В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЗАЯВЛЕНИЕ Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации о недопустимости распространения идеологии неофашизма, расизма и ксенофобии Назад
ЗАЯВЛЕНИЕ Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации о недопустимости распространения идеологии неофашизма, расизма и ксенофобии
Комиссия по правам человека при Президенте РФ чрезвычайно обеспокоена обостряющимися проявлениями как в мире, так и в нашей стране, правоэкстремистской идеологии, расизма, фашизма и ксенофобии. За последние годы участились преступления на расовой почве. Однако до последнего времени прокуратура и суды крайне редко находили в подобных правонарушениях признаки ст.282 УК РФ - `Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды`. По всей России в 2001 году выявлено всего 7, в 2002 году - 16, а в 2003 году - 15 лиц, совершивших преступление по этой статье. Взывает крайнее беспокойство то, что высказывания, возбуждающие этническую и религиозную нетерпимость и агрессию, позволяют себе некоторые представители власти, служащие государственных учреждений и даже учебных заведений. Расистские высказывания оказывают провоцирующее влияние на молодежь, особенно на подростков, составляющих в этом смысле группу риска.

При этом Комиссия признает тот факт, что в последнее время правоохранительные органы стали заметно активнее возбуждать и доводить до суда дела по преступлениям, имеющим откровенно расистскую мотивацию, именно по ст. 282 УК РФ. Комиссия также приветствует заявление министра внутренних дел Рашида Нургалиева о необходимости неукоснительного пресечения преступных действий фашиствующих групп, в частности, <скинхедов>. Но одни лишь хирургические операции не приведут к выздоровлению общества. В данном случае, как и при борьбе с любыми видами преступности, следует принимать упреждающие меры.

Комиссия полагает, что бороться с распространением идеологии неофашизма, расизма и ксенофобии надо последовательно и системно. Нужно переломить рост национальной нетерпимости, что можно сделать, только опираясь на активную поддержку гражданского общества. В первую очередь необходимо:

Инициировать принятие Государственной Думой закона о преступлениях на расовой почве, который трактовал бы насилие, мотивированное расовой и этнической враждой, как основной квалифицирующий признак преступления, а не как отягчающее вину обстоятельство. Новый закон должен исключить необходимость доказательства наличия умысла при совершении подобных преступлений. Подобное законодательство уже принято в Англии, Германии, США и ряде других стран. В 2003 году ОБСЕ призвала страны, входящие в эту организацию, принять специальные законодательные акты об ответственности за преступления на почве расовой ненависти.

Расследовать с особой тщательностью все преступления, совершенные на этнической почве, и давать им адекватное освещение в средствах массовой информации.

Принимать самые решительные меры к руководителям и государственным служащим всех уровней, позволяющих себе высказывания, возбуждающие этническую и религиозную нетерпимость.

Приступить к созданию общественных консультативных советов при управлениях внутренних дел всех уровней - в целях выработки общей позиции милиции и общества по отношению к публичным проявлениям расизма. Прокуратуры на местах должны неукоснительно выполнять указание Nо 74 Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2002 г., предписывающее им установить сотрудничество с местными правозащитными организациями, которое в большинстве регионов до сих пор практически игнорируется.

Поручить Правительству Российской Федерации разработку и внедрение образовательных программ, направленных на развитие толерантности, а также на предотвращение распространения расистской идеологии как на уровне школ, начиная с начальных классов, так и в высших учебных заведениях.

Реализовать систему мер профилактического характера по выявлению и локализации экономических, нравственных, социо-культурных и иных причин, стимулирующих национальную нетерпимость и агрессию.

Текст на английском языке

The Presidential Human Rights Commission is deeply concerned with the growth of the right-extremist ideologies in Russia and worldwide, of the unhindered spread of racism, fascism, and xenophobia. Crimes based on racial hatred have become more often during the last years. However, until recently, prosecution offices and courts very seldom found in such crimes elements of offence provided by Article 282 of the RF Penal Code: igniting ethnic, racial or religious hatred. Only seven persons were charged under this article in Russia in 2001, 16 persons in 2002, and 15 persons in 2003. It is also very worrying that some politicians, civil servants and even mentors allow themselves speeches causing ethnic and religious intolerance and aggression. Public racist statements make a provocative impact on young people, especially teenagers who can be seen as a risk group is this respect.


At the same time, the Commission recognizes the fact that law enforcement agencies have become more active, as of lately, in investigating and bringing to court cases of race hate crimes under Article 282. The Commission also fully supports the statement of Minister of the Interior Mr. Rashid Nurgaliev who said it was necessary to put an end to criminal actions of fascist groups, particularly skinheads. However, surgery alone won`t cure the society. In this case, as in combating any other crimes, preventive measures need to be taken.


The Commission believes that fighting against the spread of neo-fascism, racism and xenophobia should be consistent and systematic. It is imperative to chine the racist sentiments, which will be possible only with the support of the active part of civil society. We think it necessary to take, as soon as possible, the following steps:



Initiate the adoption by the State Duma of a special race-hate-crime legislation, which would interpret violence motivated by racial and ethnic hatred as a separate crime, with race hate motivation being the essential element of crime and not merely an aggravating circumstance. This new law should exclude the requirement to prove a racist intention behind a race-hate-based crime. Similar laws have already been adopted in the UK, Germany, the US, and some other countries. In 2003, OSCE encouraged the member states to pass specific legislative acts imposing responsibility for crimes based on racial hatred.


Investigate thoroughly all ethnically based crimes and make the results public through adequate coverage in mass media.


Take resolute measures against officials and civil servants at all levels if they allow statements inciting ethnic or religious intolerance.


Create non-governmental consultative boards attached to police departments of all levels, in order to elaborate shared policies of local police and community as regards public manifestations of racism. Regional prosecutor`s offices should steadily follow Directive No.74 issued by the Prosecutor General of Russia on 17 December 2002, requiring that they collaborate with local human rights groups. This Directive has in practice been ignored in most of the regions.


Commission the Government of the Russian Federation to design and introduce educational programs aimed at promoting tolerance and blocking the spread of racial ideologies at all levels, from primary schools to universities.


Implement a program of preventive measures to reveal and identify economic, moral, socio-cultural and other reasons stimulating the growth of ethnic intolerance and aggression.http://nvolgatrade.ru/

Док. 204390
Опублик.: 27.04.04
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``