А через две-три недели выяснилось, что рая не будет. А потом начались страшнейшие репрессии. Когда за одну ночь вывозили людей - тысячами. Никто не знал, за что, почему. Ни суда, ни адвокатов - человек не мог понять, в чем его вина. За полчаса решили, что ты враг народа, - и в Сибирь. После этого радоваться уже не хотелось.
- Понятно, что дело давнее. Но в душе осадок остался?
- Но это же политика, чего обижаться. Тем более, после того как Сталин умер, стало полегче. Но что и говорить, `железный занавес` мне очень не нравился. Зачем закрываться, от кого? Ну терпел, а что делать, господи. Скажешь - ведь сам полетишь куда надо, в Сибирь.
- Господин Банионис, а правду говорят, что своей ролью разведчика в `Мертвом сезоне` вы повлияли на выбор профессии нашего президента?
- Вы знаете, если можете, спросите у него. Хорошо? А потом расскажете, что он ответил. Вот тогда я вам скажу: `Нет, это неправда` или `Да, это правда`. Я не знаю, что он ответит. Ну спросите, будьте добры. И перезвоните мне потом.
- Договорились. А вы сами с Путиным не встречались?
- Встречался.
- О чем разговаривали?
- Ну (смеется): `Добрый день` - `Добрый день`.
- О том фильме не вспоминали?
- Нет. Но вообще о кино разговаривали.
- Господин Банионис, а когда вы последний раз снимались в кино?
- Месяц назад, в Петербурге. Картина называется `Ленинград`. А до этого, правда, еще не закончил, это многосерийный фильм, называется `Ниро Вульф и Арчи Гудвин`. Сняли уже 18 серий и, говорят, что еще будем продолжать.
- То есть в Россию, в Санкт-Петербург, в Москву, вы с удовольствием приезжаете?
- Безусловно. Мне нравится: там и друзья мои, и люди хорошие.
- И напоследок. Не так давно, знаю, и вашей супруге Оне исполнилось 80. Для вашей семьи чей юбилей более важное событие - ваш или ее?
- О чем вы говорите! Супруги, безусловно. Она же женщина. А мой... чего там. Дома посидим, чай выпьем. И все.

Фото КАТИ ГАЙКИ
Московский Комсомолец
от 28.04.2004
Дмитрий МЕЛЬМАН.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204411
Опублик.: 28.04.04
Число обращений: 455

  • Банионис Донатас Юозас

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``